Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Политика11 апреля 2011 5:40

Египет опять закроют из-за новой революции?

На каирской площади Тахрир снова гремят выстрелы и собираются стотысячные толпы [аудио]

Не успели россиян пустить на любимые красноморские курорты, как Каир опять затрясло – на площади Тахрир снова гремят выстрелы и собираются стотысячные толпы с обвинениями, что армия предала народ, а работники турбизнеса клянут демонстрантов, боясь, что это снова остановит потоки туристов.

«Мы умирали за вас, а вы просто отвернулись…»

В каирском метро и автобусах название станции «Хосни Мубарак» стерто на всех схемах. Вместо него везде вручную маркерами выведено «Станция мучеников революции». Но в эти выходные центральную площадь Тахрир вновь заполонили мятежники… Двое молодых людей. У одного рука в гипсе, но здоровой он помогает второму держать растяжку: «Мы умирали за вас, а вам наплевать, вы просто отвернулись». Это адресовано и тем, кто просто против революции, и военным, разгоняющим демонстрантов.

- Здесь оцепление, я постоянно переступаю через колючую проволоку – передает с площади наша внештатная корреспондентка Екатерина Рочева. - Под ногами разбитая мостовая. Кое-где на месте вывороченных плит остался только песок. Вот откуда брались камни у сражающихся на площади! Стекла в здании университета выбиты. Черные обожженные стены. Меня отговаривали сюда идти, словно я на войну собираюсь. Местные очень боятся этого места. Люди списывают на революцию любые проблемы. Когда я приехала в Каир, случилось землетрясение и ливень. «Потому что революция», - объяснила одна египтянка.

Тахрир снова трясет. Началось все с акции протеста 8 апреля, когда повстанцы, по их выражению, «уставшие ждать», огромной толпой вышли на центральную площадь Тахрир с требованием к временному правительству судить, наконец, и посадить отставного президента Мубарака «за воровство и убийства».

Очевидцы: погиб не один, а семь человек

Очевидцы утверждают, что это были сотни тысяч человек - самая массовая демонстрация со времен состоявшейся в конце зимы бархатной революции. На плакатах: «Свободный Египет! Судить убийцу!» Сами повстанцы уверенно твердили, что не уйдут, пока не добьются суда над Мубараком. К двум часам ночи большая часть собравшихся, так ни до кого и не докричавшись, разошлась по домам. Но несколько сотен человек всё же остались на площади.

С наступлением комендантского часа (с двух ночи до пяти утра), площадь окружили полицейские. По приказу верховного совета вооруженных сил Египта во главе с министром обороны Хусейном Тантави, они пытались разогнать возмущенных людей. Сначала стреляли в воздух, потом в ход пошли резиновые дубинки и электрошокеры. В конце концов, случайно, нет ли, но пули полетели в обозлившуюся толпу. Нескольких демонстрантов арестовали.

По официальной версии, в результате разгона демонстрации погиб один человек и 70 ранены. Но, по словам очевидцев, цифры сильно приуменьшены, а на самом деле погибли минимум семь человек, и раненых гораздо больше.

После этого в субботу, 9 апреля, возмущенный кровопролитием народ серьезно взбунтовался. Ведь до сих пор египтяне, в том числе и вчерашние революционеры, свято верили в то, что армия никогда не встанет против народа. После революции костерили «проштрафившихся» полицейских, стоявших на стороне сверженного правительства. Но репутация армии была безупречна. Лишь один раз в марте для разгона демонстрантов на площади Тахрир власти применили силу. Но наутро военные извинились за произошедшее, объявив, что разгон устроили полицейские, причем самовольно - никто им такого приказа не отдавал. Но это было уже давно, а после пятничной «заварушки» извинений не последовало. На этот раз временные власти считают себя правыми. В результате волнения в Египте пошли на новый «виток», и туристический бизнес снова на волоске. Ведь уже сейчас демонстранты поговаривают, что собираются провести «марш миллионов» в Шарм-эль-Шейхе...

- Это какая-то диверсия! – возмущаются русские и арабские аниматоры Хургады и Шарма. – Первые туристы только приехали… Наконец-то на курорте восстанавливается нормальная обстановка. И тут вдруг снова какие-то митинги! Да ну эту революцию к чертовой бабушке! Старикам каирским, конечно, забавно окопаться на Тахрире – там им веселее, чем на лавочке. А нормальные люди работать хотят! Эта проклятая революция подорвала бизнес и нормальную жизнь всем египтянам, работающим в туристическом бизнесе. За что мы должны благодарить этих революционеров? И потом, я надеюсь, россияне не будут больше паниковать, ведь Каир далеко от обоих курортов. У нас все спокойно!

И, тем не менее, по русской диаспоре ползет неумолимый слух, что Египет для россиян скоро снова закроют, с официальной формулировкой, что возобновившиеся военные действия могут быть опасны. А на самом деле потому, что «это выгодно для российских курортов».

Обычные местные жители бояться выходить на центр Тахрира, где собираются демонстранты, но с интересом, «как в зоопарке», наблюдают за ними издалека - с пешеходных улиц вокруг площади

Обычные местные жители бояться выходить на центр Тахрира, где собираются демонстранты, но с интересом, «как в зоопарке», наблюдают за ними издалека - с пешеходных улиц вокруг площади

«Израиль ликует – египетская армия стреляет в своих!»

