• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194

Счастье и драма Бронзового солдатаКомментарии: 26

Через четыре года после переноса памятника Воину-освободителю из центра Таллина, измученный Бронзовый солдат вновь оказался в центре острого конфликта [видео]
Подружись с нами:

Склонив обнаженную голову, стоит он в центре Воинского кладбища в Таллине, скорбя о погибших боевых товарищах, родных и близких... Чтобы понять, что этот пронзительно-щемящий образ означает для десятков тысяч жителей эстонской столицы, надо побывать здесь 9 мая и увидеть монумент, утопающий в цветах, тысячи людей, пришедших поблагодарить Солдата за подвиг. В этом смысле у него счастливая судьба. Больше такого памятника в Эстонии нет. Да и в других странах, наверное, таких найдется немного.

В советское время такого скопления людей в День Победы у монумента не наблюдалось. Но в получившей независимость Эстонии как-то само собой сложилось, что скульптура Воина-освободителя - уже нечто большее, чем просто памятник. Это место ежегодного большого сбора местных русских. Против своей воли оказавшись в роли нацменьшинства, причем меньшинства униженного молодым эстонским государством, люди, наверное, особенно остро стали сознавать, что все равно принадлежат к великому народу - победителю в самой страшной из войн. Особенно остро стали ощущать потребность в единении с соотечественниками хотя бы раз в год. А памятник этот - символ, который их еще объединяет...

Не оценка, а доктрина

Полтора десятилетия эти массовые празднества происходили в самом центре Таллина. По идее, они могли бы быть еще многолюднее, если бы к русскоязычным, своим согражданам, присоединились и эстонцы, включая руководителей государства - чтобы поблагодарить тех, кто спас их родину от национальной катастрофы. Но нет, присоединялись не многие, а кому-то, наверное, эти мероприятия по случаю «чужого» праздника и вовсе были не по душе.

Не потому ли Воина-освободителя пытались записать в «оккупанты», что бывшие эсэсовцы в Эстонии причислены к числу героев?
Не потому ли Воина-освободителя пытались записать в «оккупанты», что бывшие эсэсовцы в Эстонии причислены к числу героев?
Фото: Егор ВАСИЛЬЕВ

И действительно, волевым решением празднования Дня Победы в центре города были прекращены. Бронзовый боец продержался на холме Тынисмяги до конца апреля 2007 года.

Фактически же судьба памятника была предрешена гораздо раньше. В тот момент, когда эстонские идеологи дали однозначную оценку событиям 1939-40 годов: Эстония была оккупирована Советским Союзом. В 1944-м, после ухода немцев, - повторно, и эта оккупация продлилась до 1991 года. Но де-юре, дескать, Эстонская Республика все это время оставалась отдельным государством.

В сознании русских жителей Эстонии оккупация - это разрушенные города и сожженные деревни, зверства врага, миллионы погибших и замученных соотечественников, горе и ужас... И значит, воины, ценой колоссальных жертв изгнавшие и уничтожившие лютого врага, навсегда останутся победителями и освободителями, достойными вечной благодарности. Поэтому когда тем же термином «оккупация» назвали период мирной созидательной жизни в сытой и зажиточной Эстонской ССР, а воинов, прогнавших отсюда немецких захватчиков, соответственно, оккупантами, они не могли эту нелепость уложить в свое сознание.

Однако понятие «оккупация» применительно к советскому периоду оказалось не просто абстрактно теоретической оценкой. Ее возвели в ранг официальной юридической доктрины. Со всеми вытекающими последствиями. Так, например, те, кто поселился в Эстонии после 1940 года, должны были уяснить, что приехали они сюда не в один из регионов своей страны, как прежде наивно думали, а в чужое государство, тогда оккупированное. То есть все они, а также их родившиеся здесь дети, внуки - иностранцы, и если хотят жить в Эстонии и, тем более, стать гражданами республики, должны выполнить ряд условий... Иными словами, народ Эстонии сознательно был разделен на своих и чужих... Да их масса, этих последствий.

Как это было - не забудем

Вот и бронзовый Воин-освободитель стал чужим. Раз не было никаких освободителей, а были оккупанты, значит... Тучи над головой Солдата стали сгущаться еще в начале 90-х годов, когда отдельные политики стали поговаривать, что не место такому памятнику в центре столицы. До реальных действий по зачистке центра от этого символа единения сотен тысяч «иноземцев» руки дошли лишь в апреле 2007 года. Операция осуществлялась под идейным предводительством премьер-министра Андруса Ансипа.

