В российский кинопрокат вышел голливудский триллер «Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски. Картина рассказывает о соперничестве не на жизнь, а на смерть двух прим-балерин.
В главной роли снялась кинозвезда Натали Портман, ее конкурентку сыграла Мила Кунис. Между тем балерину-конкурентку могла сыграть наша соотечественница -- звезда мирового балета Диана Вишнева: на старте кинопроекта ей делали предложение из Голливуда.
Но сроки съемок совпадали с графиком гастролей Мариинского театра, и балерина сделала выбор в пользу родного театра.
Диана Вишнева уже посмотрела «Черного лебедя» и поделилась впечатлениями. - Диана, кино вам понравилось?
- Главное – не ждать, что это фильм про балет, не подходить к нему с мерками зрителя балетного спектакля. Это кино, качественный психологический триллер. Работа Натали Портман мне, бесспорно, понравилась. И пусть придирчивые балетоманы отметят непрофессиональное исполнение классических па, проделанная ей работа при подготовке к фильму не может не вызывать уважения.
- А жизнь балетного мира показана в картине достоверно?
- Знаете, я не против показанных режиссером секса, эротизма, но мне не по душе преувеличение и искажение. В профессиональной балетной среде, как и всюду, от страстей никто не застрахован, но они не являются основой всего. В фильме же режиссер показывает одну краску: чувственность в образе Черного лебедя. Но одной чувственности абсолютно недостаточно, чтобы станцевать партию Черного лебедя!
Конечно, и интриги в театре возможны, и конкуренция, и волюнтаризм директора. Но во главе угла все же стоит творческий процесс. В реальной жизни балерина – по крайней мере такая, что достойна танцевать Черного лебедя, -- выстраивает роль, исходя из качества проделанной физической и душевной работы совсем на другом уровне.
- Выходит, вы не жалеете, что упустили шанс сняться в большом кино?
- Считаю, что кино от меня никуда не ушло, так как я снялась в замечательном, красивом, стильном проекте Рустама Хамдамова -- в фильме "Бриллианты", который был представлен на том же фестивале в Венеции, но в программе авторского кино.
- В картине показано жестокое соперничество балерин. Зависть и ревность – вам это сильно мешает?
- Мне совершенно некогда думать об этом. Конечно, зависть встречается повсюду, но это нормально, раз существует конкуренция. А потом, есть средство для нейтрализации чужой зависти: уровень твоего исполнения. Да, все оценки субъективны, но ведь есть моменты, которые бесспорны даже для непрофессионала. А уж для профессионала иногда достаточно одного жеста танцовщика – по нему можно сказать, какого уровня артист, сколько у него опыта, сколько ему дано природой, сколько он вкладывает в работу.
Диана Вишнева могла сняться в «Лебеде» - но отказалась, потому что надо было ехать на гастроли.
Фото: ТАСС
- Вы часто смотрите выступления балерин высочайшего класса?
- Да. Я же много работаю на Западе, и при знакомстве с труппой прихожу на ее спектакли. В каждой труппе есть две-три балерины в статусе мировой звезды. Знаю всех балерин топ-уровня, и у меня есть свои приоритеты. Но когда я говорю, что мне нравится балерина, это означает, что мне интересна ее индивидуальность: как она проживает жизнь в балете? как развивается, отдавая каждодневному труду по десять часов? как мыслит? включаются ли у нее другие уровни сознания?
- А при созерцании блистательных коллег чувство зависти вас посещает?
- Если завистью можно назвать восхищение и вдохновение, которые стимулируют меня к самосовершенствованию, то да!
- Допустим, снимается не триллер-фантазия, а достоверное кино про жизнь топ-балерин. Вы могли бы подарить сценаристу экстремальный случай, приключившийся с вами?
- Метрополитен-опера, идет вечерний спектакль «Ромео и Джульетта». В эпизоде «Бег Джульетты» моя Джульетта убегает за кулисы. Лечу – на пределе физических и душевных сил, как требует роль. На огромной скорости, уже в темноте, вписываюсь в закулисный проем. И вдруг налетаю на огромный металлический штырь! Оборачиваюсь вокруг оси, качусь кубарем.
