Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество4 марта 2011 10:33

Ему было уже за 80, а он мечтал создать новую машину

Выдающийся авиаконструктор Михаил Симонов сказал корреспонденту «КП»: “На моем самолете Медведев и Путин из Москвы до Владивостока долетят за 4 часа” . К сожалению, не успел...

Из жизни ушел человек-легенда, имя которого представлено в галерее Славы в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

... Два года назад, когда всемирно известный создатель лучших в мире боевых машин Михаил Петрович Симонов готовился к своему 80-летнему юбилею, пресс-служба авиахолдинга “Сухой” помогла мне пробиться на личную встречу с этим выдающимся человеком. Зная о его гигантском вкладе в боеготовность ВВС, да и армии в целом, я представился ему по-военному – полковник в отставке.

- Старший лейтенант в отставке Симонов! - мгновенно отреагировал он, с добродушной улыбкой протягивая руку.

Видимо, от волнения у меня само собой вырвалось:

- Как самочувствие, Михаил Петрович?

- Спасибо, но о самочувствии думать некогда, - работы выше крыши,- деловым тоном ответил он и ошарашил меня встречным вопросом:

Вот как вы думаете, сколько времени и с какой скоростью Медведев или Путин летят от Москвы до Владивостока?

- Ну часов 8 - 9, - ответил я, - а скорость, возможно, 800 - 900 километров в час...

- В целом верно, - продолжал он строгим голосом экзаменатора, - это же, представьте, сколько времени наши руководители великой страны проводят в воздухе? Туда 8 часов, назад 8 часов... А у меня есть идея, как вдвое сократить им продолжительность самых дальних полетов. Хоть по России, хоть по миру.

После этих слов он встал и стремительно направился к соседнему столу, на котором стояли макеты двух остроносых самолетов, похожих на белые ракеты. Усталые глаза Симонова загорелись мальчишеским азартом.

- Вот если мы сделаем эти машины, то и Медведев, и Путин, и миллионы простых россиян будут добираться на Дальний Восток не за 8 - 9, а за четыре часа! И у нас будут такие лайнеры! ЗНАКИ СУДЬБЫ - Михаил Петрович, когда Бог послал вам самый первый знаменательный сигнал, зовущий в авиацию? - Еще в детстве. Наша семья жила рядом с аэродромом. Я с пацанами ходил туда смотреть на взлеты и посадки самолетов. Там же днями пропадал на авиационном кладбище. Мне страшно интересно было разбираться в конструкции самолетов и моторов. Вот там, думаю, и родилось призвание. Тянуло к технике. Потому и поступил в Новочеркасский политех. Потом перевелся в Казанский авиаинститут. Вот там все и началось. Создал со студентами свое конструкторское бюро, мы стали делать самодельные планеры и летать на них. Потом появился авиационно-спортивный клуб, который я возглавил. Довелось быть и инструктором, и летчиком-буксировщиком, и руководителем полетов. - А как потом оказались в Москве? - Кажется, где-то в 69-м я, как руководитель Казанского КБ, приехал в Москву для решения рабочих вопросов. Тогда же попал в поле зрения министра авиапромышленности Дементьева. Он и сыграл в моей жизни очень важную роль - что-то приметил и назначил замом главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики. А через 8 месяцев я попал под крыло к гениальному авиаконструктору Роберту Бартини. - А какой была ваша самая первая самостоятельная конструкторская задача по боевой машине? - Завершить доводку фронтового бомбардировщика Су-24. И запустить его в серию. В то время он отстал от графика на полтора года. То был, кстати, наш первый отечественный самолет, оборудованный бортовой цифровой вычислительной машиной. - И каким был итог этой вашей работы? - Сроки догнали, в тактико-технические требования уложились. Су-24, принятый на вооружение, и Ленинская премия.

