Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество24 мая 2011 12:45

Что спасет Россию от "демографической зимы"?

"Вся демографическая проблема разрешилась бы, если бы люди прекратили делать аборты", - считают гости программы "Прощеное воскресенье" (97.2 fm)

Антон Челышев:

- Сегодня говорим о демографической проблеме сквозь призму православия. И в гостях у нас директор института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов, представитель Всемирного конгресса семей в России, он же председатель оргкомитета Московского демографического саммита Алексей Комов и священник, руководитель проекта «Против абортов» Владимир Духович.

Начнем вот с чего. Где соприкоснулись позиции, взгляды на демографическую проблему России со стороны социологической науки и русской православной церкви? Где вы совпадаете по взглядам?

Игорь Белобородов:

- Ценности общечеловеческие. И здесь церковь никогда не противоречила науке. Наука тут никогда не диссонировала с догматическим преданием церкви. И есть прописные истины. Одной из первых заповедей была «Плодитесь и размножайтесь». И это было богоустановленная, естественная норма человеческой жизни. То же самое касается абортов, супружеских измен. И по всем показателям мы видим, что наиболее благополучны те семьи, которые придерживаются традиционного образа жизни. И семья в ее полноценном и научном понимании, религиозном – это союз мужчины и женщины. И здесь обязательно наличие детей. Даже в социологической интерпретации семья, не имеющая детей, она не именуется семьей, а называется семейной группой. Здесь нельзя никого дискриминировать, но такова научная фактология. Семья, которая не имеет своих детей, но их усыновила, она уже является семьей. Естественно, если бы не церковь, в целом, не религиозная институция, я думаю, тот негативный процесс, который семимильными шагами идет в мире - демографическая и духовно-нравственная деградация - он бы уже пришел бы к фатальному итогу. И человечество бы, наверное, вымерло. И есть подсчеты, что эти тенденции рождаемости сохранятся на ближайшие четыре-пять десятилетий, и в мире останется подавляющее большинство именно религиозного населения разных конфессий. Перефразируя выражение одного известного богослова, что атеисты показали свою полную неспособность к размножению.

Елена Чинкова:

- Отец Владимир, а как РПЦ помогает вытаскивать Россию из демографической ямы?

Владимир Духович:

- Могу рассказать про свою программу. Наша программа, которую мы назвали просто «Против абортов» заключается в следующем: мы пытаемся помочь девочкам молодым, незамужним и одиноким, которые забеременели, и страх перед грядущим рождением ребенка толкает их на аборт. Если причина кроется в отсутствии средств, мы помогаем таким девочкам в обмен на отказ от аборта. И мы гарантируем им содержание в течение года после рождения ребенка в размере 30 тысяч рублей в месяц. Это только материальная сторона. Так же пытаемся их опекать и следить за их духовным ростом. Реально мы материальную помощь оказываем сейчас десяти таким девочкам. И не с момента рождения ребенка, а с момента их обращения к нам.

Е.Чинкова:

- Сомневающаяся будущая мама может быть уверена, что если она пойдет в церковь, то ей выдадут эти 30 тысяч?

В.Духович:

- Да.

И.Белобородов:

- Я хочу акцентировать внимание на важности этой программы. Она общественная. Негосударственная. И по данным других организаций, других приходов удается спасти, как минимум, 10% детей. Если эту величину спроецировать на всю Россию, то мы в тот же момент, когда число отговоренных от абортов женщин достигнет 10%, мы ликвидируем депопуляцию, убыль. И переходим на позитивное демографическое развитие. И роль общественности в этом процесса колоссально важна.

Алексей Комов:

- Эта проблема глобальная. И есть такой стереотип, что в странах третьего мира нет проблемы демографической, что там перенаселение. Последние тенденции говорят о падении рождаемости абсолютно во всех странах. И скоро это коснется абсолютно всего мира. И есть такие расчеты, что к 2050-му году во всем мире будет на 250 миллионов детей возрастом до 5 лет меньше, чем сейчас. В Китае большая проблема старения населения. Как следствие политики одного ребенка - очень мало молодых людей. И они должны будут содержать огромную армию пожилых людей.

