Премия Рунета-2020
Новосибирск
+3°
Boom metrics
Туризм: Отдохни!13 апреля 2011 8:30

Сибирские путешественники спаслись от акул и установили три мировых рекорда

Четверо экстремалов переплыли Атлантический океан на маленьком надувном паруснике. Их достижения могут попасть в Книгу Гиннеса [фото + видео]

Вспомнил книги Стивенсона и собрался в океан

Новосибирский инженер-механик Анатолий Кулик уже много лет конструирует надувные лодки. Качество испытывает на себе: снаряжает «шхуны» парусами и бороздит океаны.

В прошлом году мореплаватель решил сделать рекордный заплыв – пересечь на собственном тримаране Атлантичеку. Признался, что шторма, волны и острова – это его главные детские мечты.

- Я Стивенсона читал, как сказку. Думал, что никогда не окажусь в тех местах, где побывали его герои, что никогда не буду в южных морях, - сказал инженер и стал собираться в дальний путь.

Для опасного «круиза» сибиряк подготовил новенькое судно. Конструкция незамысловатая: три надувных баллона, палуба из ткани, палатка и парус. А в команду капитан позвал троих друзей – таких же, как он сам, бывалых путешественников и увлеченных романтиков.

Штурманом стал Юрий Маслобоев, который почти тридцать лет занимается парусным спортом. В качестве дипломата к экипажу присоединился Евгений Ковалевский – член Русского географического общества. А главным хроникером и связным стал экстремал Евгений Ташкин.

Капитан, знающий чуть ли не наизусть «Остров сокровищ», был готов и к штормам, и к корсарам. Но никак не ожидал, что «искатели богатств» нанесут «удар» еще на суше. В квартиру Кулика пробрались воры – украли дорогие спутниковые телефоны и ноутбук. Делать нечего: пришлось закупать новое снаряжение.

Собрав багаж и упаковав разборный тримаран, путешественники взяли билет на самолет. Отчаливать решили с далеких Сейшельских островов – туда и улетели сибиряки в ноябре 2010 года.

После первого шторма парусник пришлось ремонтировать

Сначала путников озадачила проволочка с багажом. На сейшельской таможне сказали: у нас выходной, отдадим тримаран на следующий день.

Потерянный утки, конечно, роли не сыграли: разобранное судно хозяев отдали. Но вот дальше возникла проблема посерьезней. Местные власти сказали, что категорически против путешествия. Мол, с наших берегов ни за что не отпустим. А почему? Да потому что поблизости промышляют знаменитые сомалийские пираты. Им-то нет дела: плыви ты хоть в корыте, все равно отнимут последнее.

Как ни пытались сибиряки убедить властей, что никого не боятся, достигнуть компромисса не удалось.

Пришлось мужчинам снова раскошеливаться. Нет, не ради взятки местным чиновникам – снова взяли билет на самолет, чтобы лететь к Маврикию. Этот остров – подальше от Сомали, а значит и пиратских проблем быть не должно.

На новой «стартовой площадке» чиновники, действительно оказались сговорчивыми. Надо плыть – плывите. Вот, правда, таможенники здесь еще больше потрепали нервы, прежде, чем отдать тримаран.

15 декабря экипаж стартовал, но… тут же попал в шторм. Он слегка потрепал судно. Связавшись с «большой землей», Евгений Ташкин тогда отрапортовал:

«Волна достигала высоты метра три. Ветер - до 15 метров в секунду. Капитан Кулик принял решение зайти в порт острова Реюньон для осмотра судна. Больших неполадок на тримаране не выявили, а мелкие не стали для нас неожиданностью».

Экипаж отправился в путь еще прошлой осенью

Экипаж отправился в путь еще прошлой осенью

Взяли спирт, гитару, фрукты и поплыли в океан

После небольшого ремонта экипаж продолжил путь. А вскоре мореплаватели поняли, что первый шторм был не более, чем «легким ветерком». Дальше начались испытания сложнее.

Огибая «угол» Африки, тримаран двигался «перебежками»: останавливаясь в разных государствах. Переходы были недолгими: всего по три-пять дней. Но и в этих заплывах мужчины «хлебнули лиха»: и руль у судна ломался, и гондола одна чуть не оторвалась, и морская болезнь подкашивала... Но все было нипочем!

Даже мимо знаменитого Мыса Доброй Надежды не побоялись проплыть: а ведь именно там волны поглотили много больших и, казалось, надежных судов.

Евгений Ташкин больше всех страдал от морской болезни, но берегах чувствовал себя отменно

Евгений Ташкин больше всех страдал от морской болезни, но берегах чувствовал себя отменно

На последний привал путники остановились в Намибии. Там и стали собираться на другой континент.

- Судно испытано и переработано. Все сомнения позади, - уверил тогда Анатолий Кулик. - На борту 350 литров воды и 250 килограммов пищи – хватит больше, чем на 40 суток. Есть газовая плита с запасом газа на 40-50 дней.

25 февраля сибиряки стали прощаться с Африкой. Вместе с крупами и мукой, взяли побольше овощей и фруктов. Не забыли и гитару. Ну, и спирта прихватили с берега – для антисептических целей.

