Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Василий Песков27 апреля 2011 22:00

Василий Песков рассказывает...

- Василий Михайлович, поздравляю с выходом Ваших книг

Это хороший подарок нашим читателям. А давайте вспомним Пескова-читателя. Ваши первые книжки? Первые книжки… Я еще не умел читать. Вспоминаю: сижу на коленях отца и слушаю, как он читает книжку с картинками. Странно, но помню слова: «Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик…» И еще: «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток…» - А позже… Позже я научился читать. Первой запомнившейся книжкой была «Животные-герои» Сетона-Томпсона. Чья-то заботливая душа подарила мне этот клад, наблюдая, как я охочусь на воробьев, ловлю жуков и лягушек. Помню, как звали героев той книжки: волк Лобо, волчица Бланка, трущобная кошка, голубь Арно… Уже живя в Москве, роясь в книгах у букиниста, вдруг увидел с детства знакомую книжку… На глазах появились даже слезы радости. В том году с Борисом Стрельниковым мы собирались в путешествие по Америке, и я подумал: хорошо бы увидеть места, где жил писатель. - Ну и что, увидели? Представьте себе, увидели. В журнале National Geographic встретили мы старого человека, который близко знал Томпсона. Он написал дочери записку, чтобы она нас встретила…

В дальние страны...

В дальние страны...

Дорога нашего путешествия лежала у города Санта-Фе. И мы за- ехали в дом, где до 1945 года жил писатель. Дочь его показала нам картины, написанные художником, его рукописи, рисунки для книг на плотной бумаге. Показала, где отец сидел у костра с друзьями-индейцами. Показала нам горы, окружавшие «дом Сетона», где с самолета развеян был прах писателя. (Родился Томпсон в Канаде.) Дочь удивилась, что в России хорошо знают отца. «Редкий школьник не читал рассказы «американца». - Очень интересно. Но ведь Вы не читали только рассказы о животных. Какие книги Вам запомнились больше всего? Да разве можно перечислить все, что прочитано! Во время войны книжку давали на два-три дня. Некоторые я читал ночами у коптилки. Учительница спросила у мамы: почему у меня воспаленные глаза? «Ночами читает…» - «Да разве можно так читать?» Мама стала коптилку прятать. - У каждого есть любимые книги или хотя бы запомнившиеся… Я много прочел, как и другие, случайного. Скажу навскидку, что запомнилось. С детства запомнился «Дубровский» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, книги Жюля Верна, Джека Лондона, книга о жизни Пушкина Вересаева, «Тихий Дон» (дважды прочел в разные годы), книга «Наполеон» Тарле и с наслаждением читал Пришвина, Паустовского­, Бабеля, всеми любимые «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», книги о войне - «В окопах Сталинграда», книги Бондарева и маленький шедевр Носова «Красное вино Победы». Ну вот, что называется, навскидку. - А поэты, на Ваш вкус?.. Пушкин, Есенин, Твардовский и мой земляк Анатолий Жигулин. - А что прошло мимо Вас?

ПУТЕШЕСТВИЯ

ПУТЕШЕСТВИЯ

Странное дело. Достоевского не мог заставить себя прочесть... - Сейчас, в восемьдесят лет, читается по-прежнему с удовольствием? Да! Но боюсь повредить зрение, читаю до полночи, а раньше случалось читать до утра. - А как же телевизор? Я как-то уже говорил об этом. На телевизор вовремя поставлен был крест ради возможности иметь время для чтения. - У Вас, наверное, большая домашняя библиотека. Что главное в ней? Главное, что всегда требуется для работы, - книги о природе, о путешествиях, об интересных людях. - Чаще всего требуются?.. Книги Брема, книги охотника и знатока жизни рыб Сабанеева, книги по истории, о войне, о путешествиях и особо любимые книги. - Без чего, например, обойтись было нельзя? Ну, например, прежде чем лететь к таежникам Лыковым, надо было как следует понять историю староверчества, прочесть, сидя в библиотеке, несколько серьезных книг, и в первую очередь «Житие» Протопопа Аввакума. Еще пример. Собрался лететь на Аляску и обнаружил, что мы совершенно не знаем «Русскую Америку». Продали сознательно и позабыли об этой земле. Ничего, кроме Джека Лондона, я не нашел. Благодаря писателю я сумел «прикоснуться» к Аляске, понял, почему для Джека она была землей, достойной его таланта. Кстати, мы в России ценим и понимаем Лондона лучше, чем американцы. Я был на Аляске четыре раза, и в этой «дюжине» книг есть книга с названием «Аляска больше, чем вы думаете».

