Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество20 апреля 2011 22:00

Александр Мешков: Как я на Алтае Шамбалу искал

Наш корреспондент отправился в Горный Алтай на поиски таинственной страны счастья Беловодья

Часть вторая. Краткое содержание первой части: Александр Мешков приезжает в Уймонскую долину в поисках легендарного Беловодья, страны, где творятся чудеса и живут счастливые люди. Он, словно усердный сеттер подбитую утку, ищет всякие чудеса, замки известных людей, но его ждет горькое разочарование. В долине нет ни одного, даже завалявшегося, замка. Но прогрессивный журналист не оставляет надежды и прет вперед за сенсацией, как самец алтайского марала весной за очаровательной маралочкой. Мешков узнает, что некие пришлые люди, сектанты, прячутся от конца света в драконьих яйцах… Ойаым - хорошо с тобой сидим! Под горой изба стоит. Над избою дым валит. Значит, дома кто-то есть. Во дворе, в сладкой истоме, греясь на солнце, дремлет лайка. Завидев меня, даже не приподнявшись, лает беззлобно, скорее из этикета. Кричу гортанным криком международный клич путников: «Э-ге-гей!» Выходит невысокий алтаец в камуфляжной форме. (Здесь все отчего-то ходят, словно солдаты неведомой армии, в камуфляже.) Познакомились. Виктор Иванович Катынов, учитель истории, наставник местных буддистов, коренной уймонец. Его предки пришли в эти места много веков назад.

Так выглядит почти готовый дом-сфера.

Так выглядит почти готовый дом-сфера.

- Я тут читал, какой-то краевед переводит «Уймон», как «Коровья кишка»! - говорит он бесстрастно. - Это смешно! Они даже нас, коренных жителей, не спросили. Мы всегда говорили не Уймон, а Оймон. «Ой» - это по-алтайски мудрость. «Уй» - это корова! Знаешь такую песню? (Поет.) Ойоым, ойоым, ойым, ойаым, ойаы-ы-ы-ы-ы-ы-м-м-м-м-м-м! - Нет, - честно признался я и покраснел. - Странно. Так вот, «ойаым» означает «понимание»! А «оймон» - «долина десяти мудростей»! При чем тут корова? - Говорят, у вас тут чудеса случаются? - А как же! - соглашается алтаец. - Здесь древние горы и духи живут в них. Показал мне Виктор Иванович свое хозяйство. Трактор, «уазик», аил - традиционное круглое летнее жилище алтайца с дыркой в потолке. Внутри - очаг. Прошли в дом. Обстановка аскетичная: кровать, стол, лавки, телевизор. На лавке - топшур (алтайский струнный инструмент), на полке - шоор (алтайская дудочка). В углу - гитара. - А давай сбацаем вашу, алтайскую! - предложил я. - Ты только не снимай на видео. Я не люблю…. И ударил алтаец по струнам топшура, и запел удивительным горловым пением, и столько искренности было в пении том, что восторг переполнил душу мою. (Тайком снимал я его песни на камеру.) Потом угостил меня алтаец ядреным чегенем (кислая алтайская про­стокваша) и баштаком (алтайская брынза) и до околицы проводил. Хотел на прощание ему показать видеозапись, но не обнаружил записи той. Что за чертовщина?

«Двое из яйца, похожие с лица».

«Двое из яйца, похожие с лица».

На окраине села встречаю другого приветливого алтайца. - Говорят, вас тут сектанты одолели? - У нас сектантов нет! Они в Мульте, в драконьих яйцах живут! - буднично отвечал алтаец. Кто, кто в драконьих яйцах живет? Очарованный красотой гор и долин, я стал серьезно подумывать о том, чтобы остаток жизни прожить в неге и праздности именно в Уймонской долине, а именно в селе Мульта. Уж больно название на Мальту смахивает! Село Мульта - маленькое. Рысью за полчаса можно обежать. - Где тут сектанты живут? - спрашиваю пацана, пришедшего по воду к колонке. Перстом, словно Ленин, указал малец мне путь. Драконьи яйца в Мульте не утаишь! Яйца дракона за версту видать - возвышаются над домами черными шарами. Вхожу во двор сектантов под саундтрек заливистого лая собаки. Во дворе конь в яблоках жует солому. На пороге появляется справная отроковица. Назвалась просто Юлей. Из Красноярска приехала. - Ну как - жить здесь можно? - интересуюсь. - Да мы год как пере­ехали! Здесь здорово! Появляется Юлина мама Ирина. Приглашает внутрь драконьего яйца. Три этажа в яйце. Печка. Тепло. На стене - карта желаний, устроенная по всем правилам эзотерической науки, что свидетельствует о том, что обитатели шара способны творить чудеса. - Да, нас тут, конечно, все сектантами считают. Потому что странно людям: как это сразу несколько семей одновременно переехали, такой странный дом построили и вместе живут! А мы продали квартиры и построили такой дом. И нам все равно, что про нас думают.

Виктор Катынов - один из немногих, кто хранит секреты игры на топшуре.

Виктор Катынов - один из немногих, кто хранит секреты игры на топшуре.

