Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды22 апреля 2011 15:45

Надежда Бабкина: У нас культуры в обществе нет вообще

Народная артистка России побывала в гостях на радио «Комсомольская правда» [аудио]

Гостем передачи «Суперстар» на радио «Комсомольская правда» (97,2 ФМ) в понедельник была народная артистка России Надежда Бабкина. С певицей беседовали Оксана Фомина и Инна Поцелуева.

И.Поцелуева:

- Сегодня у нас в эфире долгожданная гостья, народная артистка России, основатель и руководитель ансамбля «Русская песня», потрясающая, яркая, красивая женщина, Надежда Бабкина.

Н.Бабкина:

- Здравствуйте, девочки, здравствуйте, радиослушатели. Рада всех приветствовать и спасибо что пригласили.

И.Поцелуева:

- Как вас было не пригласить. Очень долго ждали, спасибо, что нашли время. А повод для встречи - большой юбилей 35 лет ансамблю «Русская песня».

Н.Бабкина:

- Дело в том, что 35 лет ансамблю «Русская песня», вы говорите, небольшой юбилей. Но ведь на нашей эстраде мало коллективов, которые могут столько лет прожить, столько лет идею пронести. Столько лет реализовываться, столько лет быть востребованными. И, в общем-то, знаете, иметь успех, держать эту высокую планку. Я искала свой почерк, стиль, ни на кого не похожий. А получилось это в целом – направление в жанре русской народной песни. И вот это направление 35 лет живет и ему многие пытаются подражать и многие подражают.

И.Поцелуева:

- Вы их подражателями называете, а они себя многие единомышленниками, товарищами по цеху.

Н.Бабкина:

- Единомышленники, это те, которые придумали свое направление, но работают в этом жанре. А подражатели – те, которые за основу взяли то, что уже создано кем-то и нацепили на себя, и приукрасили своим чем-то. И, дай Бог, им продержаться там, лет надцать. Более того, я единомышленниками считаю не только тех, которые служат народному творчеству, народному жанру, любой национальной культуре, а работающих в разных направлениях и в симфонической музыке, и в классической, в рок-музыке, в джаз и поп музыке. У меня там огромное количество друзей-единомышленников – люди, которые себя реализовывают для того, чтобы мир стал лучше, добрее, радостней.

И.Поцелуева:

- Легко полуобнаженной натурой раздвигать себе путь куда-то. Вы никогда таких путей не искали. Это действительно такая большая любовь?

Н.Бабкина:

- Да.

И.Поцелуева:

- Это сильная харизматическая личность руководителя, уж простите, что я вам так в лицо это открыто говорю.

Н.Бабкина:

- Слава Богу. Спасибо вам большое.

И.Поцелуева:

- Это действительно люди, которые тесно сплоченный коллектив. Денег, может быть, нужно туда вбухать?

Н.Бабкина:

- Вбухать много чего надо. И, к моему сожалению, может быть я не внушаю доверия, но никогда не было инвестора, который бы сказал: «Ты знаешь, ты делаешь правильно и в память наших предков и наших родителей за то, что ты держишь это знамя, национальное самосознание укрепляешь, мы хотим тебе помогать – инвестировать». Не суть, что давать наличными деньги. Это как бы, знаете, очень ненадежно. Условно говоря, я всегда найду, куда их потратить. Я, например, вижу, в театре, не хватает занавесочек, на креслах сиделки подпортились. Я сразу бы туда бухнула, чтобы изменить внешний вид. Но, к сожалению, этого никогда не было. Я не жду и с протянутой рукой не стою, а продолжаю действовать. Я все равно работаю, понимаете? Это моя любовь, любовь к своей стране, любовь к моим родителям, к тому месту, где я родилась. Я человек деревенский, и я помню воспитание. Вы говорите, с голым торсом можно много чего пробить. У меня даже мысли такой не было. И голый торс, и мягкая постель, и все остальное. То есть, просто принципиально я совершенно другого склада человек. Меня воспитывали по-другому.

И.Поцелуева:

- А были предложения?

Н.Бабкина:

- Вы знаете, я, честно говоря, даже и не помню. Может быть, меня побаиваются? Знаете, я как-то легко без этого обходилась. У меня тяга к мужчинам совершенно иная - я просто их люблю! Люблю очень красивых женщин. Но в целом, конечно, я обожаю мужчин, когда мне знаки внимания оказывают, когда приглашают на свидание. Особенно тот, который мне дорог или любопытен. Страсти-мордасти и переживания, и восхищения, и дурь в голове. Но то, чем я занимаюсь, это моя жизнь, мое самосознание, моя реализация. Я чувствую себя счастливым человеком, потому что я правильно дело делаю. Я создала 35 лет назад ансамбль «Русская песня», в студенческие годы. Сегодня это государственный Московский театр «Русская песня», в котором 11 коллективов, включая детскую студию с четырех по семнадцать лет. Мне маловато было деятельности только в «Русской песне». Я выросла из этого, приобрела опыт, знания, а теперь они должны быть, так сказать, в масштабе распространены. Я готова ими делиться. Мне показалось и этого маловато. И я создала государственную программу фестиваль, марафон «Песни России», где я езжу по всей стране, с огромным количеством разных национальных культур, что составляет Россия. Таким образом люди начинают понимать, кто живет в России. Мы сегодня разобщены, мало друг о друге, чего знаем, все время только веселимся. Сегодня слово культура подменили на развлекуху. А ведь слово культура включает в себя совсем иное.

