Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика2 февраля 2011 12:20

Священников - в депутаты?

В Москве проходит Архиерейский Собор

2 февраля в храме Христа Спасителя в Москве открылся Архиерейский Собор. Один из высших органов власти в Русской православной церкви в эти дни обсуждает документы, которые касаются жизни не только верующих, но и всего общества в целом. Свои приветствия Собору направили Дмитрий Медведев и Виктор Янукович.

«Особенно важно сегодня направлять партнерские усилия Церкви и государства на предотвращение этнического и религиозного экстремизма, укреплять межконфессиональное и межнациональное согласие в стране», - подчеркнул в своем послании президент РФ.

А его украинский коллега, посылая привет из «древнего Киева», напомнил, что «Украина является незыблемой хранительницей Владимирового Крещения, ставшего фундаментальной основой нашей государственности».

Сам Патриарх Кирилл в своем докладе отметил, что диалог Церкви с властью проходит на высоком уровне. Так, за последние полтора года руководство страны поддержало введение в школах в экспериментальном порядке «Основ религиозных культур и светской этики», появление армейских священнослужителей в Вооруженных силах, закон о передаче Церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

«Наши социальные, просветительские, воспитательные инициативы могут получить серьезную помощь со стороны государства, и такую помощь нужно своевременно и грамотно запрашивать», - подчеркнул Святейший.

А заодно поставил перед участниками масштабную задачу – активнее штурмовать Интернет и прессу, дабы формировать в обществе правильный имидж Церкви.

«Времена, когда о православии светские журналисты вспоминали в основном по случаю Пасхи и Рождества, остались в прошлом. Сегодня церковная тематика ежедневно встречается на страницах газет, на радио, в телепередачах и в Интернете. Это, конечно, очень отрадно, но это налагает на всех нас большую ответственность и призывает нас быть более активными в сотрудничестве со СМИ. Если мы будем бездействовать, то журналисты самостоятельно, по своему разумению, сформируют для общества образ Церкви. Без нашего участия этот образ может оказаться однобоким, а в худшем случае - уродливым и лживым, - предостерег Патриарх Кирилл. – Многие священники, а порой и архиереи считают работу в информационном пространстве чем-то второстепенным, в то время как она имеет сегодня, пожалуй, не меньшее значение, чем строительство и благоукрашение храмов».

За эти дни Собор рассмотрит несколько проектов, которые широко обсуждали и священнослужители, и миряне в "живых" дискуссиях и в Интернете. Среди них - нашумевший документ о возможности духовенства идти в депутаты в "случаях крайней церковной необходимости".

"Мы не вносим принципиальных изменений в основу социальной концепции РПЦ. Основополагающим остается принцип неучастия в политической борьбе, партиях и выборных мероприятиях, - пояснял ранее глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. - Участие необходимо только для защиты интересов канонической Церкви. Например, на Украине лжесвященник-раскольник решит участвовать в выборах, он носит рясу и крест, в публичном сознании воспринимается как представитель Церкви, а его деятельность наносит урон канонической Церкви. В таком случае наш представитель может также участвовать в выборах".

В мире подобные примеры практически неизвестны, за исключением разве что экс-президента греческой части Кипра Архиепископа Макариоса.

Разумеется, сразу возникает вопрос: ступивший на политический путь священнослужитель примкнет к какой-либо партии или станет независимым кандидатом? РПЦ предлагает действовать, исходя из конкретного примера.

"Не думаю, что членство в партии может быть рекомендовано. Но ради защиты церковных интересов можно сделать исключение. У нас уже были священнослужители в Верховном Совете СССР на последних этапах существования советского государства, - напомнил митрополит Иларион. - Но Церковь отказалась от этой практики, так как такое участие не приносило видимой пользы Церкви и отвлекало клириков от их прямых обязанностей. Теперь такое участие допускается только в случаях непосредственной угрозе Церкви".