Грохот такой, будто рухнула вся декорация.
Куча народу за кулисами кричит: «Ты жива?! Встать можешь?!» У меня жутко болит живот, разодраны плечо и колено, срезана кожа на ноге. А еще я понимаю, что идет спектакль и у меня выход через восемь тактов. Слышу музыку, отталкиваю людей и выбегаю на сцену. Все с ужасом смотрят на меня. Но я все-таки провожу концовку балета. И только когда закрывается занавес, обнаруживаю, что не могу ни встать, ни распрямить колено. Такой вот триллер из жизни.
- Но этот штырь в темноте – грубейшее нарушение норм безопасности! Вы могли бы засудить «Метрополитен» на огромную сумму…
- Конечно, это небывалый случай, и в театре дико испугались. Но я осталась жива, кости целы, а ушибы – ладно…
- Вот парадокс: «балетный триллер» «Черный лебедь» легко доступен миллионам людей, а увидеть звезду мирового балета Диану Вишневу хотя бы в записи – проблема. Почему нет DVD-записей с вашими спектаклями?
- Насчет этого не переживаю. Не люблю видеозаписи, люблю, когда зрители приходят на живой спектакль. Между прочим, и на Западе тоже немного записей с выступлениями звезд. Чтобы заснять спектакль, требуется много бумажной волокиты и денег: и с профсоюзами нелегко договориться, и оркестру следует заплатить.
В свое время Дягилев вообще запрещал снимать свои спектакли, предпочитая, чтобы люди смотрели вживую или чтобы это просто оставалось в истории. На днях в архивах обнаружили пленку с записью предположительно выступления дягилевской труппы почти 100 лет назад. Так вот, эта находка преподносится как настоящая мировая сенсация. Эстетика и уровень очень быстро меняются. Порой то, что было великолепно 10-20 лет назад, сейчас кажется смешным. Я более трепетно отношусь к фотографии. В этом году при поддержке своего фонда планирую организацию фотовыставки – 15 лет назад я впервые вышла на сцену Мариинского театра.
- И все-таки обидно, что голливудские триллеры получают большую пропаганду, чем высокое искусство балета. Кто в этом виноват и что делать?
- Знаете, пока я буду решать эти вопросы, уйдет время… А В ЭТО ВРЕМЯ Между тем на Голливуде свет клином не сошелся: недавно Диану Вишневу работа свела с канадским хореографом и кинорежиссером Эдвардом Локом. Его бессюжетный фильм-балет «Амелия» заработал все мыслимые награды и шесть миллионов долларов – деньги небывалые для продукта, не рассчитанного на массового зрителя. А началась слава канадца в восьмидесятых - с постановок шоу для мировых турне легендарного Дэвида Боуи. Сегодня Лок известен как «шоковый хореограф», в чьих стильных постановках танцуют на скоростях, каких балетный мир еще не ведал, а выносливость от артистов требуется запредельная.
Вишнева – из тех самых «запредельщиков». Это у себя на родине Диана обожаема прежде всего как классическая балерина. А на Западе ценят и другие ее «технические характеристики» - те, что пригодны для работы с современной хореографией. Но, увы, зарубежные компании, где Диана танцует давно и много, с российским зрителем практически не пересекаются.
На этот раз канадский проект, в котором танцует Вишнева, и который на Западе уже окрестили «андронным коллайдером», до России доедет – таково было условие самой Дианы. А премьера проекта состоялась в Амстердаме, после чего программа отправилась в двухлетнее мировое турне, с заездом в Москву и Петербург. Теперь россияне будут в курсе хореографических новинок, а заодно смогут заглянуть в будущее и узнать, красиво ли состарится Диана Вишнева, - в одном из эпизодов шоу она появляется в гриме почтенной старушки.
СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ
Звезды на премьере фильма "Черный лебедь"