И.Поцелуева:

- Надежда Георгиевна, может просто ХХI век и может и надо только развлекаться? В советские времена не пристало советскому человеку развлекаться, а сейчас – ну пускай развлекается народ.

Н.Бабкина:

- Я хочу сказать, что молодость – промежуток временный, дорогие мои. А вас устраивает, когда идет пожилой человек и молодежь проходит мимо, толкает, плюется, швыряет, никогда место не уступит, ни в метро, ни в автобусе, нигде. Вас это устраивает?

И.Поцелуева:

- Риторический вопрос, конечно, нет.

Н.Бабкина:

- А это знаете отчего? У нас культуры в обществе нет вообще. В целом культура, это всеобъемлющее слово страны, культура народа, культура нации. Случилась в Японии беда – посмотрите, какая культура общества, никакого мародерства. Мне стыдно стало: почему мы не можем так делать? А могли бы. И основания у нас к этому все есть. И национальное самосознание велико, и каждая традиция в любой национальности – великая. Так почему мы это не используем в плане культуры общества? Почему? Меня это возмущает и удивляет. И где-то даже настораживает.

И.Поцелуева:

- Вот вы, как руководитель, будь вы сейчас руководителем страны, какую-нибудь программу такую придумали бы серьезную?

Н.Бабкина:

- Я давно придумала эту программу. Почему, руководителем страны? Я являюсь художественным руководителем и директором Государственного театра «Русская песня». И программа мной придумана, и я ее пытаюсь каким-то образом протолкнуть наверх. Но, видите ли, никто не хочет это слышать. Вы же сами сейчас только что сказали мне, ну зачем нам это надо.

И.Поцелуева:

- Я не сказала, что это совсем не нужно, просто, чтобы было всего много.

Н.Бабкина:

- Всего много только тогда появляется, когда ты осознаешь, что ты уважаешь идущего навстречу человека. Что ты приходишь домой, соседей уважаешь и улыбаешься. И нет агрессии, зависти, злобы, бесчинства и безнравственности. Образовав сегодня новую структуру полицию, у меня кроме смеха это ничего не вызывает. Как они могут общаться на вы? Откуда они будут знать три языка? Простите, пожалуйста, как они будут защищать человека? Сначала надо воспитать общество, культуру.

И.Поцелуева:

- Сколько же можно его воспитывать? Все остальное оставить на потом – пока не воспитаем.

Н.Бабкина:

- Нет, параллельно надо все делать. Министерство Культуры тоже смотрит на меня с диковинкой, когда я им предлагаю какие-то масштабные проекты. Вот поддержала меня Администрация Президента, Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал движение – я являюсь в Совете по делам казачества при Администрации Президента. Мы поддерживаем развитие казачьей культуры на всех этапах по всей стране. Это только казачья культура, а у нас есть еще Чувашия, Мордовия, Удмуртия…

И.Поцелуева:

- Вы говорите, что Министерство Культуры смотрит как-то так, с удивлением на ваше предложение.Так чьему мнению они тогда доверяют?

Н.Бабкина:

- Ничьему. Своему. Я же ведь исполнитель, вы понимаете? Я человек законопослушный. И поэтому я не от кого не завишу. А кому это понравится? Надо же, чтобы не против шерстки, а чтобы все было тихо, гладко и спокойно. А тут пришла Бабкина, с каким-то проектом. Заставит шурудить всех, а не дай Бог, работать еще заставит. Не надо нам никаких проектов. А то, что я не предлагаю никому работать, а предлагаю самой возглавить это движение. В плане реализации работы. Побаиваются.

И.Поцелуева:

- Не рассматривать ваше предложение нельзя, а поближе подпустить страшновато.

О. Фомина:

- Вы сказали, что 20 лет у нас не было понятия «культура». И, темнее менее, у нас есть фольклорные исполнители, этнические, которые страшно востребованы. Достойных вы видите? Продолжателей…

Н. Бабкина:

- Не путайте этническую музыку, фольклорную, которую пели когда-то в деревнях. Эта музыка сопричастна с трудовой деятельностью. Она не может быть на сцене. Она может быть как дополнение к развитию души, отдыха и так далее.

А есть музыка, которую ты из ста песен той этнографии, выберешь пару и будешь на сцене ее исполнять, например песня «Кукушечка». Мало кто занимается поиском народной музыки. А этническая существует по сей день. И хорошо. Но ее послушаешь пять минут, и ты экзотики уже вот так наелся. Она и тогда была, во времена СССР, не такая уж огромная, а сейчас и тем паче.