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

- Теперь несколько слов о путешествиях. Где интересно было побывать? Друг мой, интересное можно найти в любом месте, например, в Антарктиде - полетать над ее белыми просторами, посмотреть, как живут там зимовщики, увидеть пингвинов, которые раньше не знали людей. Был я и на Северном полюсе - провожал и встречал экспедицию «Комсомольской правды». На полпути сбрасывал груз с самолета, в грузе был пакет с нашей газетой. Дмитрий Шпаро рассказывал, какое значение имела наша поддержка. «Каждый вечер после ужина читали, как молитву, газету с очерком Пескова «Они идут»…» Нельзя описать радость встречи с ребятами на полюсе. - А какие места можно назвать для Вас самыми желанными? Особый разговор об Африке. Я бывал там шесть раз. Рассказы об этих местах можно прочесть в книгах… А в нашей стране - Камчатка! Я был на ней более десяти раз и еще бы побывал с радостью - край земли, океан, горы, горячие источники, вулканы, ловля рыбы, охота, разно-образные звери и птицы. Всё это Камчатка! - А вот в целом страна - какая вам интересна? Целый мир открывает для путешествия Америка… - Вы несколько раз бывали там… Шесть раз (не считая Аляски). Однажды с Борисом Стрельниковым были долго. - Я читала Вашу книгу. Это было большим событием. Как случилось это большое путешествие? Борис работал в «Комсомолке», а потом в «Правде» - собкором в Америке. Приезжая в Москву, обязательно бывал в нашей редакции. Много интересного рассказывал. После «Голубого зала» я брал его за пуговицу, и мы часа два сидели вместе. Однажды Борис сказал: «Ты интересно расспрашиваешь. Не поехать ли нам вместе?» Долго говорили об этом, и я согласился, но с условием: не будем касаться большой политики - природа, простые люди, история Америки. И еще. Мне надо год, чтобы подготовиться к этому путешествию. Борис был очень щедрым человеком. Он принял мои условия. И я сел за книги. Прочел по выбору почти пятьдесят. (Оглядываюсь на прожитое… Книга была всегда лучшим учителем жизни!) Но одно дело ездить туристом, другое - писать об увиденном. Писали одновременно - Борис в Америке, а я - в заповеднике за Москвой. Друг мой позже рассказывал: «Прихожу с работы. Ты сидишь зеленый от напряжения…» Но работа шла. Через полгода я положил главному редактору на стол рукопись. Читал он (Борис Панкин) два дня. Звонит: «Отличная работа! Сразу будем печатать». - А получилась бы книга, например, о Франции или Индии? Думаю, что нет. Слишком глубок был «культурный слой», как говорят археологи. Америка - другое дело. Все тут свежее - «культурный слой» тонкий, а внизу неглубоко - глина. Историю Америки легче понять… - Вспоминаю Ваше вертолетное странствие. Как родилась эта идея?

ПРИРОДА

ПРИРОДА

Во сне! Приближалась круглая дата - 50 лет страны. Я подумал: хорошо бы сделать пятьдесят снимков разных мест и объектов. Стал вспоминать и увидел: почти всё интересное уже снято. Я приуныл. Но голова работала в прежнем направлении. Однажды ночью проснулся: снять надо сверху - с птичьего полета! Стал думать, как обойти цензуру - сверху сделанные снимки публиковать не разрешалось. Дошел до большого начальства. Уговорил. Разрешили. Теперь надо добывать вертолет или маленький самолет. Добился. Чтобы не подвести друг друга, публикации должны появляться в нулевые числа каждого месяца. Я доставляю добытые снимки, а редакция аккуратно публикует. Год длилось это путешествие. Съемка Кремля, потом вулкан на Камчатке, церковь в Кижах, Днепрогэс, родина Михаила Ломоносова, хлебное поле на Украине, усадьба Толстого «Ясная Поляна», город Ростов Великий… И так далее. При этом надо на месте проявить пленку, показать снимки военному цензору, потом лететь в Москву в редакцию… Думал, на ходу упаду. Ничего! Снимки были хорошими, и я хоть и не высыпался, но до конца, до праздника выдержал. - Ничего не случилось плохого? Удивительное дело, ничего! Только разбился стриж о винт вертолета во время съемки Останкинской башни, которую еще строили, и на самолете из Пржевальского отряда пилоты, приземлившись у пастухов в горах, распили с ними бутылочку «белой». Летели домой между вершинами гор. Но я почему-то спокойно сидел у окошка с мыслью: ничего со мной не случится… Ну и хватит, наверное, вспоминать… - Спасибо, Василий Михайлович! Двенадцать хороших книжек «Оглядываюсь на прожитое… Книга была для меня лучшим учителем жизни» Читатели «КП» хорошо знают слабость автора этих книг к путешествиям, природе, к интересным людям… Мы уверены: каждый читатель найдет в двенадцати книгах то, что ищет…

Двенадцать хороших книжек

Двенадцать хороших книжек

ПУТЕШЕСТВИЯ Книги помогут вам побывать на Камчатке, в Америке, в Индии, в Африке в разных местах, в Антарктиде, степях и горах. ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ Встречи с маршалом Жуковым, летчиком Девятаевым, угнавшим при бегстве из плена немецкий самолет. С чукчей, восемьдесят лет прожившим в тундре слепым и воспитавшим шестерых детей. Вы прочтете документальную повесть «Таежный тупик». С этого снимка на вас смотрит Агафья Лыкова. ПРИРОДА Книги расскажут о тех, кто живет с нами рядом - кто бегает, ползает, летает и плавает. Вы узнаете о поведении и заботах животных. Эта работа сделана с любовью к читателям. В книжках вы найдете много авторских фотографий, и для каждой книги художники сделали около тысячи рисунков. Книги будут продаваться по выбору покупателя. Внимание! Комплект из всех 12 книг серии «Василий Песков рассказывает» можно купить в течение двадцати дней (с 28 апреля по 17 мая) с большой скидкой - 40%. Таким образом, весь комплект книг будет стоить 3120 рублей - включая доставку в любой регион! Заказы на комплект принимаются по телефону: (495) 737-04-80 (раб. дни с 9.00 до 18.00, мск); по e-mail: «club@knigovek.ru; по адресу: 127206, Москва, а/я 24, сервисная служба; по факсу: (495) 737-04-81. В Москве книги будут продаваться в магазине «Комсомольской правды» по адресу: Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 (ст. м. «Динамо», автобус № 22 или пешком до нужной улицы).