Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество29 апреля 2011 21:33

Эфиопы целовали Федору Конюхову руки

Экспедиция «Роллтон» прошла от Аддис-Абебы до Аксумского царства [фото + видео]

Экспедиция «Ковчег Завета» известного российского путешественника Фёдора Конюхова под эгидой «Роллтон» финишировала в северной столице Эфиопии - городе Аксум.

На старт!

Путешествие началось на 1200 километров южнее Аксума, 25 марта в городе Харар. К Пасхе в Аксум (северная культурная столица Эфиопии) приехали сотни христианских паломников. 30 апреля они встретили русскогопутешественника древними песнопениями, язык которых считается церковным. Эфиопы целовали Федору Конюхову руки, а высокопоставленные чиновники христосовались с ним троекратно в знак поздравления с праздником Пасхи.

На пальцах рук большинства эфиопов можно было рассмотреть перстни из травы.Они так хитро ее переплетают, что получается крестообразная плетенка.Кресты тут повсюду: на современных храмах, камнях храмов Аксумского царства, которое существовало на территории Эфиопии с 400-го года до нашей эры.

Фото: Александр БОЙКО

Многовековой тазик и древние высотки

Археологи уже раскопали на территории Аксума три городища. Находки можно увидеть в местном музее. Среди экспозиции любопытен глиняный тазик с подставками для ступней, в котором древние эфиопы мыли, и распаривали термальной водой свои ноги.Но более всего потрясают огромные монолитные каменные стелы на центральной площади Аксума. Они выглядят, как современные многоэтажные высотки. В каждой есть высеченная в камне дверь с ручкой, а еще 11этажей со ставнями окон на три стороны света.

Что это: насмешка современного человека, который угодил в прошлое, или фантазия древнего человека? Один из хранителей аксумского музея указал на булатные скобы, которыми стянуты каменные блоки у основания стел.

Удивительно, но за тысячелетие они не подверглись значительной коррозии. Возникает множество вопросов: где взяли древние мастера легированную сталь, и как они вообще подняли 30-ти метровые монолитные стелы вертикально? Конечно, можно предположить, что они вырублены из скал, как лалибельские храмы, однако, и в этом случае это просто фантастические сооружения.

Местные верят в то, что на земле была цивилизация, которая не заглядывала в будущее, а возводила подобные объекты в память о своем прошлом, в котором уже имели место города, и даже многоэтажные дома, которые наша цивилизация стала строить лишь век назад. Красавицы с вырванными зубами

Маршрут к Аксуму был не простым. Пустынные плато сменяли крутые горные серпантины. Остановки для отдыха в знойные часы Федор Конюхов делал в деревнях, в которых живут народы амхаров, оромов, тиграев. У каждого народа свой язык и обычаи. Перечислять, все народности, и их особенности, занятие довольно бессмысленное. Действительно, в южной части Эйфиопии проживают ряд довольно занимательных племен, которые допускают к себе путешественников. Женщины племени Мурси вырывают четыре передних нижних зуба, чтобы проткнуть, а затем планомерно, до свадьбы растягивать нижнюю губу. Ровно настолько, чтобы в нее поместился глиняный диск, да диаметром побольше, чем у соперниц по племени детородного возраста.

Ведь, чем больше диск, тем больше детей по местным поверьям его обладательница способна выносить. Вот и соревнуются барышни на растягивание...

Однако, заметьте, не бриллианты, и розовые "Порши" задают моду среди южных красоток, а глиняные диски, которые подчеркивают готовность к материнству. Экзамен на половозрелость - бег нагишом по спинам быков

Есть еще одиозное племя хамеров, чьи юноши, переступив порог полового созревания, должны при скоплении всего племени пробежаться по спинам 13 быков, абсолютно нагими. После этого они, на полных правах присоединяются к мужской половине племени, чтобы пороть понравившихся им незамужних девок. А те подставляют им свои спины будто чужие.Делают все это в каком-то неистовом азарте, чтобы после обряда помериться с подругами количеством шрамов на пояснице. У кого их больше, та и есть, самая желанная невеста.

