Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество27 апреля 2011 22:00

Музыкальные занятия в детсаду станут платными, а в группы набьют по 40 малышей?

В почте «КП» накопились письма, по сути, с одним и тем же лейтмотивом: реформа системы образования Москвы приводит к тому, что родителям все чаще придется раскошеливаться

Есть ли на самом деле основания для таких опасений? Письма читателей я попросил прокомментировать главу столичного Департамента образования Исаака Калину. В РЕЖИМЕ «ПЕРЕДЕРЖКИ» На родительское собрание приходила тетенька из округа и рассказывала: со следующего учебного года детсады в Москве начинают работать в режиме «передержки». Воспитатели присматривают за детьми, кормят их, выводят гулять и укладывают спать. Все занятия оплачиваются по желанию родителей - 300 - 400 руб. на одного ребенка за одно занятие. Музработника, логопеда и психолога выводят за штат. Это теперь называется «рациональное использование бюджетных средств». Вита. - Ни у одного детсада, впрочем, как и у школы, бюджет в 2011 году по сравнению с 2010-м не уменьшился. Только увеличился. Так будет и в 2012 году. Так что нет никаких оснований говорить о каком-либо сокращении бюджетных услуг, - объясняет «главный по малышам в столице». - Стремление убедить родителей, что за занятия в детсаду придется платить, - это провокация. - Платных занятий не будет? - уточняю я. - Платные занятия были, есть и могут быть дальше. Но за пределами того, что оплачено за счет бюджета города. А объем этих услуг не может сократиться, потому что бюджет увеличивается. - Тогда давайте разберемся, что входит в бюджетные услуги. Занятия с логопедом входят? А уроки музыки? - Есть несколько программ дошкольного образования. В разных программах структура занятий разная. Детсад должен на своем сайте вывесить программу, по которой он работает, со всеми видами услуг. Задача воспитателя не только кормить детей и укладывать их спать. Занятия тоже в эту задачу входят. Подчеркиваю: программа реализуется в детсаду силами разных педагогов. Каждое учреждение само решает, каких педагогов оно привлекает в пределах имеющегося фонда оплаты труда. И рост фонда оплаты труда гарантирует то, что количество специалистов, которых можно привлечь к работе с детьми, остается стабильным. Если в детсаду работал логопед - никто его выводить за штат не будет. А музкальные занятия, насколько я помню, вообще входят во все программы для дошколят. ПРО ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТЬ ГРУПП В нашей группе с нового года под 40 детей. Так говорит воспитательница. Мол, теперь ограничение по количеству малышей снято. При этом штат не увеличивается. Что за безобразие! Марина. - Количество детей в группе определяется новыми СанПиНами: в ясельной группе на каждого ребенка должно приходиться 2,5 кв. метра площади, в детсадовской - 2 метра, - объясняет Калина. - Так как у нас в детсадах нет помещений больше 50 кв. метров (а в основном в районе 48), наполняемость в детсаду должна быть не более 24 - 25 детей. - А говорят, теперь, чтобы уменьшить очередь в детсады, под группы переоборудуют спортзалы и музыкальные классы. - Как по проекту в детском саду предусмотрено, так все и останется. Другое дело, если в групповом помещении оборудован методкабинет или музей... В ОБХОД ОЧЕРЕДИ Я была в очереди в детсад второй. А вчера включила компьютер и увидела свою фамилию на 24-м месте. Как такое может быть и куда жаловаться? Мила. - Сначала в управление образования округа, он ближе. В крайнем случае в Департамент образования. Так как очередь электронная, то в течение получаса можно разобраться, что произошло, и восстановить справедливость. Но есть случаи объективные. Например, появление льготников. Есть несколько законов, которыми установлен их перечень. Приехали новые люди. Или заселили рядом с детсадом дом. Пришли люди с документами льготников. Мы им отказать не имеем права. ПРО ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛЫ В этом году был жуткий ажиотаж. Народ пробивался в хорошие, престижные школы. Но в Москве 82 тысячи первоклассников, а мест в первых классах 87 тысяч. 5 тысяч мест останутся пустыми. Значит ли это, что школы, где не наберут положенных 25 человек в первый класс, закроют? Андрей. - Если школа в районе, где только что сданы дома, - понятно, что на следующий год классы будут укомплектованы. А если это школы там, где все заселено, выход один - работать и предъявлять свою работу обществу так, чтобы семьи вели детей именно в это учреждение. Закрывать такие школы мы не будем. Но хорошо, если у директора будет программа действий, которая позволит школе стать конкурентоспособной по сравнению с соседними. Вот если сами не справятся, могут быть другие решения - и замена руководства, каких-то других специалистов. А может, они призовут на помощь другую школу, у которой более успешно складывается деятельность. Путей для привлечения учеников много. Сейчас, например, ведется работа по перепрофилированию помещений под дошкольников. Важно, чтобы у школы был школьно-дошкольный блок. Вообще в идеале хорошо бы иметь целый комплекс, где есть и дошколята, и начальная, основная, и старшая школы. Плюс, чтобы на этой же территории было учреждение дополнительного образования. Такие центры образования в Москве уже есть. - А профиль школа может поменять, чтобы стать более востребованной? - Может. Но выполнив обязательства перед теми детьми, которых уже набрали. Скажем, если набрали ребят, пообещав изучать немецкий язык, то их должны выпустить. А новый набор можно делать, делая ставку на изучение английского. - А если зайти с другой стороны? Почему бы в школах, куда народ ломится, не открыть дополнительные первые классы? - Такая возможность будет предоставлена, если у школы появится желание. Почему физтех и мехмат МГУ не открывают филиалы? Потому что сложно собрать столько высококвалифицированных кадров, которые бы работали на уровне этих факультетов. То же самое и со школами. Сегодня у математической школы № 57 три здания. Мы готовы и дальше их расширять, но они сами против - у них есть самоограничение. ПУГАЮТ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ С нового учебного года все школы переходят на новые стандарты для начальных классов. Учительница моего сына сказала, что стандарты не так-то просто освоить. Если учителя не справляются, что же будет с детьми? Марина. - Учителя начальной школы Москвы - профессиональные люди. Им не нужно переучиваться, чтобы освоить новый стандарт. Им просто нужно повышать свою квалификацию. Москва еще два года назад сформировала 186 школ в качестве стажерских обучающих площадок. Так что я не сомневаюсь, что система повышения квалификации учителей успеет подготовить нужное количество грамотных и современных педагогов. У вас есть еще вопросы к руководителям системы образования Москвы? Присылайте их по электронной почте milkus@kp.ru. Мы постараемся и на них получить ответы.