Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды8 апреля 2011 22:00

Отчего в «Мастере и Маргарите» так много голых актеров?

Наконец-то мы дождались. До проката дошел многострадальный фильм Юрия Кары по Булгакову. Теперь, казалось бы, можно и поговорить: зря ждали или нет? [видео: фрагменты фильма]

Пока мы ждали «Мастера и Маргариту» - а это почти 20 лет, подросло новое поколение, которому уже, пожалуй, объяснять надо: отчего экранизация романа Михаила Булгакова, произведения для России сакрального, для нас - событие. Сколько его ни пытались приспособить к подмосткам и экранам - один пшик выходил, по крайней мере если слушать критиков. Даже мода появилась: валить все неудачи на «проделки адского сатаны». Вот и эта картина - была готова еще в 1994 году, но финансово-правовая тягомотина загнала ее на полку... Фильм пребывал в своем летаргическом сне, но мы успели заучить как заклинание: здесь снималось целое созвездие лучших наших актеров, многие уже из жизни ушли, а нам все не дают их увидеть. Теперь - дали. И ведь все правда: актеры - один любимей другого! Смотришь на них, помолодевших на 20 лет: и Воланд (Валентин Гафт) красив и ироничен. И всю его свиту (Александр Филиппенко, Владимир Стеклов, Александра Захарова) обожаешь с первых кадров. Коровьева - Филиппенко, кстати, хоть отдельным номером в концерт выпускай (как и Сергея Гармаша с его Иваном Бездомным). Николаю Бурляеву сам бог велел играть Иешуа Га-Ноцри. Как и Левия Матвея - Льву Дурову. Лучше Михаила Ульянова Понтия Пилата не смог бы сыграть и сам Понтий Пилат. Иуда у Игоря Верника - замечательный хлыщ. Эти персонажи сами по себе настолько органичны, что забываешь обо всех погрешностях монтажа - да и как переснимешь теперь Ульянова, если, скажем, не хватает эпизода? Теперь о парадоксе: странное дело - но смутили-то меня как раз главные герои. Мастер (Виктор Раков) не тронул совсем, так как-то, мимо прошел. А Маргарита? Кому бы, как не Анастасии Вертинской, воплотить булгаковскую героиню - из тех, что на все времена? А тут вдруг она кажется мне какой-то чересчур экзальтированной. И уж совсем нынче странно смотрится, как режиссер заставляет ее подставлять коленку для поцелуя Ленину, Гитлеру и Сталину, затесавшимся в толпу грешников - этакий смелый демарш эпохи ранней перестройки теперь не смешон, а скучен. Впрочем, машину времени назад не закрутишь. В общем и целом - именно как дань работе актеров - этому многострадальному фильму стоит жить на экранах долго и счастливо. Получится ли? У меня после просмотра было смутное ощущение, будто муж-моряк ушел в плавание, обещал вернуться, но все же слишком долго плавал. Еще раз попробовать сходить в кино, что ли?

Эту сцену из «Мастера и Маргариты» снимали, между прочим, в Сандуновских банях. Так что девушки могли совместить приятное с полезным: заодно и попариться.

Эту сцену из «Мастера и Маргариты» снимали, между прочим, в Сандуновских банях. Так что девушки могли совместить приятное с полезным: заодно и попариться.

МНЕНИЯ ПРОТИВ Елена Лаптева: «Можно было прикрыть эти бледные ноги!» - Фильм, если отвлечься от критиков, смотреть и смешно, и интересно. Актеры действительно замечательные. И Вертинская замечательная - и ее Маргарите действительно веришь... Но что меня покоробило - не удивляйтесь: обилие обнаженных дам с неприкрытыми и неухоженными интимностями. Нет, понятно, какой бал Сатаны без голых баб. Здесь их великое множество, поверьте. Понятно, что в то время, когда снимался фильм, это было модно - даже Армен Джигарханян снялся тогда в жутко пошлой картине «Золотой фаллос». Но... всю эту неприбранную жесть из середины 90-х вполне можно было вырезать при монтаже, чтобы не пугать зрителя, успевшего проникнуться трагедией Иешуа, сыгранной на такой высокой ноте. ЗА Александр Нечаев: «Маргарита с опасной бритвой? Бр-р-р» - Парад голых тел в фильме Кары может вызвать недоумение только у законченных ханжей и тех, кто плохо помнит, что происходило в отечественном кино в конце 80-х - начале 90-х. Про ханжей умолчу - а вот забывшим напомню два главных кинохита того времени, «Маленькую Веру» и «Интердевочку». В одном режиссер Пичул показал первую в нашем кино сцену секса, в другом обнажилась артистка Яковлева. Перестройка и распад Союза в кино остались именно такими фильмами. Это вдруг стало частью обязательной программы. Эффект был сногсшибательным не столько из-за неготовности публики (смотрели и до того украдкой «Греческую смоковницу»), сколько из-за рвения режиссеров: подряд повалили «Импотент», «Маленький гигант большого секса», «Бабник». И фильм Кары должен был стать апофеозом раскрепощенности. Свобода же приходит нагая!