Язычники? Тут на память приходит праздник Вербного воскресения в России. Когда-то и у нас девок лупили по мягкому месту сорванной веткой вербы. Не так жестоко, но все же… Но, несмотря на это до боли знакомое "лупит, значит, любит". Не знаете местный язык? Вас съедят!

Эфиопские южане не стремятся расставаться со своими обычаями, стрелковым оружием, и не хотят учить государственный амхарский язык. А потому, возможность быть там не понятым, а потому убитым, а может даже съеденным, что более почетно, пока остается. Не побеждена там малярия, и прочие экзотические и смертельные тропические болячки. Экспедиция Федора Конюхова от Харара пошла строго на север к Аксуму. Этот маршрут возможно станет более насыщенным и безопасным для россиян. Однако и он таил в себе великое количество загадок. Несмотря на то, что в Эфиопии побывали сотни выдающихся путешественников, и даже вышки для беспроводного Интернета повсюду строят китайцы, многие горные уголки северной части страны остаются плохо изученными.

Фото: Александр БОЙКО

У каждого поселка по пять названий Составить представление о местных народах достаточно затруднительно.

Ведь первые более-менее подробные карты Эфиопии появились сто лет назад. Но до сих пор, каждый народ называет населенные пункты по-своему, а в Интернете можно найти с пяток различных друг от друга карт этой удивительной страны. Потому многие сегодняшние путешественники не могут найти населенные пункты, описанные в дневнике начальника конвоя Российской Императорской Миссии, в Абиссинии (устарелое название Эфиопии) Петра Краснова, что был издан под названием "Казаки в Абиссинии" в позапрошлом веке. Зажигалка для эфиопа - штука непознанная

Современные молодые эфиопы уже довольно сносно понимают, и говорят по-английски. При этом девушки мило закрываются руками, смущаясь объектива камеры. Однако любая безделушка от чистого сердца, а не деньги разрешают замешательство. Но не это интересно, а то как эфиопы-христиане, от мало до велика принимают подарок. Они берут его двумя руками. Этим они показывают свою благодарность и, что им дорого ваше внимание. Особенной популярностью пользуются шариковые ручки, а вот зажигалки для местного населения быстрее диковинка. Берут в руки, и не знают, как с ними поступать. В Эфиопии есть своя АрменияНа протяжении пути от мусульманского Харара до христианской Секоты ландшафты напоминали районы Абхазии и Армении. Что удивительно, в Эфиопии Арменией называется целый горный район, в котором и сегодня живут потомки выходцев из древней Армении. Некоторые высокогорные перевалы напоминают Альпы. Обезьяны там умеют ползать по скалам

Но попытки сравнить все это, как говорит Федор Конюхов "буйство красок" с чем-то знакомым, заканчиваются, когда на перевале Меду замечаешь стадо диких обезьян. За камнями прячется бабуин встречающейся только в Эфиопии. Мне посчастливилось сфотографировать самую крупную из узконосых обезьян бабуина Гелада. Этих бабуинов называют «обезьяны с окровавленным сердцем» из-за красного пятна на груди. Самец ревниво прикрывал своими оханьями отход десятка самок, которые заметив приближение людей, просто спрыгнули в километровую пропасть.

- Не волнуйтесь, - успокаивает гид, - ни одна обезьяна из-за вас не пострадала, у них пещеры в отвесной скале. – Вам только кажется, что они бросаются в пропасть, а на самом деле, при падении они цепляются за выступы камней, и оказываются в своей пещере.

Обезьяны чувствуют себя среди высокогорных пастбищ полновесными хозяевами. Права их ограничивает лишь камень запущенный натренированной рукой пастуха. Бабуины пришли на смену фашистам

На высоте 3,600 метров над уровнем моря эфиопы не селятся. Они уходят на перевалы на неделю, где пасут баранов и коз. Сами живут внизу в долине. По словам местных проводников, бабуины облюбовали место, на котором базировались в Эфиопии итальянские фашисты.