- Сколько стоит дом построить? - Четыре миллиона. - Говорят, староверы не любят приезжих? - Может быть. Но у них своя жизнь, у нас - своя. Назвать этих людей оригиналами или ­«безумцами» не поднимается язык. С точки зрения эниологии (науки о законах обмена энергии) сфера-жилище для человека более комфортное, чем дом с прямыми углами, поскольку является более естественным для его энергетики. Основа жизни - в яйце! Куры и драконы редко несут квадратные яйца. Купола церквей, мечети, юрты и другие жилища первых людей имели сферические формы. Голова наша тоже не всегда квадратная. - Вы, если будете покупать тут землю, у нас сначала спросите. А то обдерут как липку. Тут такие цены задрали! - напутствовала меня на прощание Ирина. Дом купить - не Катунь переплыть Правление села Мульта расположилось в скромном деревянном Доме культуры. - Здравствуйте. Я из Москвы. Дом желаю купить в Мульте! - с порога говорю я сидящей за столом женщине. - Это хорошо, - одобряет она мой выбор. - У нас многие москвичи строят дома. По-моему, Епофрас Серапионыч продает дом. Эх! Только цены сейчас высокие! - Деньги не проблема! - машу беспечно я рукой. - Другое дело: не испортим мы ваш мирный уклад? - спрашиваю озабоченно. - Да почему же? На­оборот, оживление будет. Работа у молодых будет.

«Порубили мужики лес красивый у реки!»

«Порубили мужики лес красивый у реки!»

- А кого тут называют «рерихнутые»? Смеется тетенька. - Москвичей, наверное. Их тут много. Ты ступай в Ёжкин край! Они там все. Это в Замульте. Иду по Ёжкину краю. Ускоренными социалистическими темпами идет интенсивное строительство. Высокими куполами устремляются в небо деревянные особняки. Мимо проходит поросший дремучей бородой ёжкинец. Приветливо кивает мне. Славкой звать. - А почему Ёжкин край? - спрашиваю. - Здесь в основном ­йоги живут! Я тоже йог! Пчел помогал сегодня выставлять. Видишь, как покусали! - он показывает распухшие ручищи. - Сам-то с каких краев будешь? - Я - человек мира! - гордо отвечает Вячеслав. - Меня тут многие бесплатно жить пускают. Помогаю всем. Зимой за домами приглядываю, топлю. Многие тут только летом живут. За невысоким забором бородатый мужичок копается в огороде. - Бог в помощь! - кричу ему. - Кто-нибудь продаст мне тут дом? - Насчет дома не знаю. А участок купить можете. Вон тот, 10 соток миллион сторгуетесь. Володя, так звали моего гипотетичного соседа, приехал сюда двадцать лет назад туристом, да так и не смог уехать от такой красоты. Дом купил, потом еще построил. Чем живет? Натуральным хозяйством. А в основном за счет маленького туристического бизнеса. Туристов принимает. С питанием комната 1200 рублей стоит в сутки, без питания - 800. Так все тут делают.

В Замульте идет бойкая торговля участками.

В Замульте идет бойкая торговля участками.

Не рубите, мужики! Покидая этот сказочный край, я испытывал двоякое чувство. С одной стороны, душу мою переполнял восторг от соприкосновения с полудикой природой, исполненной первозданной чистоты. С другой стороны, мною овладела тревога. Гуляя по склонам гор, я встречал тут и сям многочисленные пластиковые бутылки. Эта древняя, волшебная земля, воспетая народным эпосом и Рерихом, сегодня уже скуплена предприимчивыми бизнесменами и перепродается уже гектарами, о чем свидетельствуют многочисленные объявления. Жутко мне стало от мысли, что очень скоро наступит время, и достигнет этих мест всесокрушающая, всепоглощающая сила цивилизации. Ушлый пройдоха возведет здесь киоски, рестораны, особняки, отели, торговые центры, сауны и блудилища мерзкие. Пьяный рев мастеров караоке сотрясет вековые скалы. Пивные реки сольются с прозрачными водами Катуни. Запах шаурмы, левого вискаря и лаваша перебьет аромат трав и свежее дыхание гор. А какой-нибудь талантливый скульптор, воодушевленный красотой окружающей среды, соорудит памятник горе Белухе в натуральную величину! Процесс-то, как говорится, пошел. И придется староверу, как встарь, опять искать себе новое Беловодье... Справка «КП» Пословицы уймонских староверов Жена верховодит - так муж по соседям ходит. Свой дурак дороже чужого умника. Муж с женой бранятся, да под одну шубу ложатся. У плохого мужа жена всегда дура. Кто детям потакает, тот в старости слезы проливает. Жена для совета, теща для привета, да нет милее родной матери. Не хвались отцом, хвались сыном-молодцом. Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. Бог не Микишка, ему не поставишь кукишку. Пока жива мать, она должна поучать. Мужик пьет - дом стоит, баба пьет - дом горит. Справка «КП» Уймонская степь - это межгорная котловина на территории Усть-Коксинского района Рес­публики Алтай, между Теректинским хребтом на севере и Катунским на юге. Протяженность - около 35 км, ширина - 10 - 12 км. Шамбала - мифическая (ой ли?) страна в Азии, место нахождения Великих Учителей, упоминающаяся в древних текстах «Калачакра-тантра», «Махабхарата». Она невидима для простых глаз, и только чистые сердцем найдут к ней дорогу. Николай Константинович Рерих (1874 - 1947). Русский художник, философ, мистик, путешественник, археолог, писатель, поэт, педагог и ученый. Создал около 7000 картин. Способствовал продвижению и развитию оккультного, эзотерического движения «нью эйдж» в России. «Сокровенное сказание о Беловодье» записано в ноябре 1893 года в Вышенской Успенской мужской пустыни Тамбовской губернии послушником, подписавшимся инициалами В. Г. В ней, со слов иеромонаха о. Владимира, рассказывается о седьмом тайном посольстве князя Владимира Красное Солнышко, отправленном им на поиски страны Беловодья.