Премия Рунета-2020
Москва
0°
Boom metrics
Москва23 февраля 2011 22:00

В московских подворотнях прячутся нелегальные автовокзалы

Москву хотят избавить от десятков нелегальных автостанций и построить 15 благоустроенных терминалов [видео + обсуждение]
Источник:kp.ru

- До Нижнего Новгорода едете? - Не-а, я в Липецк. Вон того мужика видишь? - Водитель автобуса показывает рукой в сторону неприметного паренька в куртке. - Билеты он продает. Я стою в переулке возле Курского вокзала. Здесь действует нелегальный автовокзал. Автобусы ждут своих пассажиров на обочине. Табличек, кто куда едет, нет: водители не хотят светиться. То, что автобусы иногородние, видно только по госномерам. - Куда едешь? - деловито спрашивает у меня парень. Мы садимся в «Газель», где работает так называемая касса. Кассир достает пачку бланков с логотипом какого-то ООО. Берет у меня деньги, выписывает на бланке билет.

Касса - в микроавтобусе. Зал ожидания - на перроне. А туалет - в ближайших кустах.

Касса - в микроавтобусе. Зал ожидания - на перроне. А туалет - в ближайших кустах.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Рейс в 22.00. - А автобус точно будет? - Конечно! Не сомневайся - не первый год тут работаем. В 22.00 на тротуаре собирается огромная толпа с детьми и чемоданами. 22.05 - автобуса нет. 22.10 - народ начинает роптать. 22.20 - дети плачут, мужчины матерятся. 22.25 - автобус наконец-то появляется и начинает загружаться. - Ой, мне в туалет нужно! - Парень оставляет возле своей девушки сумку и несется к ближайшему дереву. А куда еще? До Курского - метров 300, синей кабинки рядом нет. Тут же слышатся собачий лай и крики. - Иди отсюда, урод! Уже все тут загадили! - Пожилой крепкий мужик еле сдерживает овчарку. - Такой сквер чистый был. Подхожу к мужчине с псом. - Достали вас? - Гады! Этими автобусами весь Сыромятнический проезд заставлен. Из двора выехать невозможно! Газуют - дышать нечем. И пассажиры гадят. В управу обращался - толку никакого... Вот такой вокзал: без удобств для пассажиров и водителей, буфета. Вообще без всего. А если автобус не придет? Даже претензии предъявить некому. 44 НЕЛЕГАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ Пока на всю столицу работает один официальный вокзал - у станции метро «Щелковская». И несколько автостанций - в основном у конечных станций метро. А тысячи автобусов едут на нелегальные автостанции. - Большая часть из них располагается в центре города, - рассказывает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - И чтобы попасть туда, автобусы едут лишних 40 - 50 километров. Они создают большую нагрузку на дороги города, загрязняют воздух... Борис Лоран, руководитель группы компаний «Русские автобусные линии», добавляет: - Сейчас в Москве 44 нелегальные точки отправления междугородних автобусов. В Тульскую область, например, автобусы уезжают от станций метро на Варшавском шоссе. В Нижний Новгород - с шоссе Энтузиастов. Разумеется, ни о каком комфорте пассажиров и речи не идет. В последние пять лет эту проблему никто решать не хотел.

Передвижная касса у Казанского вокзала.

Передвижная касса у Казанского вокзала.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

