Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика8 апреля 2011 16:45

Депутат Госдумы РФ Константин Затулин: «Не хочу, чтобы Россия повторила судьбу Югославии»

«КП» пригласила депутата в гости [видео]

Один из самых ярких депутатов нынешней Госдумы - Константин Затулин - недавно лишился своего поста первого зампреда Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками и стал рядовым парламентарием. Отставка одного из ведущих экспертов в проблематике Содружества (Константин Федорович долгие годы к тому же и руководит Институтом стран СНГ) произошла в рекордно короткие сроки и была официально объяснена ротацией. Неофициально же никто не отрицал, что «большой зуб» на депутата у руководства вырос после того, как он предложил свой вариант резолюции российского парламента в связи с событиями в Ливии и резолюцией Совбеза ООН. «КП» пригласила депутата в гости. БОМБИЛИ КАДДАФИ, А ПОПАЛИ В ЗАТУЛИНА

«КП»: Константин Федорович, вот объяснение про ротацию - в Госдуме у «Единой России», если не ошибаюсь, кроме вас, еще 313 депутатов. Кого еще «ротировали»?

Затулин: Никого. Я думаю, что слово «ротация» по необходимости изобретенный термин. Я третий срок в Госдуме. И слово «ротация» по такому банальному делу, как снятие – назначение еще никогда прежде не употреблялось. Это лишний раз должно вам доказать, что речь идет о решении, которое было для фракции вынужденным. Фракция не может его объяснить, не попадая в неловкое положение. Ведь единственная причина моего снятия -мои слова в пленарном заседании 23 марта. И все это имело результатом предложение покинуть свой пост.

Константин Затулин лишился поста, но не убеждений.

Константин Затулин лишился поста, но не убеждений.

«КП»: Что же вы там такого наговорили?

Затулин: Я хотел снять из проекта заявления по Ливии, которое докладывал председатель Комитета по международным делам Константин Косачев, абзац, где мы занимались восхвалением собственной позиции, как адекватной. Сами резолюция и заявление были направлены на то, чтобы подчеркнуть позицию думы, как противницы эскалации военных действий и так далее. Я предложил снять этот абзац с оценками. Но докладчик посчитал это принципиальным. И стал в высоком тоне рассуждать о мужестве, которое мы должны проявить, принимая именно такую резолюцию. Я сказал: то, что коллега называет мужеством, я лично отношу к другому качеству.

«КП»: А узнали когда, что персона нон-грата на своем посту?

Затулин: Через два дня, 25 марта. Я встретился с руководством фракции. И мне было ясно сказано, в чем проблема. Я думаю, что дальнейшее все относится к формальной стороне дела, потому что не фракция проявила эту инициативу, на самом деле. Знаете, у нас есть такие парламентские инициативы, которые не в парламенте возникают.

«КП»: По российским просторам интернета шутка гуляет, что бомбили Каддафи, а попали в Затулина. Первая жертва ливийской войны…

Затулин: Если все жертвы ливийской войны будут выглядеть так благополучно, как я, то в этом случае пусть будет так.

«КП»: Почему мы так волнуемся из-за Ливии? И не стыдно ли быть другом Каддафи?

Затулин: Лично я волнуюсь не за Каддафи, а за мировой порядок и международное право. И, между прочим, не в первый раз за это волнуюсь. Я за это волновался в Югославии, и когда начиналась операция в Ираке. И я волнуюсь за это и теперь. Ибо я слишком ясно вижу прямой намек. Ясный намек на то, что это может произойти с каждым следующим. И в этом списке может оказаться Россия. Не будь у России ядерного оружия, она бы давно там оказалась.

Речь идет о прямом и грубом нарушении прежних правил международных отношений, когда в ходе военного мятежа, который предпринят против властей, плохих или хороших, другие страны вмешиваются в конфликт. И не просто вмешиваются. А пытаются освятить это все на мировом уровне, принятием резолюции ООН и так далее. По Ираку, заметьте, мы не поддержали таких резолюций и им пришлось действовать в обход. По Югославии мы вляпались благодаря Козыреву во всю эту историю. И мы теперь с трудом объясняем, почему мы были за осуждение Сербии в начале и почему мы в 99-м, на мой взгляд, совершенно правильно, на первых порах осуждали военную операцию. Завтра кто-то решит, что где-нибудь в Дагестане или в Чечне мы проявляем ужасы антигуманизма и на этом основании нужно… Я не хочу, чтобы Россия попадала в ту же яму, что и Югославия.

«КП»: Возможно ли повторение ливийского или египетского сценария на постсоветском пространстве? И где наиболее вероятно?

Затулин: Есть общие факторы. Поскольку постсоветское пространство и Ближний да и Средний восток объединяет такой важный фактор, как относительная бедность населения. Разница между богатыми и бедными кричащая. На постсоветском пространстве этот фактор тоже присутствует. В Европе его нет. «КП»: И «долгоиграющие» режимы еще…

Затулин: Тоже есть совпадения. Но есть и различия. Очень существенные. Разное культурно-историческое наследие. На арабском востоке все говорят на одном языке, исповедуют одну религию. У нас несколько иная ситуация. У нас люди воспитаны в другой парадигме. Они привыкли терпеть, они более дисциплинированы. Конечно, одно дело – темперамент на Кавказе, другое – в Карелии. Но, вероятность существует. Сложная ситуация возникает в Армении и, возможно, в Азербайджане. Еще – страны Центральной Азии: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. В меньшей степени Казахстан и Туркмения. Вполне возможно – Молдова.

Я УВАЖАЮ ЛУЖКОВА, ХОТЬ И НЕ ЗДОРОВАЛСЯ С БАТУРИНОЙ

«КП»: Вы стали заложником политических интриг. Партбилет не хочется на стол положить? Затулин: Почему мне должно хотеться? Я, кстати, учредитель «Единой России». И в личном качестве тоже.

«КП»: Юрий Лужков тоже был учредителем.

Затулин: Да. Верно. Но Юрий Лужков – человек с самостоятельным мышлением. Я - тоже. Я уже несколько раз за эти дни прочел, что, оказывается, все объясняется просто: я – человек Лужкова. И меня надо вычистить отовсюду, включая Госдуму или Комитет по делам СНГ по этой причине. Только непонятно, зачем столько времени ждать пришлось.

«КП»: Так, наверное, четверть фракции «ЕР» – люди Лужкова.

Затулин: Несколько миллионов человек полтора десятка лет жили при мэре Лужкове. Кто-то может сказать, что директор этого вот магазина или хозяин вот этого газетного киоска… Он же человек Лужкова. Он при нем торговал газетами. Я тоже при Лужкове разворачивал свою общественную деятельность, становился депутатом. Начал без Лужкова и помимо Лужкова. Задолго до того, как он пришел в мэры города Москвы. Еще в конце 80-х годов.

«КП»: А вот, говорят, Лужков Москву заполонил мигрантами...

Затулин: Вопрос миграции прямо зависит от экономического и социального курса страны. Если Россия строит интеграцию с другими странами, как она может отказывать, на пространстве СНГ, как множить барьеры на их пути в Россию? Она должна им открывать ворота, а не закрывать. Есть свои издержки в связи с этим. Мы их перечисляли много раз: наркомания и так далее… Но будем откровенны. То, что эта миграция проходит в некультурных формах, это и является питательной средой. А не сами по себе: узбеки, таджики, украинцы, молдаване и так далее.