Как это было - мы не забудем никогда: хаос, погромы, гибель молодого человека... Плюс раскол общества, еще большее отчуждение людей от государства, потери в экономике... И все только потому, что глава правительства не посчитал нужным проявить элементарное уважение к согражданам, которым этот памятник бесконечно дорог. Возможно, он даже не допускает мысли, что в стране могут жить тысячи людей, имеющих иное самосознание и нравственные ценности, чем у него самого и его сторонников.

Консенсуса по поводу итогов Второй мировой войны для Эстонии - оккупация или освобождение - в обществе нет и не предвидится. Что же делать? Ничего, просто спокойно принять это как данность и не нервировать сторонников той или иной позиции неуместными словами и действиями, не нагнетать, не нажимать на особо болевые точки. Таковы, наверное, основные уроки апреля-2007.

Хотелось верить, что они усвоены. И, значит, после тех потрясений покой Солдата здесь, на Воинском кладбище, уже никто и ничто не нарушит. И действительно все вроде пошло, как и прежде. Только не в центре, а на окраине. В принципе, это не так важно. Мало того, 9 мая здесь еще многолюднее, чем было прежде, море цветов еще гуще.

Взрывоопасная формулировка

И тут - как специально - у входа на Воинское кладбище, что называется втихаря, повесили инфостенды с пояснительным текстом, в котором было сказано, что среди прочих объектов на территории кладбища находится «монумент советским воинам, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллин». На этот раз удар по нравственным ценностям тысяч жителей страны нанесли представители Общества охраны памятников старины: им принадлежит авторство текста. Однако его одобрило Министерство обороны Эстонии, ведающее Военным кладбищем, заодно беззастенчиво изменившее авторскую идею скульптуры, которую создали Энн Рооз и Арнольд Алас, на прямо противоположную.

Спрашивать, по какому праву изменили - бессмысленно. Ответ будет все тот же: Эстония была оккупирована. И это оправдывает все. Тут живых-то солдат, всю жизнь считавших себя освободителями, не моргнув глазом, записали в оккупанты. Кто же будет церемониться с бронзовым...

Реакция не заставила себя ждать. Да такая, что владельцы инфостендов вынуждены были их забрать для восстановления - после того, как их кто-то серьезно повредил.

Это произошло поздно вечером в воскресенье, 3 апреля, или в ночь на понедельник. Во всяком случае в пять вечера в тот день панели были целы и почти невредимы. Почти, потому что кто-то стер чем-то острым одно-единственное слово - «оккупировавшим». Позже сюда явились неизвестные лица, которые захотели выразить свою, так сказать, «гражданскую позицию» куда более решительно - и изувечили инфостенды. Хотя упоминания об оккупации Таллина советскими воинами там уже не было.

Деяние достойно сожаления, потому что пояснительный текст об истории старинного кладбища - вещь сама по себе полезная и нужная. Протест вызывало только одно слово в тексте - «оккупанты». Замени его хотя бы на нейтральное - и проблема была бы решена.

Между тем инцидент, как и следовало ожидать, имел острую реакцию в России: эстонское государство опять посягнуло на святое. Посол Эстонии в РФ Симму Тийк вынужден был защищать честь своего государства, переводя стрелки на партнеров Министерства обороны - на Общество охраны памятников старины. Дескать, это все они...

Хочется верить, что составители новых инфостендов теперь будут достаточно ответственны для того, чтобы избежать взрывоопасных определений. Особенно накануне празднования 9 мая Дня Победы.

На этот раз вроде ничего особо страшного не произошло. Но все же поискрило немного, и это - знак нехороший, зловещий...

Также по теме
Поделитесь с друзьями:
  • Нравится
Показать код
Комментарии26

Оставить комментарий справка

Войдите в социальную сеть myKP, чтобы оставить комментарий
и получить больше возможностей
my.kp.ru
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!
Для входа в myKP можно использовать учетную запись одной из социальных сетей:
Опубликовать комментарий анонимно
  • Игорь М.16.04.2011, 4:35

    Послушайте, Бабин. Перестаньте разжигать национальную рознь в Эстонии. 282 статью никто не отменял. Если кому-то не нравится политика законноизбранной эстонской власти, это не повод совершать преступления вроде вандализма над стендами. Своим одобрением вы подстрекаете людей к новым подобным действиям. Может еще к террактам начнете призывать? Для дестабилизации обстановки? Если кто-то в Эстонии не может жить по законам демократического общества, то милости просим к нам, в Россиию.

  • Саньку15.04.2011, 19:43

    А я мог в своей стране говорить на эстонском и служить в эстонской армии?Хотя бы это. Я и сейчас согласен жить в СССР, если будут соблюдены абсолютно все мои права на всей территории СССР.

