Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика3 мая 2011 8:23

Анатомия портового бизнеса Риги

За счет чего в Свободном порту латвийской столицы из года в год растут объемы переработки грузов [видео]
Источник:kp.ru

Как бы трудно ни было нынче в целом Латвии, Рижский порт продолжает движение вперед, стремительно наращивая объемы перевалки грузов. В течение последних девяти лет, несмотря на бури и штили в мировой экономике, его грузооборот удвоился - с 15 до 30 миллионов тонн.

В нынешнем январе грузооборот порта, по сравнению с этим же месяцем прошлого года, прибавил фантастические 23 процента! И это несмотря на метровый лед в Рижском заливе, какого не было последние десятки лет! Портовым службам пришлось работать в чрезвычайном режиме. Но они справились.

Руководство Рижского Свободного порта аплодисменты своим трудовым успехам воспринимает сдержанно.

- Это далеко не предел. Рост должен продолжаться. У нас два основных конкурента - Таллин и Клайпеда, и мы будем делать все, чтобы их обогнать, - заявил Леонид Логинов, который уже много лет работает здесь управляющим.

- Нынешний рекорд - это оценка наших усилий по развитию инфраструктуры порта, верности выбранной и реализуемой стратегии, - формулирует председатель правления порта, вице-мэр Риги Андрис Америкс.

«Мы можем все»

Главным оружием в борьбе за рынок стала мультифункциональность порта, которая позволяет быстро подстраиваться под колебания конъюнктуры. Нефтепродукты, уголь, контейнеры... В Рижском порту могут перегружать все.

Самое выгодное, конечно, - контейнерные грузы. Их обработка стоит в несколько раз дороже, чем, например, каменного угля, который тоже в больших количествах идет через Рижский порт. В позапрошлом и прошлом годах появились даже опасения, что Рига может стать «угольным» портом, но сейчас тревожная тенденция переломлена - количество перегруженного угля сократилось, а контейнеров, наоборот, выросло.

Каждый квадратный метр портовой территории должен приносить прибыль

Каждый квадратный метр портовой территории должен приносить прибыль

Если еще недавно почти абсолютную монополию в этой области держала компания BCТ, то сейчас у нее появились конкуренты - еще две фирмы. Что интересно: они так же, как и порт в целом, могут легко переключаться на другие виды грузов.

Ожидаемое оживление в мировой экономике не застанет Рижский порт врасплох: уже выделено место на одном из островков в устье Даугавы - Кундзиньсале - под строительство крупного контейнерного терминала при участии компании «Трансконтейнер», главного поставщика грузов. И это значит, порт готов к новому скачку.

Расписание на завтра

Председатель правления порта Андрис Америкс любит повторять: для того, чтобы удержаться на завоеванных позициях, порту нужно постоянно сохранять «спортивную форму», работая на перспективу.

Суда становятся все больше - такова мировая тенденция. А Рига должна быть в состоянии принимать любые суда, которые могут войти в Балтийское море. Для этого проводится углубление акватории порта - до 17 метров (такова глубина пролива, через который суда входят в Балтийское море). В октябре в Рижском порту обслужили самый большой в его истории корабль класса Panamax - водоизмещением 92 600 тонн. И это только первая ласточка, считают портовики.

Управляющий портом Леонид Логинов: «Рост должен продолжаться. У нас два основных конкурента - Таллин и Клайпеда, и мы будем делать все, чтобы их обогнать».

Управляющий портом Леонид Логинов: «Рост должен продолжаться. У нас два основных конкурента - Таллин и Клайпеда, и мы будем делать все, чтобы их обогнать».

Планируется углубить и причалы для пассажирских судов - с 9,2 до 10 метров, чтобы порт мог принять любое пассажирское судно. В прошлом году в Ригу прибыло на 10,5 процента пассажиров больше, если сравнивать с 2009 годом. Поданные на нынешний сезон заявки круизных судов позволяют строить оптимистические прогнозы на развитие этого сектора бизнеса.

Сейчас в Еврокомиссии на предмет выделения софинансирования находится на рассмотрении крупномасштабный проект, реализация которого может вывести Ригу в лидеры Балтики. В 2006 году началась работа по перемещению порта из исторического центра Риги за его пределы - на Криеву сала (Русский остров), ближе к устью Даугавы. Проект включает в себя строительство новых железнодорожных станций, что позволит быстрее доставлять грузы.

Выгода тут двойная: путь судна до портовых причалов сократится на 10-15 километров и для нужд рижан освободится городская территория. А вот пассажирские лайнеры по-прежнему будут прибывать в центр столицы.

Развивается инфраструктура еще на одном острове Даугавы - Кундзиньсале, который сам становится в миниатюре мультифункциональным портом, способным принимать все виды грузов, кроме нефти. Здесь планируется строительство холодильников - сейчас рассматривается два проекта. Будут расширены и возможности для перегрузки зерна. Один элеватор там существует еще с советских времен, проектирование второго начато.

Широкие перспективы открывает строительство терминала сжиженного газа в Рижском порту. В настоящее время рассматриваются два равноценных проекта. Первый: в Ригу на газовозах поступает норвежский сжиженный газ, который здесь выгружается и хранится. Второй проект предполагает, что в столице Латвии производится сжиженный российский газ, поступивший по газопроводу, который потом отправляется по всему миру.

Свой причал

- Каждый квадратный метр портовой территории должен приносить прибыль. Мы не заинтересованы в том, чтобы здесь паслись коровы или гнездились птицы, - говорит Андрис Америкс. - Поэтому делаем все, чтобы стимулировать предпринимателей к увеличению грузооборота. Плата за аренду снижается, как только с терминалов начинают уходить грузы. С теми, кто не в состоянии обеспечить грузопоток, договоры досрочно расторгаются, в том числе через суд.

Самое эффективное - когда поставщик грузов сам строит для себя терминал. Ведь вложив средства, он точно не оставит причал без работы. Такой путь избрал крупнейший российский экспортер удобрений «Уралхим», который строит в Риге свой терминал на два миллиона тонн. Предложения сделаны и другим партнерам.

- Мы заинтересованы в том, чтобы произведенная в Белоруссии продукция отправлялась в разные страны мира через Рижский порт , - говорит управляющий портом Леонид Логинов.

Однако возможности инвестирования за рубежом у белорусских предпринимателей ограничены, а потому Рижский порт готов сам вложить средства в строительство терминала или найти для этого инвесторов. Это будет первый подобный опыт. Есть все основания полагать, что потраченные средства скоро окупятся.

Во время недавнего визита вице-мэра Риги в Минск достигнута договоренность с вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко о перевалке калийной соли через Рижский порт в течение ближайших полутора лет. Речь идет о 6 млн. тонн удобрений, которые сейчас идут в основном через Клайпеду. Есть надежда и на увеличение объема в связи с открытием новых месторождений в России. Есть и другие варианты. В прошлом году Белоруссия переработала 16 млн. тонн нефтепродуктов, в этом планирует на 6 миллионов тонн больше, и перехватить эти объемы сможет тот, кто будет к этому готов лучше других.

Привлечение новых грузов станет задачей зарубежных представительств Рижского порта, которые предполагается открыть в ближайшее время. Примечательно, что во время недавнего визита президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву речь об этом шла на самом высоком уровне.

Общеизвестно: поставщики грузов, равно как и их заказчики, в условиях открытого рынка выбирают для их поставки самый выгодный и удобный путь. И Рига, будучи одним из 22 портов Балтики, готова каждый день доказывать, что этот путь пролегает именно через устье Даугавы.