С вечера 9 апреля многотысячная толпа снова собралась на Тахрире. Большая часть лозунгов уже были посвящены не Мубараку, а нынешнему «и.о. главы государства» - Хусейну Тантави. «Армия нас предала!», «Израиль ликует – египетская армия стреляет в своих!» Кстати, забавная деталь… Среди наклеек, которые продают на площади, самая популярная с надписью: «Революция 21 века» и фотографией Тантави в рамке-сердечке. И даже после разгона демонстрации, ее продолжают продавать.

Впрочем, ночь с субботы на воскресенье обошлась без перестрелки, хотя наиболее активные демонстранты продолжают игнорировать комендантский час и остаются на площади по сию минуту. Похоже, военные в растерянности. Пока в требованиях демонстрантов нет пункта об отставке лидера временного правительства (все равно ведь в сентябре готовятся выборы нового президента), но люди ждут от Тантави официальных извинений и подтверждений того, что армия по-прежнему заодно с народом. Таким подтверждением, по убеждению бастующих, должен стать суд над бывшим президентом.

- Если сегодня-завтра временное правительство не выполнит наши требования, мы снова выставим здесь палатки - предупреждают демонстранты.

Это серьезное заявление. Ведь Тахрир - центр Каира, и волнения здесь - знак для всего мира, что в Египте снова опасно... Кстати, несмотря на то, что палаток на площади не было уже давно, Тахрир не пустует ни дня. Каждый вечер на ней собираются десятки людей, а по пятницам - сотни. Круглая клумба в центре площади превратилась в политический клуб. Кстати, в отличие от февраля, когда революцию вершила в основном молодежь, сейчас на площади сидят старики. Те, кто во время демонстраций потерял родных и близких.

Предприимчивые лавочники тут уже наладили продажу сувениров с революционной символикой - футболки, флажки, наклейки, значки... Повсюду кипятят чай, бегают мальчишки с тремя баночками краски - красной, черной и белой, за пару фунтов готовые нарисовать вам флаг Египта на щеке или руке. В общем, до вечера пятницы все выглядело мирно и больше напоминало аттракцион.

«Каждый, кому нечего делать, создает свою партию»

Но сейчас там снова клубится гневная, ощетинившаяся плакатами толпа и звучат выстрелы. Движение остановлено. Местные жители стараются просто не приближаться к Тахриру, считая это место крайне опасным. Наш внештатный корреспондент Екатерина Рочева находится в центре событий и периодически выходит на связь, рассказывая, что происходит вокруг:

- Я только изредка захожу на клумбу, потому что очень опасно - в любой момент снова могут начать стрелять. Брожу вокруг - через дорогу по пешеходной зоне. Сюда многие приходят посмотреть на демонстрантов, не приближаясь, как на зверюшек в зоопарке. Еще бы! Ведь здесь разыгрываются целые представления… Например, на табуретке сидит седой мужчина с добрыми и большими глазами. В руках его – удочка. Дедушка Али – учитель истории по профессии и рыбак по необходимости – нужно чем-то кормить трех сестер и детей. Жена умерла год назад. Но сейчас на удочке вместо рыбы - флаг страны с надписью «свободный Египет». Перед дедушкой пенопластовая дощечка, на которой написано: «Если понадобится время на выполнение наших требований, мы подождем. Мы - короли ожидания». В пенопласт вставлен крест.

Так сейчас выглядит центральная площадь Каира Тахрир.  Как и в феврале, она вновь заполнена митингующими, вновь здесь раздается стрельба.

Так сейчас выглядит центральная площадь Каира Тахрир. Как и в феврале, она вновь заполнена митингующими, вновь здесь раздается стрельба.

Фото: АП

«Мы не отступимся, мы не дадим нас обмануть! Мы не хотим соратников Мубарака, не хотим мусульманское правительство, не хотим христианское, мы хотим страну для всех!» «Я не боюсь «братьев мусульман», им не место у власти, пусть даже не рассчитывают!» - громким поставленным голосом вещает дед. Молодежь внимательно слушает и записывает речь на мобильники. Подходит молодой человек и просит убрать крест: «Мы боремся за светскую политику, религии не место на площади». Тогда в руках старика откуда-то появляется Коран: «Мы за всех, все религии равны в нашей стране», - спорит Али с крестом в одной руке и Кораном в другой. Но молодой человек не отступает и через две минуты Али прячет крест в карман и отдает Коран хозяину. Толпа аплодирует.

«Мы будем следить за выполнением требований оппозиции - говорит Мидо, студент университета Хельван. - Мы не допустим, чтобы власть перешла в руки недостойных. Вот только в последнее время складывается такое ощущение, что каждый, кто проснулся утром и почувствовал, что ему нечего делать, создает в Египте свою политическую партию…» Но особенно пугает то, что доверие демонстрантов потерял Мухаммед Хусейн Тантави – нынешний главнокомандующий армией. Ведь он теперь не только не извиняется, но и наоборот, - обещает повторить жесткие меры, если повстанцы не разойдутся. И если он выполнит свою угрозу, второй революции, а то и гражданской войны, не миновать.

Печальная цифра:

Во время революции из-за столкновений с вооруженными полицейскими в Египте погибли 365 человек, еще 5500 пострадали.