  • Юрий Виноградов,Нарва15.04.2011, 6:03

    Извращенная логика эстонских властей:1.Там похоронены люди,погибшие в результате борьбы с нацизмом - международно признанным преступным режимом.Разве есть вина этих людей,что они погибли на территории Эстонии?Это же солдаты не 1940года...

    2.В Нарве находится обширное кладбище гитлеровских солдат,которые,без сомнения,были оккупантами и многих территорий СССР,и Эстонии.Тогда следует и на этом кладбище вешать милые сердцу таблички про оккупацию - но этого не происходит...Двойные стандарты?

  • Катя15.04.2011, 5:36

    Все политики в той или иной мере - преступники, так же как и полит. режимы. Если бы поменять Прибалтику и Россию местами, то тогда бы я думаю тоже оставили бы Россию в своём составе. Много людей (солдат) умерло на поле боя ЗА Прибалтику и освобождение от НАЦИЗМА, хотя могли бы этого не делать, возможно и не было бы тогда никакой Прибалтики.

  • Iz Litvi15.04.2011, 4:28

    Кто постарше помнят съезд нар.депутатов 89 г.,комиссия которого установила,что оккупация была и ее признали и Горбачев и Елцин. Только Путин ее начал отрицать,а соидет он с трона и все поменяется,вот увидете.А то,что теперь трудности,так понятно же-кризис,у вас,читал,не легче,только ваша пропаганда эти трудности представляет как будто они появились от того, что отделились и народ жаждает опять соединится.Все это вранье для вашего внутреннего пользование,вы еще и не такими снами верите...

  • Иван15.04.2011, 4:17

    - тому кто думал что ответил.

    Дорогой/дорогая, вы все-таки не поняли тему.

    И как раз я об этом и сказал в конце и повторяю.


    Все фигня, о чем тут спорят.
    Потому что никто не виноват, потому что - человеки развиваются, потому что это эволюция.

    Потому что были те, кто задумал эту игру "разделяй и властвуй" - и активно зомбировал ею людей тысячелетиями (а не столетиями).

    И то что сейчас все это, что было ранее скрыто - открывается, в этом не виноваты ни чеченцы, ни русские, ни америка..

    Ложь открывается сейчас, под воздействием эволюции, чтобы люди могли сделать выбор дальше.
    Развиваться, ...
    или остаться в том болоте, где все друг другу враги, а уж по какому принципу искать врага - это хоть к батюшке хоть к политику, они найдут..

    Просто пришел очередной этап - скачок - для эволюции. Но как и раньше, уже много раз на Земле, человеки могут выбирать, куда идти, во что верить..
    Поверьте, никто из локальных политиков вам не поможет этот выбор сделать.

    Но, как всегда - изменятся народы - изменится и система управления.

  • Санёк15.04.2011, 3:50

    А разве вы хреново жили в годы советской власти?! У вас всё было: И работа, и зарплата, и бесплатная медицина, и бесплатное образование! А что у вас есть сейчас? Да ни хрена, только фига в кармане, но зато вы, типа, "свободные"... Кстати, вы свободны от всего: от работы, от бесплатной медицины, от бесплатного образования! Ваша любимая поговорка - голодные, но "свободные", вам самим-то не смешно?

  • @@15.04.2011, 3:43

    Начало всему положил К.Пятс, Президент Эстонии в 1939 году, когда ДОБРОВОЛЬНО подписал договор о базах со Сталином!

  • Ивану и Леке15.04.2011, 3:19

    Главное вы доросли...И экономически, и физически, и морально. Только возвращаться к вам обратно от нас никто почему то не хочет.

    • Leka15.04.2011, 5:25

      Это до тех пор пока вас ЕС кормит.. Как перестанут, будете назад проситься )))))

  • Leka 2 Tadas,Литва15.04.2011, 1:39

    Не доросли ни экономически, ни физически, ни морально, а главное умом, что бы быть без кого то.. Конфетки какие у вас? Американские леденцы-сосульки небось? Нет уж.. сами..сами.. эти конфетки..))

  • Иван15.04.2011, 1:28

    неужели развитию Литвы, эти 20 лет - опять мешали русские?

    Ну могли они мешать в Латвии, где их больше половины, или в Эстонии, где треть.
    Но не в Литве же.

    И что - кто виноват, что экономика у вас в ж..е и в таких же коррупциях как и у соседей.

    Недаром недавно Регимантас Адомайтис,
    который был в первых рядах Саюдиса, кажется,
    сказал - пора снова на баррикады.
    Против кого - разве против русских или коричневых или черных в Литве?