Грядущий Московский демографический саммит - беспрецедентная мероприятие. Идея – собрать демографов со всего мира, научное сообщество, политиков, бизнесменов, соцработников – реализуется впервые. Это произойдет 29- 30 июня в РГСУ, в крупнейшем социальном вузе страны. Всемирный конгресс семей, который его организует – это крупнейшая организация общемирового движения в защите жизни и семьи. Само движение на Западе существует уже 40 лет и включает десятки и сотни организаций, миллионы сторонников. Это та платформа, которая объединяет все эти организации. Они аккредитованы при ООН. И первый раз это будет мероприятие именно в России. Мы всех вас приглашаем. Приходите и участвуйте.

А.Челышев:

- Отец Владимир, как программа, которую вы курируете, может помочь стране? Десять девочек маловато…

В.Духович:

- Бесспорно. Вы понимаете, что это упирается и в какие-то материальные моменты. Надеюсь, что программа будет шириться. Вся демографическая проблема, которая существует, разрешилась бы, если бы люди прекратили делать аборты. По разным оценкам считается, что около двух миллионов абортов в год делается в России.

Задача церкви – не столько помогать деньгами. Роль церкви – свидетельство об истине. И истина в данном вопросе заключается в том, что это просто убийство. Убийство ребенка во чреве. Никаких исключений не существует. Ни срок, ничего не может оправдать эту ситуацию. Потому что с момента зачатия это полноценный человек, просто не выросший. И это убийство. По предварительному сговору. Это, по сути, плевок в лицо Богу. Потому что жизнь на земле дарит только Бог. Если мы ее отвергаем, то мы отвергаем Создателя.

А.Челышев:

- А контрацепция не является плевком в лицо Богу?

В.Духович:

- Есть в социальной концепции РПЦ указание, что есть разные способы контрацепции. Механические и химические. Те, которые приводят к выкидышу, это то же самое, что аборт. Механические средства – это дело духовника и того человека, который собирается их использовать.

Звонок от радиослушателя Кирилла:

- Мне кажется, что важно развеять миф в обществе о том, что опасно рожать в молодости, что это тяжело, что молодая мама с отцом или без него не в состоянии выносить ребенка и обеспечить его будущее. Общество считает, что сексом заниматься можно, а рожать нельзя. Это явное противоречие. Плюс осуждение молодых мам - думаю, общественное мнение в этом вопросе играет важную роль. Девочка может и хочет родить. Но ее окружение препятствует.

И.Белобородов:

- Миф мы сейчас развеем очень быстро. Согласно медицинской статистике, взглядам врачей, акушеров, возраст после 25 лет уже является более рискованным для родов, чем до 25. А после 28 лет – возраст повышенного риска.

Поведенческие факторы. Все очень верно подмечено. В США в 2006-2008 году и за этот период были реализованы серьезные образовательные программы, которые, в отличие от наших, пропагандирующих, в основном, планирование семьи, контрацепцию, «безопасный» секс (беру это слово в кавычки), совершенно другие. Их цель – спрограммировать ответственное поведение, избежание беспорядочных половых связей, неприемлемость абортов и супружескую верность. И на позитивный демографический императив. Многодетность, трое детей – норма. Результат превзошел все ожидания. Уровень подростковой беременности в США - самый низкий за последние 70 лет. И количество рискованных половых связей среди подростков тоже в десятки раз снизился. И вместе с ними снизились венерические заболевания. Все эти вещи регулируемые. Они во многом зависят от государства, от общества. Есть хорошие примеры социальной рекламы, в том числе и у нас. И, думаю, на Международном демографическом саммите тоже будут очень хорошие образцы.

Можно работать с ценностями человеческими. Необходимо желание и минимальная политическая воля. Вроде бы она есть. И проблема начинает сдвигаться.

Е.Чинкова:

- А у нас есть достойная государственная программа? Нашумевший материнский капитал как-то помог сдвинуть проблему?

И.Белобородов:

- Смотря для кого. Я считаю, что тех мер, которые делаются, недостаточно. Но первые шаги, в частности, озвученная президентом инициатива о предоставлении земельного участка после рождения третьего ребенка, это уже является демографической политикой. До этого мы занимались жалкими попытками политики семейной. Она ориентирована на повышение благосостояния семей, вне зависимости от числа детей. Демографическая ориентирована на изменение типа воспроизводства. В нашем случае, в отличие от Китая, в сторону повышения рождаемости.