А провожал путников представитель Книги рекордов Гиннеса Алексей Свистунов. Он записал при свидетелях, что команда отчаливает, установил на паруснике «маячок» – чтобы следить за маршрутом через спутник. Даже проплыл вместе с экипажем небольшой путь, но после «проводов», вернулся на моторной лодке к берегу.

На прощанье же напомнил: причаливать к островам нельзя – иначе трансатлантический переход на тримаране рекордным не засчитается.

Евгений Ковалевский охотно изучал обычаю африканцев и любовался их драгоценностями

Евгений Ковалевский охотно изучал обычаю африканцев и любовался их драгоценностями

Посреди океана тримаран атаковали хищники

Чтобы переплыть Атлантику, понадобились 31 сутки и… ровно 3 минуты. Но это в прошедшем времени цифры не вызывают впечатлений. А вот в те дни, когда мужчины плыли вчетвером по океану, было ох, как непросто.

Случались и шторма, и штили, и приступы морской болезни… Но самым жутким наваждением стали атаки хищных рыб. По всей видимости, это были акулы: они стали прокусывать надувные баллоны. Мореплавателям пришлось нырять за борт и прямо под водой, задерживая дыхание, штопать дыры.

Для «техобслуживания» всегда дожидались светлого времени суток, когда акулы не особенно активны. Но вот «знакомство» с медузами все равно проходило неприятно: подплывая к «ныряльщикам», они нещадно жалили их.

Юрий Маслобоев. В южных странах можно ночевать под открытым небом

Юрий Маслобоев. В южных странах можно ночевать под открытым небом

Однажды в «корабле» образовалась особенно крупная пробоина: тримаран даже начал «клевать носом». Оказалось, что в гондоле протерлась дыра, и внутрь заливается вода. Прежде, чем удалось «заштопать» пробоину, команда ночь напролет подкачивала баллон.

Проведя в пути знойную южную зиму и почти весь март, экипаж, наконец, причалил! По родному «сибирскому» времени, путешественники прибыли поздним вечером, а по местному бразильскому - около полудня.

«В океане не хватало женского тепла и яблок»

А в апреле странники вернулись на родину и поведали о непростых испытаниях.

50-летний Юрий Маслобоев сказал, что во время пятимесячной «командировки» в океан, ему очень недоставало женского тепла.

- Все это время думал о своей жене, - признался путешественник.

Солидарным с ним оказался и 37-летний Евгений Ташкин. Для него – самого молодого участника экспедиции – тяжелым испытанием оказалась и морская болезнь.

- Иногда лежал просто никакой, в самом начале у меня была температура - 35,4, - сказал Ташкин.

53-летний член Русского географического общества Евгений Ковалевский пережил подобные лишения легко. Но посетовал, что в пути ему очень не хватало яблок, которые он очень любит:

- Я просил Кулика взять 60 килограммов, а он взял 20. Мне этого только на неделю хватило.

А, вот, 56-летнему капитану на родном судне катастрофически не хватало пространства. Иногда просто хотелось походить пешком, но на тримаране особо не разгуляешься.

Главным же испытанием, по общему мнению, стала проверка отношений. Мужчины признаются, что не все вопросы решались в коллективе гладко – доходило и до конфликтов. Но спасало осознание того, что идут все – к одной общей цели. В итоге экипаж перенес массу лишений, но главное – с пользой.

- Томское отделение Русского географического общества давало нам задание подготовить методическое пособие для студентов геофаков. В пути мы делали много познавательных видеозаписей, из которых смонтируем двадцатиминутный фильм для учащихся, - рассказал «Комсомолке» Евгений Ковалевский. – А в Российской академии наук нам давали ранозаживляющие наносалфетки, чтобы мы проверили их эффективность. Мне они здорово помогли!

Во время путешествия судно изрядно истрепалось

Во время путешествия судно изрядно истрепалось

Капитан Кулик обзавелся трофеем

Кроме того, что команда поработала во благо студентов и ученых, экипаж отлично показал, на что способны сибиряки. Уже сейчас об их достижении знают миллионы людей. Но скоро слава разнесется еще шире.

Через полтора-два года выйдет очередное издание «Книги рекордов России», где будут упомянуты наши мореплаватели. Они установили сразу три рекорда! На скромном надувном судне они обогнули Африку, переплыли без остановок от одного континента до другого, и совершили самое длинное по протяженности путешествие – 6498 километров.

– Такого расстояния на подобном судне никто не преодолевал, - подтвердил главный редактор Книги рекордов России Алексей Свистунов. - Два из трех достижений также заявлены в «Книгу рекордов Гиннеса» - они могут появиться в этом издании, если будут одобрены комиссией.

Знаменитое издания отказалось лишь от «межконтинетального» рекорда, сославшись на то, что истрории известны похожие достижения. Хотя именно такого, какой установили сибиряки, - точно не было.

Алексей Свистунов рассказал, что мореплаватели уже получили сертификаты о регистрации рекорда. А капитан Кулик обзавелся и другим трофеем: он вставил себе в ухо серьгу. На «языке мореходов» это означает, что путник проплыл мимо опасного мыса Доброй Надежды.

http://kp.ru/f/3/image/10/16/1291610.jpg

http://kp.ru/f/3/image/10/16/1291610.jpg