Попытки обследовать это место при помощи металлоискателя Garrett AT pro, дали поразительные результаты. Даже необученный работе с прибором сотрудник местной турфирмы по имени Тешале обнаружил серебряную талари Менелика Второго (серебряная монетка). Следом, в стандартном режиме поиска наткнулся на христианский крест из серебра. Пятиметровые ядовитые кактусы

Севернее Меды начинается провинция Тиграи. Это не только перемежающиеся с долинами горные хребты, но и леса удивительной красоты. В них фиолетовыми и желтыми цветами и пестрят акации. Но и они перестают поражать, когда встречаешь пятиметровые кактусы-подсвечники, которые известны нам, как кусты молочая. Чем севернее, тем растения встречаются выше, со стволом, как у обычного дерева. Их сок чрезвычайно ядовит. Именно в них втыкали перед схваткой свои копья и стрелы древние эфиопы, чтобы сберечь свою многовековую независимость.

В мирное время крестьяне рубят ветки кактуса на дрова, чтобы топить дома…

Фото: Александр БОЙКО

Птицы размером с дворнягу

Особенные тут и вороны. Они находят в себе смелость соперничать с превосходящей их пока популяцией орлиных и грифовых. Баталии за сладкий кусок разгораются как на пыльных дорогах у рынков, так и над долинами. Воздушные бои огромных птиц достаточно скоротечные, но захватывающие. Забавны и грифы, некоторые, размером с московскую дворнягу с любопытством караулят на деревьях любое скопление людей,надеясь на забытую кость после разделки туши.

Эх, Эфиопия - всё пыль да мухи!

Ночью на этих равнинах и предгорьях неожиданно возникали мощные пыльные бури, тропические ливни и даже торнадо. Мелкодисперсная красная пыль в секунды забивает глаза, нос, рот раздражает легкие.

Путник без сноровки может не только сбиться с пути, но и элементарно задохнуться. Одна из остановок Федора прошла в горной деревушке тиграев Нируак.Стены ее округлых домов сложены из осколков скальной породы. Внутри все довольно просто. Лавки, стулья из дерева, пол глиняный. Москитов практически нет, зато кусачей мошки, и мух в домах с избытком. Местные их вообще как-то не замечают. Мухи ползают у них по лицам, заглядывают в нос, глаза. Но они будто их не чувствуют кожей. Они с любопытством наблюдают за русским путешественником, который отмахивается от назойливых тварей. Плуг, словно распятие Из сумки был извлечен металлоискатель Garrett AT pro, который помог обнаружить на возвышенности деревни Нируак ритуальный топорик с насечками мастера. В местных деревнях уклад не изменился за тысячелетия. Работают коммуной. Женщины получают муку, дробя зерно в деревянной ступе, мужчины пашут землю на волах, которые тащат за собой деревянные плуги.

Особенно интересно смотреть на крестьян, когда они возвращаются домой с деревянным плугом за плечами. Он выглядит как распятие…

Дети занимаются собирательством, подростки охотой и гончарным делом. Когда появляется излишек зерна, местный совет решает продать зерно или расширить посевы. Если хватает сил, вырубают деревья, сжигают пни, а после в перемешанной земле с золой высеивают зерно. В российских учебниках истории этот метод называется подсечно-огневым земледелием первобытнообщинного строя.

Народы тиграев носят с собой топорики, которые по своей форме напоминают древнерусские.

Мужчины в юбках

Эфиопских мужчин можно встретить в юбках, напоминающих шотландские, а топоры имею форму буквы «Г» и напоминают кельтские. Местные говорят, что еще недавно племена оромо называли не иначе, как «галла», что созвучно с «галлами», словом, которым римляне называли кельтов.

В домах современных эфиопских "кельтов" доступно электричество, а в однотипном здании администрации даже свой полицейский и ксерокс. Вот только когда потребовалось снять ксерокопии с документов, пришлось ждать некоторое время. Единственный человек, кто умел пользоваться техникой ушел на охоту, и не вернулся. Стога-гнезда