НЕДОРАЗОГНАЛИ Позвольте, но ведь еще в сентябре 2009 года со всех московских железнодорожных вокзалов нелегальных перевозчиков прогоняли! От вокзалов стали ходить 60 бесплатных автобусов-шаттлов, которые отвозили пассажиров на официальные автостанции. Больше того - прямо в железнодорожных кассах начали продавать билеты на автобусы. Покупаешь билет, едешь на бесплатном шаттле на станцию. А оттуда по этому билету уезжаешь куда нужно. Прошло 1,5 года. Как дела обстоят сейчас? Еду на Ярославский вокзал, иду в кассы. - Мне нужно билет купить на автобус. - На автобус? Не продаю. Это вам нужно выйти и повернуть за угол. Там междугородние автобусы и там же билеты. Ко мне тут же подскакивает парень в кожаной куртке: - Куда едем? Нижний Новгород? Отлично! Автобус «Мерседес», восьмиместный - будем на три часа быстрее, чем поезд. Зазывалы мне тут же предложили уехать во Владимир и Ковров. Вот вам и прогнали нелегалов! Выхожу на улицу. Ага, вот автобус на Ростов: припаркован рядом с вокзалом. Касса - в машине «Форд-Транзит». Рядом совершенно открыто рекламная стойка с названием компании, телефонами и расписанием рейсов. - Не боитесь здесь работать? Ведь запрещено! - Не боимся. Ведь отсюда пассажирам уезжать удобнее. Центр города, рядом две станции метро. - Так ведь у вас даже зала ожидания нет! - Ну и что? Вон автобус стоит, пассажиров ждет. Предъявляйте билет, садитесь, грейтесь. - А туалет там есть? - Вот туалета нет. Н-да... Хватаю за рукав девушку, бредущую с сумкой к автобусу по заснеженному тротуару: - Давайте помогу... Вам отсюда выезжать удобно? - В выходные - нормально. А в будни, бывает, замучаешься по пробкам к МКАД пробиваться! Иногда час только из Москвы выбираешься. НА ГЛАЗАХ У МИЛИЦИИ Странно, почему нелегальный вокзал работает практически в открытую? Подхожу к пэпээснику у входа на «Комсомольскую». - Автобусы отправляются? Ну и что? У тебя там мобильник украли или кошелек? - Нет. - Тогда в чем проблема? - Незаконно работают... - Слушай, это не в милицию. В мэрию, наверное. Не знаю, куда... Иду к Казанскому вокзалу. Здесь прямо у выхода из метро с десяток зазывал перекрикивают друг друга: «Чебоксары!», «Волгодонск!», «Самара!». Билеты продают здесь же. Сквозь толпу «кассиров» то и дело проходят наряды милиции. Ноль внимания. Рядом тормозят машины два гаишника. На зазывал тоже не реагируют. Ни одного автобуса, впрочем, рядом с Казанским вокзалом нет. - У них теперь стоянка вон там, в Рязанском переулке, - машет рукой носильщик. Иду в переулок. В доме старой постройки самая настоящая автостанция: с небольшим залом ожидания, буфетом, туалетом, расписанием рейсов... При этом на двери вокзала скромная надпись «Автобусная касса». Какая же касса, если это целый вокзал?! - Не знаю, как они заведение оформили, но автобусы тут ездят весь день: с восьми утра до восьми вечера, - жалуется жительница переулка Мария Михайловна. - Здесь и так офисы кругом, среди машин не протолкнуться, еще «Икарусы» эти. Евгений, водитель одного из автобусов, пожимает плечами: - Мы паркуемся во внутреннем дворе станции. Но выезжать же тоже как-то надо. Кто виноват, что переулок узкий? - А вы с вокзала на «Щелковской» ездить не пробовали? Там места побольше. Да и пассажирам удобнее: не надо, как к вам, сумки за сотни метров от метро тащить. - Да брось ты! На «Щелчке» - не влезть! Места нет даже припарковаться. Еду на «Щелковскую». Да... Действительно, давка. Автобусами всех мастей заставлены и платформы, и проезды между ними, и вся правая полоса Щелковского шоссе. В зале ожидания заняты все кресла - приткнуться негде. Что получается? Нелегальные и полулегальные вокзалы появляются не только оттого, что их владельцы хотят срубить бабки. В Москве просто не хватает легальных вокзалов. Борис Лоран, впрочем, считает, что нелегалы на них не пойдут. - Владельцам автобусных компаний на самом деле выгодно возить пассажиров подпольно. Ведь на официальном вокзале придется продавать билеты через кассу, показывать свой реальный доход, платить налоги. А зачем? Вот и получается, что нелегалы пользуются московскими дорогами, загрязняют воздух, создают пробки и получают в Москве никем не регистрируемый доход. Поэтому нужно сначала построить вокзалы, а потом буквально загонять их туда. ОСТАНОВКА ДЛЯ ТЕРРОРИСТОВ Еще один нелегальный вокзал - в «Лужниках». Сюда приезжают автобусы из Дагестана и других северо-кавказских республик. - Эти автобусы перевозят челноков, - рассказывает житель улицы 10-летия Октября Павел Каплунов. - На рынке в «Лужниках» они закупаются оптом и везут товар на родину. Официально вокзала как бы нет: на территории спорткомплекса просто стоят автобусы. Кавказские мужики перетаскивают в них здоровенные баулы из полосатой ткани. Обычная для 1990-х картина. Но именно на этот «лужниковский» вокзал в марте прошлого года приехали увешанные взрывчаткой террористки-смертницы. А потом был взрыв в метро. Наш корреспондент Ринат Низамов (см. «КП» за 6 апреля 2010 года и сайт kp.ru) проехал маршрутом смертниц и выяснил: путь в Москву для террористов по-прежнему свободен. - Нелегальные вокзалы нас очень беспокоят, - заявил «Комсомолке» руководитель пресс-службы департамента МВД по противодействию экстремизму Евгений Артемов. - Ведь билет на автобус не именной, как на поезд. Кто в этом автобусе едет и что везет - неизвестно. И если на легальных вокзалах присутствует милиция, которая может останавливать подозрительных лиц, то на нелегальных нет никого. Разумеется, с этими вокзалами нужно бороться. Но это должна делать местная, территориальная милиция. Рынок междугородних перевозок нужно делать цивилизованным. Но кто займется этой работой? Мэрия (см. «Комментарий властей») вокзалы обещает построить. А будет ли милиция гонять нелегалов? И почему не гоняет сейчас? В ГУВД Москвы «Комсомолке» пообещали в течение недели подготовить информацию по борьбе с нелегалами. «Комсомолка» обязательно вернется к этой теме. КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТЕЙ - Москомархитектуре уже дано задание определить места для постройки автостанций и вокзалов на всех 16 вылетных магистралях, - рассказали «Комсомолке» в столичной мэрии. - Возможно, их будут строить по уже существующим типовым проектам из железобетонных блоков. Так быстрее. Вокзалы будут размещаться вблизи МКАД и конечных станций метро. Надо ли избавляться от стихийных автостанций? Высказывайтесь!