Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды30 мая 2011 22:00

Ульяна Лопаткина, звезда Мариинки: «Балерины не настолько дружны, чтобы их можно было поссорить»

Фестиваль «Звезды белых ночей» на этот раз расширил географию - из Петербурга добрался до Москвы [аудио]

Балетная труппа прославленного Мариинского театра привезла спектакль «Легенда о любви», где царицу Мехменэ Бану танцует народная артистка России Ульяна Лопаткина. А сегодня в Московском театре оперетты Ульяна Лопаткина представляет «Чайковский Гала», где произведения на музыку Петра Ильича, одноактные балеты, миниатюры и фрагменты спектаклей собраны вместе. Как и многие звезды мирового уровня, Ульяна интервью не любит. Но не воспользоваться случаем и не задать ей несколько вопросов - тоже грешно. «Легко ли телом выписать восточный иероглиф?» - Правда, что «Легенда о любви» - среди самых любимых ваших балетов? - Да, хотя я его танцую не так часто, как, например, «Лебединое озеро». Но всегда возвращаюсь к нему с особенными эмоциями. В «Легенде о любви» все упирается в рисунок танца, рассказанный языком восточных иероглифов. Телом выписать иероглифы - руки после болят от непривычных движений кистями. Графика - от кончиков пальцев рук до кончиков пуантов. Даже по дыханию этот спектакль отличается от «Баядерки», «Жизели», «Лебединого озера» куда более серьезной физической нагрузкой…

Что касается символичности спектакля, непонятности движений... Я люблю живопись. Для меня рисунок танца облегчает физические нагрузки балета. Он дает возможность забыть о том, что не удается. Для меня этот балет - один из самых сильнейших, невзирая на то, что у него не так много поклонников и жарких обожателей. - Ваша героиня, царица Мехменэ Бану, жертвует своей красотой ради сестры. На такие жертвы современные женщины не способны, разве не так? - Я думаю, что способны. Конечно, спектакль поставлен на усиленных красках: чтобы показать в течение трех часов борения души, нужно усилить и действия, и события, и переживания героев... Но утверждать, что не осталось людей, способных жертвовать собой ради кого-то или чего-то, - неверно. В каждой из нас это есть, просто не было случая в том убедиться. Хотелось бы верить, что и у меня хватит сил на такое в нужной ситуации. - Вы танцуете Анну Каренину в одноименном балете. Тоже великая жертва условностей и обстоятельств. И она тоже, по-вашему, может быть примером для женщин? - Ну нет, быть похожей на Анну Каренину - зачем? Зачем стремиться к тому, чтобы закончить свою жизнь самоубийством? Я не считаю Анну образцом для подражания... - В «Анне Карениной» танцуют три звезды: вы, Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова. Насколько остра между вами конкуренция? - У нас нормальные деловые отношения. Мы не настолько дружим, чтобы нас можно было поссорить. Важно уважать коллег за то, что они делают хорошо. Хотя вообще соперничество неотъемлемо от балетной профессии - просто оно не должно выливаться в войну, уничтожение друг друга. Это отбирает силы, мешает творчеству и профессии. Я стараюсь всегда нивелировать конфликты. Не всегда получается - но время ставит все точки над «i», все рассасывается. И потом, это нормально, когда зрители из года в год идут на «Лебединое озеро», «Баядерку», «Жизель» как раз благодаря танцовщицам, которые по-разному их интерпретируют… «Танцовщицы выглядят моложе сверстниц на 10 лет» - Балет - это и труд, и внутренние дрязги, которых зритель не видит. Вы своей дочери пожелали бы такую судьбу, даже успешную, как у вас? - Я не считаю, что профессия балерины сложнее и дрязг здесь больше, чем в других профессиях. Всюду свои трудности. Балетная жизнь - это постоянная тренировка. Но, с другой стороны, она дает подтянутость тела. Есть свидетельства, что балетные танцовщики выглядят намного моложе своих сверстников. И разница эта - в 10 лет. Наша профессия многого требует, но она многое и дает. Что касается моей дочери Маши, не думаю, что она станет балериной. В силу физических данных. Для нее это будет сложнее, чем для меня. Но если бы Маша была к балету способна, если бы у нее было желание - почему не дать ей попробовать себя в этой профессии? - Слышала, вы увлекаетесь живописью... - Это одно из моих увлечений. Я люблю рисовать для себя. В балете тоже важен рисунок, движение - руками, ногами. - Интересно, как в балетном мире оценивают: изначально важно быть «очень хорошим материалом» для балета? Или все компенсируют потом терпение, работоспособность? - Балет - как в начале, в середине пути, так и в конце - всегда труд. Другое дело - индивидуальность. Не только самого танцовщика, но и людей, которые работают с ним, открывают горизонты, дают веру в себя. Но труд как был, так и остается. Мы же работаем телом. Но это не только в тягость, но и в радость. Хотя каждому отпущена своя мера способности, лени и необходимости бороться с чем-то в жизни. - Вы суеверны, как многие артисты? - Нет, я верующий человек. Для меня принципиальны другие вещи. Не приметы, а вера. Одно другое исключает.