А материнский капитал замыкается на двухдетности. Неинтересно рожать третьего. Не дают больше средств. Средства знаем, как выделяются. Практически на руки их не получают. Но этому есть свое объяснение - боятся повышения рождаемости в маргинальной среде. Но хочу сказать, что маргиналы рожают всегда, вне зависимости от пособий, льгот, продолжительности декрета. Они пьют, и когда получается, тогда рожают.

А.Челышев:

- Отец Владимир, вы сказали, что главная задача церкви – свидетельство об истине. Заниматься, воспитывать маленького ребенка сегодня в России сложно. Это проблема. Социальная поддержка оставляет желать лучшего. Проблема с детскими садами не решена. 150 молодых родителей голодают прямо сейчас, в эти минуты. И так повелось, что любой начальник, вне зависимости от формы собственности, скорее, возьмет человека, который рожать не собирается. Или возьмет холостого мужчину, чем молодую девушку. Она может забеременеть и уйти в декрет. А почему бы РПЦ на это внимание не обратить и здесь об истине не свидетельствовать?

В.Духович:

- Мне кажется, что если человек что-то делает и понимает свое предназначение на земле, смысл своей жизни в том, чтобы обрести вечное спасение и делает серьезные вещи во имя Господа, он верит, что никогда Господь его не оставит. И он преодолеет трудности и будет счастлив по-настоящему.

А.Челышев:

- Может, тогда отменить любую госпомощь и поддержку? И пусть по-настоящему верующие вопреки всему пытаются как-то выжить?

В.Духович:

- Может, тогда отменить медицинскую помощь? Если он верит в Бога, зачем ему лечиться? Как будет, так и будет. Мы призваны заботиться друг о друге. Это точно такой же долг, к чему и Господь призывает. И если государство и какие-то люди заботятся, они тоже выполняют свой долг. Это просто некорректный вопрос.

И.Белобородов:

- Но одно другому не мешает.

А.Челышев:

- Получается, государство не заботится.

В.Духович:

- Государство заботится в той мере, в какой может.

А.Челышев:

- А мы рожаем в той мере, в какой можем.

И.Белобородов:

- Дело в том, что мы рассматриваем репродуктивную активность в материальных координатах. А это процесс, который нематериален по своей природе. Рождение даже одного ребенка, согласитесь, оно невыгодно. Оно предполагает расходы, лишения, трату времени, альтруизм. Но неужели можно на чашу весов ставить материальные доходы и живого ребенка, уникальную личность? По-моему, это несопоставимые вещи.

Давайте вернемся на 100 лет назад. Не было ни пенсий, ни пособий. И в России рождаемость была самая высокая в мире. И наиболее высокая в Екатеринославской губернии. Это нынешняя Малороссия, Днепропетровская область. Там жили потомки сербов и греческие поселения. Это исторический максимум рождаемости был.

Дело не в том, что мы отменим какую-то государственную помощь. Обратным образом нельзя утверждать, что если мы повысим госдотации, то тут же население откликнется. Самая низкая рождаемость сегодня у обитателей Рублевки, наверное, а у среднего россиянина она немножко выше. Во всем мире у обеспеченных людей наблюдается серийная моногамия, последовательные разводы, браки, опять разводы. От каждого брака по одному-двое детей. И этот материальный миф полностью развеивается.

А.Комов:

- Данные многих исследований, а я сейчас занимаюсь написанием диссертации на эту тему в МГУ, совершенно точно свидетельствуют о том, что главным фактором является желаемое число детей. Это формируется, видимо, в молодости. И дальше государство может только помочь, стимулировать сложившуюся картину мира у человека. И мы видим, что в богатых странах, например, в Швеции, народ вымирает, самоубийства и там никто не рожает детей.

В.Духович:

- Я вижу людей, которые приходят в храм. Люди, которые пытаются жить по церковным законам, по законам веры, многодетные матери, которые совсем не обеспеченные, насколько они счастливее тех же самых людей с Рублевки. Это вопрос ценностей.

