До премьеры балета «Анюта» - считанные дни. Уже месяц в театре идут ежедневные многочасовые репетиции, с труппой работает ученик легендарной пары Васильева и Максимовой - худрук театра Кирилл Шморгонер.
Создатель «Анюты», балетмейстер - постановщик Владимир Васильев прибыл в Самару в прошлую субботу и моментально включился в работу. Приезд маэстро оказался на грани срыва, потому что Васильев накануне заработал бронхит, но все на свой страх и риск отправился в Самару. Оказавшись на сцене, хореограф моментально забыл про свои болячки и ошарашил труппу ураганной энергией и безумной работоспособностью. В работе с молодыми танцовщиками он постоянно показывал, танцевал, с упоением носился по сцене и чуть не поднял на руки солистку балета. Молодежь наблюдала за мастером с открытыми ртами. Сложно представить, но в свои годы маэстро исполняет одну из партий «Анюты» - отца главной героини.
18 апреля, в день рождения Васильева театр устроил мастеру приятный сюрприз. Когда маэстро вошел в зал перед началом репетиции, оркестр грянул туш, а труппа встретила его на сцене морем цветов. После торжественных поздравлений репетиция продолжилась в обычном режиме. В день 71-летия Васильев вдохновенно отработал более семи часов.
На следующий день перед началом вечернего прогона легенда мирового балета выкроил пару часов и встретился с самарцами. На своем творческом вечере Владимир Викторович читал стихи, показывал фрагменты своих любимых и нелюбимых спектаклей и отвечал на записки из зала. Балетмейстер был бодр и эмоционален, выглядел гораздо моложе своих лет и очень эмоционально реагировал на вопросы.
Знаменитый балетмейстер отвечал на записки из зрителного зала
Фото: Михаил ДЕНИСОВ
- Как артисту балета уберечься от травм? – спросили в записке ученики хореографического училища.
- Ничего не делать, - улыбнулся мастер, - но тогда появятся другие болезни.
- Какое художественное событие поразило вас больше всего?
- Ой! Последним потрясением был голливудский фильм «Черный лебедь», - признался хореограф. – Ну бред сивой кобылы, получивший Оскара! Вот точно такое же ощущение было у меня после спектакля Евгений Онегин в Большом театре. Так и хочется сказать: детский бред! А критики назвали это гениальным спектаклем. Я же кроме глупости и абракадабры ничего не увидел!
- Как вы отдыхаете? - прочел Васильев очередную записку.
- Я вообще не отдыхаю, чувствую такую беспомощность, когда остаюсь без дела. Творчество – это и работа и отдых. Без него не мыслю жизни.
И народный артист тут же изобразил старческую походку, с которой шел сегодня на репетицию, а потом вдруг оживился, закричал на воображаемого ученика, показал ему нужное движение и, схватившись за поясницу, опомнился.
Действительно, маэстро без дела сидеть не любит. В Самару Владимир Викторович захватил акварельные краски и, несмотря на напряженный график, за неделю сделал четыре этюда. Как известно, после ухода из Большого театра Васильев с головой ушел в изобразительное искусство. В деревне Рыжевка Костромской области хореограф с упоением пишет пейзажи с натуры. У него прошло уже 14 персональных выставок в России и за рубежом.
Владимир Васильев впервые приехал в наш город. Поэтому общение с самарскими зрителями было интересным
Фото: Михаил ДЕНИСОВ
СПРАВКА «КП»
Балету по рассказу Чехова «Анна на шее» в этом году исполняется 25 лет. Телефильм, вышедший на экраны в 1982 году, был с успехом показан во многих странах мира и собрал множество наград. Вообще-то «Анюта» сначала была создана как телеспектакль, однако Владимир Васильев дерзнул создать самостоятельный двухактный балет, и это ему удалось. Премьера состоялась в 1986 году - сначала на сцене неаполитанского театра Сан- Карло, а вскоре после этого и в Москве, в Большом театре. Первый «блин» Васильева как постановщика оказался удачным – вслед за фильмом балет получил приз за лучший спектакль сезона в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986 год) и приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986 год).
Васильев познакомил самарцев со своими живописными полотнами. Знаменитый балетмейстер увлекается живописью
Фото: Михаил ДЕНИСОВ
Где: Самарский академический театр оперы и балета, пл. Куйбышева, 1
Когда: 22, 23 апреля в 18:30
Сколько стоит: 1 000 – 3 000 рублей.