Воду из источников носят дети,подростки и даже женщины, которые не могут вынашивать детей. Кто на ишаках, а более бедные на своих плечах в пластмассовых канистрах. Тиграи весьма наблюдательный и изобретательный народ. Если поставить стог сена на земле тиграев, его моментально съедят чужие овцы, а остатки разнесет ветром. Потому пастухи используют местные деревья с плоской кроной для сушки сена. Набрасывают сверху собранную траву на ветви, и она может там храниться сколько угодно, как женские волосы на щетке для волос. В этих стогах пастухи делают что-то наподобие гнезд, в которых они спят и наблюдают за пастбищем. Чистка зубов в режиме нон-стоп

Еще любопытное наблюдение: жители Эфиопии не выпускают из губ какие-то маленькие палочки. Они беспрерывно крутят их во рту губами. Сначала можно было предположить, что эти палочки являются неким наркотиком, от которого путники с вязанками дров и канистрами с водой на плечах набираются нескончаемой энергии. Но все оказалось намного интереснее.

Во ртах эфиопы носят очищенные от листьев веточки плодовых деревьев или пальмы. Кончик веточки разгрызается зубами, и становится похож на зубную щетку. Ей эфиопы чистят свои зубы, совершая губами нехитрые манипуляции. Эфиопы заняты этим беспрерывно пока бодрствуют, без зубной пасты и рук. Именно потому, зубы у местных белые, и выглядят ровными и здоровыми. Всё в дом, всё в дом

Дети постоянно кричат проезжающим мимо машинам "ю-ю-ю". Просят воды, или пустые бутылочки из- под нее. Остатки воды допивают, а сами бутылки продают на рынке по одному бырру (16 бырров равны 1 доллару).

В бутылки наливают воду и продают туристам. Подобное отношение к любому мусору. Потому на обочинах дорог нет свалок. Все горы и равнины густо настолько густо населены, что даже мусора на всех не хватает. Каждый тащит все в свой дом: пакеты, ветки, камни. Каждая веточка идет в строительство домов. Женские тапочки из автопокрышек

Из зверья члены экспедиции встретили лишь кабанчика и зайчика. Хищников, похоже, давно всех съели, а уцелевшему зверью не посчастливилось уцелеть во время войны с Эритреей. За то пернатых тут множество. Воробьи желтые и красные, орлов, грифов, цапель не сосчитать.

Север Эфиопии считается достаточно безопасным. В каждом населенном пункте есть христианский храм, мечеть и полицейский участок. Даже ночью можно встретить женщин, которые без опаски проходят десятки километров по горным тропам от одного селения к другому пешком. Вот это настоящие путешественники! Они передвигаются в одиночку, без фонарика в кромешной тьме, в одних тапочках, вырезанных из автомобильных шин. 12-летние мамаши и сорокалетние "старики" Моются и стираются эфиопы у мостов через горные реки. Никто не рассматривает занятого жизненно важным делом человека, и не указывает на него пальцем. Такое вот строгое, и религиозное воспитание.

Ночью в деревнях весьма оживленно гуляет молодежь. Днем можно встреть 12-14 -летних мамаш с грудничком за спиной. Детей действительно больше чем взрослых, но созревают они на солнце очень быстро. К семи годам они уже трудятся вместе со взрослыми в поле, к моменту полового созревания им наносят шрамы на правую бровь. Говорят, что так метят детей от сглаза. Через год-другой «дети со шрамами» вступают в близкие отношения с противоположным полом. Чем дальше от города, тем раньше.

13 месяцев палящего солнца (эфиопский год разбит на 13 месяцев) заставляют быстро взрослеть и стареть.

К сорока годам многие деревенские жители умирают от тропических болезней, а тем, кому посчастливится дотянуть до лет пятидесяти - выглядят 80-летними стариками.

Фото: Александр БОЙКО

Мечта о туристическом поломничестве Загадок современная Эфиопия хранит множество. Не нам, но кому-то обязательно удастся их раскрыть. Ведь для активного туризма бедная, но духовно богатая Абиссиния открылась всего семь лет назад. По словам сотрудников посольства Эфиопии в Москве ежемесячно 100 россиян просят выдать им визу (ее можно купить по прилету в аэропорту 760 рублей за два месяца). Конечно, не сравнить с потоком в Египет. Но когда Эфиопия обзаведется первоклассными отелями и дорогами, тур поездка в нее сравниться с путешествием в Кению. А значит, платить придется намного больше.