И. Поцелуева:

- А есть специальные люди, которые ездят по деревням, собирают…

Н. Бабкина:

- Где вы много деревень видите? Особенно людей, которые когда-то жили и эти традиции хранили. Остались считанные единицы.

И. Поцелуева:

- Таисия дозвонилась в студию.

Таисия:

- Надежда Георгиевна, я восхищаюсь вашей красотой, характером, творчеством. Однажды видела концерт, где вы пели песни, романсы. И мне так понравилось! Вы выступали как эстрадная певица. Почему вы так больше не поете?

Н. Бабкина:

- Дело в том, что не хотят. Я бы с удовольствием, но…такая Бабкина никому не нужна, к сожалению. Давай нам повеселее! Зажигай! Мне это тоже порядком поднадоело. Знаете, что такое формат? Это тогда, когда нравится одному человеку. Например, продюсеру канала, радиостанции. А неформат – это когда нравится всем остальным. Вот я неформат. И до тех пор, пока эта игра будет происходить, я не буду звучать ни на радио, ни на телевидении в таком варианте.

И. Поцелуева:

- Вас можно увидеть в программе «Модный приговор». Был период, когда были только вы. Потом появилась только Лариса Вербицкая. Я уж было решила, что вы оттуда ушли. Н.Бабкина:

- Дело в том, что я – художественный руководитель «Русской песни», у меня колхоз очень большой. И когда у меня есть гастроли, плановые или нет, реализация моя – это сцена и я бегом туда. Но если это совпадает со свободным временем, то я сижу и снимаюсь.

И. Поцелуева:

- А вам что-нибудь дало участие в этой программе:

Н. Бабкина:

- Мне кажется, это любому человеку дает. Мода – это некое самообразование. И ты не всегда успеваешь следить за тенденциями и прочее. А там ты всегда в теме, слышишь, что и как. Сейчас очень много появилось красивых женщин, людей, молодых и в возрасте. Появились офисные дресс-коды. И хорошо, когда это в руках профессионалов, знатоков, которые знают правила моды, стили знают и так далее.

Для меня это тоже наука, из которой я много черпаю. Когда я создаю костюмы ансамбля «Русская песня», я прибегаю к помощи профессиональных художников. Сейчас мы работаем с Вячеславом Зайцевым. Он изучает древнерусские костюмы и их лекала, сам ездил и покупал, соединял ткани по цветовой гамме. Мы работаем, как два художника: я – со звуком, он – цветом и древнерусскими эскизами. Стоя на сцене, ты вызываешь аплодисменты у людей за свой внешний вид, за песни… Когда песня звучит, твой костюм – сопровождение твоей песни и твоего внутреннего «я».

И. Поцелуева:

- Есть телефонный звонок у нас. Ирина, здравствуйте!

Ирина:

- Вы так радуете нас своим жизнерадостным позитивным искусством! Спасибо, что в вас нет зависти, злобы. На одном из концертов, по-моему, на юбилее Винокура, вы очень хорошо под цыган сработали. Так здорово пели! Я так понимаю, вам близка культура многих наших народов российских. И хотелось бы вас попросить: могли бы вы организовывать фестивали российской культуры, чтобы принимали участие не только ваш ансамбль, но и кавказские, дагестанские… Чтобы люди узнавали культуру народов, которые рядом с нами живут.

Н. Бабкина:

- Я с вами полностью согласна. Я говорила, что организовала фестиваль-марафон «Песни России», который определяет объединение наших разных национальных культур. А сословия этнические – у нас два всего. Это казачья и цыганская. И хотим мы этого или не хотим, у нас с рождения это все внутри кипит. Как только «Цыганочка» заиграет, так у всех ручки и ножки идут в пляс! Причем, у молодежи, у взрослых, у кого угодно.

У меня эти программы на ТВ. И приезжала сюда добрая основная часть России, Кавказ в том числе, и юг России и Север. У нас была Бурятия, Якутия, Краснодар, казаки, Чечня, осетинцы, Воронежский хор, Пятницкий. И когда все это соединяется – духовный мощный пирог такой! И хочется радоваться!

И. Поцелуева:

- Давайте послушаем Людмилу!

Людмила:

- То, что вы у нас народная и всеми любимая – все знают. Но я хочу вам сказать спасибо за то, что к простым людям относитесь хорошо, не свысока. Когда было десятилетие вашего коллектива, я наблюдала, вы к простым людям хорошо относились. И года два назад, в «Останкино», когда была передача, посвященная Пахмутовой или Добронравову, то там одна известная артистка немножко стушевалась, не за тот столик ее посадили… И мы наблюдали, как вы успокаивали ее…

Н. Бабкина:

- Я помню. Но я хочу сказать, что я вас всех благодарю за поддержку. 18 мая у меня будет в театре на Садово-Черногрядской сольный концерт.

И. Поцелуева:

- Спасибо вам большое, что пришли! С юбилеем театра!

О. Бабкина:

- Спасибо вам, девочки!

Ведущий : Инна ПОЦЕЛУЕВА и Оксана Фомина

В гостях : Надежда Бабкина, Певица