    А может просто - таково сознание человека..
    Развиваться надо. Всем. И не виноваты ни в чем нации, а лишь политики, нагнетающие разделение, выгодное им.
    !!!

  • Вася15.04.2011, 1:15

    Уря-я!

    Итак, все в очередь за конфетками!

    А потом чемодан, вокзал, Россия..
    И Россию поднимем так,
    что страны балт. моря сами к нам попросятся.

    Ну тогда еще по конфетке попросим и возьмем к себе. Мы всегда добрые!

    :-)

  • Леке Tadas,Литва15.04.2011, 1:10

    Нет, конфеток не надо. Только бы без вас и без коричневых. Мы сами за это вам конфетки можем предложить.

  • Роману в Таллинн14.04.2011, 22:58

    Ну какой дурак отказался бы от своей независимости, от языка, гражданства, паспорта?Какое там "добровольно", когда два гада поделили всю Европу своим нашумевшим пактом и с маленькими странами разговаривали лишь на языке ультиматумов. Для вас все это освобождение - для всех остальных это оккупация. Ваша земля -Россия. Эстония - наша земля. Здесь ты чужой.

    • Космополит15.04.2011, 0:48

      Это временное состояние что-ваше, что-не наше.
      Есть факт, что русские солдаты освобождали Европу от фашизма. Поробуйте доказать обратное.

  • Сергей14.04.2011, 22:26

    Европа и Америка знает, что большевики - преступники. России все труднее и труднее доказывать обратное.

    • Leka14.04.2011, 23:37

      После бомбежек Вьетнама, Белграда, Ирака, Ливии, Афганистана мы тоже знаем, что Европа и Америка военные преступники.. Дальше что?

    • tanja15.04.2011, 4:33

      а россии и доказывать ничего не надо .особенно таким как ты. это вы забеспокоились. ничего не вышло у вас с этой независимостью. у русских за спиной великая страна а вам куда деватса. на белый пароход не всех пустят.

  • Drud14.04.2011, 21:25

    У Прибалтов нет менталитета. Они всегда и во все века стреляют в спины. И мозгов у них нет, иначе строили бы свою внешнюю и внутренню политику по другому.

  • Leka для Tadas,Литва14.04.2011, 20:21

    Хорошо устроился - освободить их и уити!!!! Может вам еще пакетик с конфетками надо было оставить?!! У прибалтов был и остался менталитет потребителеи.

  • Роман, Таллинн14.04.2011, 19:06

    Прибалтийские страны вошли в состав СССР в 1940 году. Вошли добровольно де-юре и де-факто.
    О какой "оккупации" в 1944 году речь? Было освобождение СВОЕЙ земли.
    Вы, прибалты, сильны задним умом. Вам "правду" о тех временах из Штатов привозят. К сожалению, конечно. Вывернули историю. Теперь ОКАЗЫВАЕТСЯ, что это была оккупация, и все эстонцы, литовцы, латыши ее ненавидели и боролись.. Да вот только не было такого.
    Смешно и грустно.

  • Tartu14.04.2011, 19:01

    Чем больше таких статей, тем больше это подтверждает тот факт, что оккупация Эстонии была и что оккупанты хотели бы продолжить оккупации.

    • Для "стьюдента"15.04.2011, 23:25

      ошибаетесь ,любезнейший.Эта статья холопам,что бы не забывали,что ОНИ и ЗЕМЛЯ эта была взята " на шпагу" во время Ливонской Войны,да ЕЩЕ в придачу ко всему была ВЫКУПЛЕНА у короля шведского за золотые денежки.И открою вам один секрет: это было задолго до так называемого" тартуского мира",и так называемой независимости Истонии в 1918 гг.Тот Договор никто не отменял!!!
      Учи матчасть, тартуский стьюдент, и не по сказкам Марта лара,и залезь в интернет,раз русским языком владеть можешь.

  • Tadas,Литва14.04.2011, 18:18

    Нас никто не освобождал. Все, и коричневые, и красные, приходили сюда, чтобы остаться хозяевами.Чтобы унизить, навести свой порядок, сослать, вывезти, убить. Освободители освобождают и уходят. Жители им ставят памятники и поминают добрым словом. Оккупанты остаются. Их ненавидят. Но здесь лежит солдат. Любой солдат, погибший на поле боя, неважно на чей стороне и за какие идеалы воевал - он герой.Мертвые не оккупанты. Это чьи то братья, сыновья, отцы и мужья.

    • Jevgenia14.04.2011, 21:17

      Согласна полностью.

Колумнисты