Тем, кто решится на поездку, не стоит обещать привезти магнитик на холодильник. Большинство местных сувениров это металлические христианские кресты различных форм и размеров (напоминают кельтские), а еще булыжники, в которых сверкает кристаллами горный хрусталь. Старинные вещи давно вывезены в зарубежные музеи, а Эфиопия наводнена подделками весьма неплохого качества. Много предметов из металла похожего на серебро и золото.

Части поделок действительно не один десяток лет, а пыли на них порой с палец. Не стоит покупать монеты, подделки разного качества в магазинах Аксума. Там попадаются красивые серебряные талеры с изображением Марии Терезы по 1000 бырров. Их достают с какой-то особой трепетностью из десятка коробочек и бумажек. Но стоит заглянуть в несколько лавок, приходишь к тому, что все эти серебряные "Терезы" вышли из-под одного штемпеля образца 1780 года. Либо какой-то счастливчик нашел пудовый клад (что сомнительно), либо их продолжают чеканить сегодня для туристов.

Когда будет слушать басни о том, что вот именно эту штуковину выкопали крестьяне из огорода, не забывайте о корнях эфиопского народа. Недаром оба наших народа чтят Александра Пушкина, чьи предки были абиссинцами.

Потому, если вы хотите купить подлинные античные монеты, ищите подальше от города, в какой-нибудь деревне. В одной из них металлоискатель Garrett AT pro вызвонил монету аксумского царька с тамплиерским крестом на аверсе. По законам Эфиопии вывоз монет, не находящихся в обращении, запрещён. Но в реальности никакого досмотра багажа в аэропорту Аддис-Абебы нет.

В поисках нетленного

Увидел Федор Конюхов настоящий Ковчег Ветхого Завета в Аксуме, или нет, уже не так важно. Это пытались сделать многие путешественники, испанцы, и даже войска Муссолини по приказу Третьего рейха.

По словам администрации аксумского археологического комплекса, встречая Федора Конюхова из часовни вынесли копию Ковчега Завета - Табот, который хранится в храме Святой Марии Сионской, как многие другие копии по храмам Эфиопии. Есть ли там настоящая реликвия – остается загадкой для нас, но не для верующих.

Местные специалисты утверждают, что 500 –сот тонные каменные стелы,что напротив главного аксумского храма, подняли вертикально с помощью силы настоящего Ковчега Ветхого Завета.

Экспедиция под эгидой «Роллтон» была широко освещена эфиопской прессой и телевидением. Напомним, что накануне старта Фёдора Конюхова принял президент страны Гырма Уольде-Гиоргис и благословил патриарх Эфиопской ортодоксальной церкви Абуна Паулос. По его мнению, это яркий пример народной дипломатии, направленный на развитие гуманитарного и культурного диалога между двумя странами имеющих многовековую историю дружественных отношений.

Фото: Александр БОЙКО

КСТАТИ

Безопасную еду можно купить лишь в крупных городках. В горных районах подают недорогой кофе из местной воды, которая небезопасна. Многиепутешественники не учитывают, что вода в горах закипает при небольшой температуре, что не гарантирует ее стерильность. В большинстве забегаловок подается лишь инжира. Это местный безвкусный блин, который подается с острым овощным наполнителем. После того, как в экспедиции стал заканчиваться "Роллтон", единственным спасением стали рыбные консервы и французские булки. Но после того, как выяснилось, что консервы просроченные ( в Эфиопию можно сбывать просроченный товар, так как там все еще 2003-й год), пришлось остановиться на булках и сухом молоке.

Репелленты использовались разные, однако реально отгоняет кровососов эфирное масло цитронеллы, купленное по совету бывалых в московской аптеке. Удобно оно и тем, что 10-миллиметровый флакончик помещается в нагрудном кармане, а одной капли масла хватает на пару три - четыре часа.

Рек и озер в горном районе Тиграи множество, но чтобы полюбоваться водопадами и полноводными горными реками сюда стоит приезжать поздней осенью. Хотя и осени в Эфиопии не существует. Только 13 месяцев знойного лета.

Смортите фоторепортаж:

Удивительная Эфиопия