Любимое детище Симонова - истребитель Су-27

Любимое детище Симонова - истребитель Су-27

СЧАСТЬЕ И ГОРЕ - И что, все шло без сучка и задоринки? Не было технических проблем? Не было нагоняев, выговоров? Таблеток валидола под языком? - Все было: и катастрофа лучшего экипажа во главе с полковником Сталем Лаврентьевым, и гибель моего друга Николая Рухлядко... - Как появился на свет ваш легендарный Су-27? - В феврале 76-го года меня назначили главным конструктором этой машины. И поставили задачу: надо сделать такой истребитель, чтобы он по всем параметрам превосходил американский «аналог» - F-15. - Ну вы же, наверное, не с чистого листа начинали? Была же какая-то основа? - Да, была. За основу мы взяли наши проработки по истребителям Т-10. Так тогда назывался Су-27. - Вы помните, когда первый раз взлетело ваше лучшее детище? - Еще бы! Я такие взлеты, как дни рождения детей, помню. 20 мая 1977 года. Я и летчика за 42 года не забыл - Владимир Ильюшин. - В вашей работе были ошибки, которые могли загубить появление новой супермашины? - Суть работы любого конструктора и заключается в борьбе с ошибками. Чем их меньше, тем лучше самолет. Иногда самое умное твое решение заключается в том, чтобы отказаться от ранее принятого. Да будет вам известно, что я сам отказался от первой версии Су-27, когда эта машина уже летала и поступила в серию. Когда я понял, что самолет не соответствует возлагавшимся на него надеждам, поехал к заместителю министра авиапромышленности Ивану Силаеву и прямо ему сказал, что я дал маху, сам допустил просчеты, и попросил разрешения перепроектировать машину. Силаев с трудом, но согласился. И сказал на прощание: «Петрович, хорошо, что сегодня не 1937 год...» ТАЙНЫ ПРОФЕССИИ - Как самолет появляется на свет? Сначала идея, потом чертежи, потом железо? - Я и сам до сих пор не знаю, как это получается в целом. Самолет создается как бы сам по себе. Я лишь знаю, какие ТТХ и желаемые размеры он должен иметь. А еще знаю, что наш самолет должен обязательно обеспечить преимущество над противником. Об этом постоянно думаешь. У нашей машины по всем параметрам должны быть лучшие летные характеристики, лучшие углы атаки, более высокие скорости. Вот так и формируется самолет. А потом ведь надо еще придумать, куда ракеты разместить. Ну и еще - сотни, тысячи других деталей надо связать в единое целое. - Самолет, кроме генерального, создают сотни других конструкторов планера, двигателей, прицелов, оружейников, электронщиков. У каждого - свои амбиции, свои взгляды. И что, свар не бывает? - Куда там! Все бывает! Генеральному надо уметь создать команду единомышленников. Чтобы среди них хорошо уживались принципы и компромиссы. Однажды я попросил главного конструктора двигателя Архипа Люльку перенести на новом истребителе агрегатный отсек двигателя из подбрюшья двигателя на его спину. Я был уверен, что такой ход выгодно изменит аэродинамическую схему самолета. Так мне тогда Люлька заявил: «А ты, Михайло Петрович, приди сегодня к жене и попроси, чтобы она сиськи себе на спину перевесила, а я потом на это посмотрю». Я опешил. И все же переубедил Архипа. Его конструкторское бюро разработало компоновку с агрегатным отсеком на «спине» двигателя. Это потребовало сложнейших испытаний силовой установки, но все же самолет довели и сдали на вооружение. КИТАЙСКАЯ «ЭПОПЕЯ» - А как ваш Су-27 оказался в Китае? - О, это целая история! В 90-е годы из-за мизерного финансирования наша авиационная промышленность оказалась на грани развала. Идей много, а денег нет. Зарплату не платили 5 месяцев. Что делать? И ради спасения фирмы я решился на сложный шаг - предложил продать на экспорт несколько Су-27. С великим трудом получил разрешение правительства на продажу. Но ведь нужна еще и лицензия. А ее оформляли в то время по нескольку лет. Но деньги-то конструкторам и рабочим платить нужно каждый месяц. И когда в Ахтубинск на презентацию Су-27 приехал президент Борис Ельцин, я решил подстраховаться. И рассказал главе государства, что экспорт этой техники может принести стране многомиллиардные доходы, даст средства фирме Сухого для дальнейшего развития. Ельцину идея понравилась, и он согласился. Прилетел в Китай. Сидим на переговорах, обговариваем детали. Рядом - наш полковник, что-то записывает. А на другой день в посольстве мне говорят: «Петрович, а на тебя телега в Москву пошла, дескать, ты без лицензии продаешь два сверхсекретных истребителя». Ну, думаю, хана. Сидеть мне в тюрьме. Тогда и вспомнил о разговоре с Ельциным. Пошел к послу, попросил срочно телеграмму в Москву президенту направить... Посол оказался человеком дальновидным, разрешил, а к моим словам о необходимости заключения контракта приписал, что Китай очень большая и богатая страна и что заключение подобных контрактов открывает перед нами большие перспективы. Так все и решилось... - А потом китайцы скопировали ваш самолет и говорят, что он еще лучше российского Су-27. Вам не обидно? - Говорить можно все что угодно. А сделать самолет лучше российского Су-27 можно только в России. И мы его сделаем!..

