Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество4 марта 2011 22:00

ЖКХ самоурегулируется

Как показала практика применения Жилищного кодекса РФ, эффективная работа товариществ собственников жилья нуждается в государственной опеке
Источник:kp.ru

Много вопросов вызывает и деятельность управляющихмногоквартирными домами компаний. Бывшие ЖЭКи с ДЭЗами, частенько норовят загнать жильцов в ТСЖ, а застройщики охотно создают "карманные" товарищества. И у тех, и у других задача проста: получить послушных председателей сообществ собственников жилья, подписывающих не глядя акты приемки вводимых домов и принятия оказанных услуг.Как же обеспечить России прозрачную систему ЖКХ, сберегающую энергоресурсы и экономящую деньги, как населения, так и бюджета? Рецепт придуман по аналогии с другими отраслями экономики, где всё уже встало на свои места - объединение управляющих компаний в саморегулируемые организации. Государственные структуры в лице Фонда содействия развитию ЖКХ ратуют за такое цивилизованное оформление взаимоотношений в отрасли.Пока в рекомендательном порядке, но уже с 2013 года членство управляющих компаний в СРО обещает стать нормой закона. В чем главный смысл саморегулирования? Оно призвано повысить ответственность бизнеса в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, сделать этот бизнес максимально прозрачным. И лучшего метода, чем коллективная ответственность всех членов СРО за каждого отдельного, придумать, видимо, нельзя. Да и нужды нет. Ведь члены СРО добровольно подчиняются общим стандартам - не только профессиональным и техническим, но и этическим. Недобросовестных участников легко призвать к порядку, ведь организации, объединившиеся в СРО, добровольно обязуются отвечать за нарушение собственных же правил и стандартов рублём. Для этого создаются компенсационные фонды и страхуются риски. А "неисправимые" со временем просто отторгаются - причем, без возможности вернуться в бизнес. Тотальная прозрачность схемы СРО не оставляет им шансов. На начальном этапе государство берет контрольна себя. Конечно, "принудить к дружбе" - занятие не из легких, и в любом случае не из скорых. Но наиболее ответственные предприниматели в сфере ЖКХ уже сегодня, не дожидаясь законодательного окрика из центра, объединяются по собственному почину - благо, идея себя оправдывает. Два года назад в Саранске собственники жилья нового многоквартирного дома №91 по улице Ульянова решили отказаться от обслуживания «назначенной» им застройщиком управляющей компании. Инициативная группа, ведомая первым председателем Юлией Бажайкинойпосле долгих убеждений собственников, создала первое в Мордовии реально действующее ТСЖ, взявшее управление в свои руки. Теперь всегда трезвые сантехники и электрики, готовы помочь жильцам в любое время дня и ночи. Собственный паспортный стол бесплатно оформляет документы. Бухгалтерия, снабженная лицензионной программой 1С, точно высчитывает стоимость услуг, зафиксированных индивидуальными и общедомовыми приборами учёта. Но главное, дом сам распоряжается собственными деньгами и зарабатывает на благоустройство дополнительные средства путем размещения рекламы и предоставления в пользование операторам связи крыши домов,элементов общедомовых конструкций. - Приходится думать и о внедрении новейших энергосберегающих технологий – автоматических выключателях, обеспечивающих отключение освещения в местах общего пользования в отсутствии людей, модернизации общедомовой системы подогрева воды и отопления, - делится планами новый председатель ТСЖ Ольга Вишнякова. Глядя на уверенную работу коллег, сегодня вокруг саранского ТСЖ «Ульянова, 91» группируются другие товарищества, на основе которых идет формирование местной саморегулируемой организации.Они уже обратились за методическими консультациями в федеральный Фонд ЖКХ. В Алтайском крае недавно первым в регионе получило статус саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Союз жилищно-коммунальных организаций Алтайского края", в которое вошла 31 компания. Среди задач организации, по словам директоравновь образованного СРО Сергея Соколова, наряду с бесперебойным снабжением населения жилищными и коммунальными услугами надлежащего качества, являются формирование стабильного рынка и повышение конкурентоспособности отрасли. Сергей Соколов подчеркнул, что участники СРО намерены создать такие условия, «при которых проникновение на рынок организаций, имеющих своей целью сиюминутную прибыль, стало бы весьма проблематичным". Одновременно союз жилищно-коммунальных организаций планирует консультировать ТСЖ - при СРО будет создана Гильдия ТСЖ, задачи которой - организационная и правовая поддержка товариществ собственников жилья, защита их прав и интересов, а также создание единого информационного поля для ТСЖ на Алтае. К слову сказать, информационная открытость как элемент цивилизованного рынка услуг ЖКХ становится своего рода визитной карточкой отечественных СРО. Постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» было принято 23 сентября 2010 года. Но, например, управляющие компании Барнаула уже давно размещают информацию о своей деятельности в Интернете. Горожане теперь, не выходя из дома, с легкостью могут узнать о том, как работает их управляющая компания, проконтролировать порядок и перечень работ в конкретном доме: сколько потрачено средств на содержание и ремонт общего имущества и т.д. В настоящее время добровольно разместили сведения о себе уже порядка 70 организаций. В администрации Барнаула отмечают, что количество жалоб граждан с введением онлайн-контроля сократилось в разы: большая часть недоразумений теперь разрешается на местах, в рабочем порядке. В Ростовской же области коммунальщиков пришлось подвинуть к открытости соответствующим постановлением губернатора. Управляющие организации обязали предоставлять не только общую информацию о себе, но и о порядке и условиях оказания услуг, сведения об их стоимости, а также расценки на коммунальные ресурсы. Теперь горожане смогут наглядно сравнить услуги и цены и самостоятельно сделать свой выбор лучшей управляющей компании. В Иркутской области помимо создания системы информирования населения о формировании платежей за коммунальные услуги проводятся учебные семинары для жителей - о том, как минимизировать свои расходы на жилье. Скоро откроется и учебный центр для сотрудников управляющих компаний. Как видим, хотя механизмы работы СРО еще не окончательно оформлены законодательно, благодаря активной работе специализированного федерального Фонда реформирования ЖКХ система уже активно и практически повсеместно внедряется на практике. С 2007 года количество частных управляющих компаний выросло с 8,8% до 50%, в 44 регионах страны в системе ЖКХ создано 56 саморегулирующих организаций. Если тенденция продолжится, то членство в СРО может стать своего рода знаком качества, залогом добросовестности в жилищно-коммунальном бизнесе. А у россиян появится шанс навести порядок в собственных домах и стать полноправными собственниками жилья. Да и само ЖКХ, быть может, станет немного более цивилизованным и эффективным.