И.Белобородов:

- Рублевка в моем высказывании была как нарицательный образ.

В.Духович:

- В моем тоже.

Звонок от радиослушательницы Марины:

- Я из глубинки. И хочу сказать о том, что при средней зарплате в 7-10 тысяч какой разговор может идти о детях? И нет условий для образования детей! Ни жилья, ни работы! У меня один сын закончил колледж. Жилья нет. Он после армии, служил, старался. Они снимают квартиру с девчонкой. Живут впроголодь, чтобы обосноваться как-то в этой жизни, попробовать жить отдельно, без родителей. О каких детях может идти речь? Другой заканчивает институт. У меня душа болит! Мы живем в аварийном жилье. Работы нет.

А.Челышев:

- А что за глубинка?

Марина:

- Из Владимирской области. Я сама выросла нежеланным ребенком. И что видели в жизни? Зачем издеваться, пускать детей в этот свет?

А.Челышев:

- Итак, господа! Вот и ответ. По сути, вот ответ современной России.

И.Белобородов:

- А парадоксальная ситуация. Владимир не так далеко от Москвы. Глубинка условная. Уровень жизни низок. И я это никак не поддерживаю. Но миллионы мигрантов из Средней Азии, с государств Закавказья приезжают, не имея ни жилья, ни родственников, ни близких. Никаких доходов. И даже права на пособие. И имеют более высокие показатели рождаемости. Никогда не разводятся. Или очень редко. Есть, чему поучиться. И многие из них не делают абортов. Для них это неприемлемо, как и для воцерковленных православных. А мы, сидим на своей земле, кстати, самой богатой в мире и самой обширной территории, у нас для всех должно жилье найтись. Плотность населения самая низкая в Европе. И тут какие-то рассуждения! А, может, дело в нас? Нам не хватает активности, цивилизационной пассионарности? Почему китайцы осваивают приграничные районы РФ и уже строят планы, а мы у себя же на месте не может освоить наши же ресурсы? Эта парадоксальность меня все время беспокоит.

И если посмотреть статистику, сколько на душу населения приходится выпитого алкоголя, выкуренных сигарет, дорогих иномарок, ювелирных изделий, роскошных мобильных телефонов, то мы придем к выводу, что мы не так уж бедно живем. Просто наши приоритеты далеки от семейных ценностей. Давайте смотреть на себя. Государство – это мы. И давайте его вместе формировать.

А.Челышев:

- Вы считаете, что сыновья этой женщины только и делают, что пьют…

И.Белобородов:

- Нет, что вы. Но я не могу этого исключать. Судя по тому, какие нотки в голосе, как все плохо, я виду только иждивенческие настроения. Это не очень правильно. Нас приучили за советскую кровавую эпоху постоянно надеяться. Нет активности! Креативности мышления. Почему? Почему люди, совершенно далекие от нашей культуры приезжают, развивают бизнес, диаспорами захватывают целые отрасли экономики…

А.Челышев:

- Потому что там у них еще хуже! А если мы начнем проявлять эту пассионарность, то народ уйдет туда, где лучше. И не факт, что это лучше…

И.Белобородов:

- Да некуда нам уйти! Из Сибири куда идти? Понимаете, если Западная Украина граничит с Венгрией, Польшей, Румынией и так далее, им есть, куда идти. И то многие не идут. Я знаю, в Закарпатской области много многодетных семей. Всех устраивает. Хороший климат, плодородная земля. Развиваются, живут и ни на что не жалуются.

Дайте этой женщине триста тысяч пособия ежемесячно, все равно что-то будет не так.

А.Челышев:

- Очень коротко. Что должно нас спасти в демографическом плане?

В.Духович:

- Хотелось бы дополнить, что говорил Игорь. Существует несколько позиций к той жизни, которую мы имеем. Одна - жаловаться на все. А вторая – начать с себя. И жить по законам Божьим, а потом ждать что-то от властей.

А.Челышев:

- Но если среда этому враждебна, беззаконна…

В.Духович:

- Если этой среде поддаться, то никогда ничего не будет!

И.Белобородов:

- Среду формируем мы.