Фото самолета ПАК ФА (Т-50)

Фото самолета ПАК ФА (Т-50)

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Михаил Петрович Симонов. Родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. Окончив среднюю школу, поступил в Новочеркасский политехнический институт, откуда после 4-го курса перевелся на самолетостроительный факультет Казанского авиационного института (КАИ). Окончив КАИ, преподавал в нем и стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации. Под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-12, КАИ-14, КАИ-19 и др. 1969 - 1970 гг. - конструктор Московского машиностроительного завода. 1970 - 1979 гг. - ОКБ Сухого: первый зам. генконструктора. Руководил испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25. Был главным конструктором истребителя-перехватчика Су-27. В 1979 - 1983 гг. - зам. министра авиационной промышленности. С 1983 г. - генеральный конструктор ОКБ Сухого. Под руководством Симонова создано семейство самолетов Су (почти 20 типов). ЕГО НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ Герой Российской Федерации (1999). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени и золотой медали им. В. Г. Шухова. Лауреат Ленинской (1974) и двух Государственных премий СССР ((за самолеты Су-26 и Су-27). Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания. 11 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЕГО ЖИЗНИ

1. Отец Симонова - Петр Васильевич, в 1942 году погиб в боях под Сталинградом. Через много лет своему рекордному самолету Су-27 Симонов-младший в память об отце попросит присвоить бортовой номер П-42. 2. Свою первую «руководящую» должность Симонов занял в 15 лет, став заведующим авиамодельным кабинетом алма-атинского Дворца пионеров, за что получал зарплату. 3. Во время учебы в институте Симонов входил в сборную страны по велоспорту. 4. Еще в студенческие годы в Казани под руководством Симонова был создан планер КАИ-19, на которых пилоты установили ряд мировых рекордов. 5. Во время афганской войны (1979-89) Симонов занимался секртным планом повышения боевой эффективности штурмовика Су-25. Ему удалось значительно улучшить… (тут надо дописать фразу – что именно улучшить?). За эту работу в 1982 году он получил свою первую государственную награду – орден Трудового Красного Знамени. 6. Симонов дважды (за самолеты Су-27 и Су-26) был удостоен Государственной премии РФ в области… «литературы и искусства в номинации «Технический дизайн». 7. Самолет Симонова Су-33 впервые в практике отечественного авиастроения совершил посадку на палубу авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». 8. По руководством Симонова был создан первый в стране самолет с крылом обратной стреловидности Су-47 - «Беркут». 9. В апреле 1998 года Симонову было присуждено почетное звание «Человек-легенда авиакосмической промышленности», и его имя представлено в галерее Славы в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. 10. Ради спасения авиаиционного военно-промышленого комплекса РФ Симонов решился на на продажу за рубеж свеого любимого детища – истребителя Су-27, экспортные поставки которого в то время были вообще запрещены. 11. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Поднялся американский журналист и сказал, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов сказал:

- Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…