Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Неформат: Статьи22 апреля 2011 6:29

Пять историй: Самые известные логотипы рок-групп

Как создавались рисунки, которые сегодня знают миллионы меломанов?

40 лет назад, 23 апреля 1971 года, стартовали продажи альбома группы «Rolling Stones» «Sticky Fingers». Собственно, эта история вовсе не о «роллингах». Точнее, не только о них. В 71-м на вышеназванной пластинке впервые появилось ныне всемирно известное изображение логотипа группы – огромных губищ и длинного языка. Самое время вспомнить истории еще нескольких рисунков, которые стали серьезными торговыми марками.

«ROLLING STONES»: ЯЗЫК ЗА 50 ФУНТОВ

Известно, что заказ нарисовать логотип группе «Rolling Stones» студент лондонского Королевского Колледжа Искусств Джон Паске получил после того, как пришелся ко двору созданный им же постер европейского турне «роллингов». Говорят, Мик Джаггер притащил юному таланту изображение индийской богини Кали – на канонических фресках она многорука, имеет кожу синего цвета, а еще – длинный язык, которым хлещет кровь «плохишей» (Кали у индуистов за мировой порядок отвечает). История умалчивает, чей язык произвел на Паске большее впечатление – Кали или самого Джаггера. Однако то, что он в итоге нарисовал, теперь считается специалистами самым известным в мире рок-логотипом.

Впервые Язык с губищами был явлен народу на обложке альбома «Sticky Fingers» (1971).

Известно, что за свою работу скромняга Джон Паске получил от группы 50 фунтов. Через два года, когда уже стало ясно, что ясный и запоминающийся образ уходит в виде различной атрибутики просто влет, «роллинги» подкинули ему еще пару сотен фунтов.

Любопытно, что оригинал самого первого эскиза логотипа «Rolling Stones» хранился у Паске на протяжении многих лет. В середине двухтысячных годов художник сообщил прессе, что готов продать этот раритет. И сумму назвал – 300 тысяч евро. Покупателя искали долго. В итоге рисунок был куплен лондонским музеем Виктории и Альберта, в котором выставляются шедевры дизайна и декоративно-прикладного искусства. Правда, заплатил музей куда меньше – около 100 тысяч долларов.

«AEROSMITH»: СТИВ ИЛИ НЕ СТИВ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Если «роллинги» дошли к логотипу только к своему девятому по счету альбому, то американская группа «Aerosmith» разместила свои знаменитые «крылышки» уже на второй пластинке («Get Your Wings», 1974). При этом известно, что логотип-то был создан еще тремя годами ранее, почти сразу, как команда определилась с названием. Считается, что создатель картинки - Реймонд Табано, который играл на гитарке в самом первом составе «Aerosmith», а покинув коллектив (без скандала – нужно признать), возглавил первый фан-клуб Стивена Тайлера со товарищи.

Хотя насчет авторства есть некоторые разночтения. Некоторые рок-исследователи считают, что Реймонду Табано в создании логотипа помогал Тайлер. А сам солист «Aerosmith» в своих интервью не раз заявлял, что «крылышки» он придумал сам, и баста!

«AC/DC»: ХОТЕЛИ НА РАЗ, ПОЛУЧИЛОСЬ НАВСЕГДА

Надпись «AC/DC», выполненная готическим шрифтом и перебиваемая молнией, впервые появилась на обложке мини-альбома «Let There Be Rock» (март 1977). Ее авторство принадлежит дизайнеру Герарду Гуерте. Шрифт был им скопирован из знаменитой Библии Гутенберга. Ну а молнии… Они логичны, если учесть, что названа австралийская группа была «в честь» чуда цивилизации – возможности электроприборов работать на переменном и постоянном токе.

Интересно, что изначально логотип задумывался для единичного использования на обложке одного конкретного альбома. Однако после появления на пластинке «If You Want Blood You’ve Got It» (1978), он стал официальной «торговой маркой» группы.

«QUEEN»: СДЕЛАЙ САМ И ЗАРАНЕЕ

Фредди Меркьюри, как известно, получил фундаментальную специальность дизайнера – он учился в художественном колледже. Логотип «Queen», который он создал в процессе записи первого альбома группы, весьма удачно подчеркивает выбранное (а еще точнее - созданное) музыкантами направление «симфо-рок». В витиеватом обрамлении буквы Q был зашифрован весь состав команды по знакам Зодиака – два Льва (басист Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор), краб (он же Рак) олицетворяет Брайана Мэя, ну и сам Фредди (Дева) в виде двух фей.

А над всем этим – священная птица Симург, королева всех птиц, покровительница людей из иранской мифологии (Фредди Меркьюри, которого на самом деле звали Фарух Бульсара, был иранцем по национальности).

На обложках альбомов, атрибутике группы логотип зачастую использовался в усеченном варианте – в виде заглавной Q, тянущейся лентой и короной.

«АЛИСА»: ПРИВЕТ ОТ ПАПЫ ПОП-АРТА

Многие «алисоманы» по сей день рассказывают друг другу, что знаменитое начертание слова «АлисА» со стилизацией букв А в виде звезд, дело рук знаменитого дизайнера, папы поп-арта Энди Уорхла. Якобы, мэтр придумал его за пару минут, «бахнув» размашисто на баночке от супа – когда прослушал пластинку «Красная волна». (Этот вышедший на Западе двойной диск продюсировала Джоанна Стингрей, а помимо «Алисы» на нем были песни «Кино», «Аквариума» и «Странных Игр»).

Логотип «Алисы» - вне всяких сомнений, самый удачный и сильный графический символ русского рока. Простой, логичный и запоминающийся. Вот только Уорхол здесь не причем. Солист группы Константин Кинчев неоднократно заявлял в интервью, что эту байку выдумал бывший участник «Алисы» Святослав Задерий. Байка, нужно признать, вышла хорошей и крепко въелась в мифологию русского рока. А между тем, у популярного логотипа есть вполне себе отечественный автор. Придумал эти А-звезды - красные на черном - художник Андрей Столыпин, часто сотрудничавший с группой. Он же оформлял обложку альбома «Шестой лесничий», на котором лого появилось впервые. Тогда же появились и первые майки с известным рисунком, которые мгновенно разошлись на «ура» и предопределили дальнейшее бурное использование символа на значках, футболках, флагах и прочих плоскостях.