Россия
Москва
+10°
В мире30 января 2011 17:18

Корреспондент «КП» чудом спаслась от разъяренной толпы повстанцев в курортном городке Хургада

Египтяне о революции: Мы очень терпеливые и добродушные, но всему есть предел

Как сообщили в понедельник, 31 января, многие российские информагентства, посольство России в Египте полностью готово эвакуировать наших граждан, которые находятся в этой стране.

- Ждем указания для начала эвакуации из Москвы, - сообщил зав. консульским отделом посольства Шамиль Утоев. - Мы уточнили списки россиян, находящихся в Египте, и выстроили очередность вывоза наших граждан. Сначала это будут жены и дети командированных по линии различных российских организаций, госучреждений. Потом сами сотрудники. Потом все остальные.

Эвакуацию своих граждан уже начали Турция, Казахстан, Таиланд, Китай. Об эвакуации объявили американцы.

Александр ГАМОВ

Туроператоры в понедельник уже не продают путевки в Египет. Так распорядился Ростуризм. В одной из компаний «КП» подтвердили эту информацию (читайте подробности).

РЕПОРТАЖ С КУРОРТА

Рассказывает Ирина Тарасова, спецкорр "КП"-Тверь"

Я прилетела в курортную Хургаду, 26 января. В агентстве мне сказали, что в Каире беспорядки, но все надеялись, что до курортов повстанцы не дойдут. Туристов из России было очень много, некоторые и вовсе не знали, что в Египте настоящая народная война. 27 января, ближе к обеду, мы вышли из отеля и отправились на прогулку в Хургаду. С утра было все спокойно, туристы не паниковали, на улицах никаких беспорядков. Но я обратила внимание на то, что все кафе городка были до отказа забиты египтянами, новости по телевизору из Каира транслировались круглосуточно. Все только и говорили о войне, о революции. Часов в 7 вечера мы решили вернуться в свой отель, уже собирались поймать такси. Вдруг из какой-то подворотни прямо на нас выбежала толпа египтян. В руках у них были палки, дубины, ножи с оголенными лезвиями. Кто-то из местных сказал, что это банда из Дахара (старый город в Хургаде). От разъяренных повстанцев меня спас местный житель. Он пытался укрыть от нападающих свою жену-мусульманку и буквально вытащил нас обеих за руки, показал безопасное место, переулочек между двумя зданиями, где мы и просидели несколько часов, пока толпа не утихомирилась. Вооруженная толпа была похожа на мясорубку. Люди нападали друг на друга. Били витрины магазинов, грабили супермаркеты.

- Бегите отсюда в отель, там все более-менее безопасно, - кто-то прокричал на русском языке.

Я увидела убегающих людей, русскую семью, они прокричали, что живут в соседнем отеле и собираются добраться до него по побережью, где пока все относительно спокойно.

Добраться до отеля было просто нереально. Стоящая рядом женщина на ломаном русском объяснила, что она сама полячка, несколько лет назад вышла замуж за египтянина (читать далее).

Толпа была настроена очень агрессивно

А вот что рассказывает жительница Екатеринбурга Ольга Зайцева, она вернулась из Хургады:

- Я приехала в Египет двадцатого января. Все было тихо и спокойно. А двадцать седьмого начались волнения. Мы сидели в ресторане «Стар фиш» с подругой и ее мужем-арабом. Услышали шум на улице, подошли к окнам. По улице шла огромная толпа с плакатами. Она двигалась по старому центру города и была настроена очень агрессивно. Знакомый перевел выкрики: «Мубарак, уходи!» Потом людей оттеснили полицейские со щитами. Я вернулась в отель и никуда до отъезда домой не выходила – муж подруги предупредил, что на улицах будут беспорядки. Так и случилось. Били витрины магазинов, а один – продуктовый – полностью разграбили (читать далее).

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Фирма «Пегас-туристик» потащила отдыхающих в Хургаде красноярцев на экскурсию в Каир, утверждая, что там все спокойно. Об этом мы узнали 31 января, в понедельник, встретив пассажиров прилетевшего из мятежного Египта рейса. «Канал новостей в отеле перед этим перестал работать, и мы не знали, что в столице Египта реально происходит, - рассказали очевидцы. – А там творился кошмар! В итоге, когда экскурсия закончилась, нас не выпустили из города из-за комендантского часа. Уехать в Хургаду мы смогли только утром, проезжая мимо блок-постов и сожженных машин. А накануне отлета, то есть, вчера вечером, нас заперли в отеле, потому что на улицах Хургады появились люди с арматуринами в руках. Новости в отеле отключили».

Подробности читайте в ближайшее время

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС - ВРЕМЯ ПЕРЕСТРЕЛОК

30 января распоряжением правительства Египта комендантский час в Каире начался с трех часов дня. Разумеется, никто не думал его соблюдать. Корреспонденты «Комсомолки» вернулись в свою гостиницу значительно позже. Но, едва стемнело, с улиц Каира исчезли машины. На улицах, прилегающих к нашей гостинице, стали собираться толпы молодых людей, которые, с одной стороны, поддерживают восставших, а с другой стороны – занимаются самообороной своих кварталов.

Как выяснилось, мы поселились в достаточно фешенебельном квартале, и к нашей гостинице «Триумф» примыкают десятки учебных заведений Министерства обороны Египта. Поэтому с шести часов на перекрестке возле нашего отеля примерно взвод египетских солдат и несколько полицейских заняли оборону. Полчаса назад толпа народу, прорывающаяся из центра, прямо у нас под окнами стала останавливать и жечь машины, а солдаты залегли и заняли круговую оборону. При приближении толпы - она шла к нашему кварталу с обеих сторон - солдаты открыли огонь влево и вправо по улице.

В самом центре города мы слышим, что огонь открыла артиллерия, стреляют танки, которые были привезены утром в огромном количестве на платформах. Но это никак не остановило восставших, хотя днем правительство Египта решилось на красивый жест – над городом, впритирку к крышам кварталов, сделали несколько кругов два реактивных самолета. По-видимому, этой ночью решится, кому будет принадлежать власть в Египте.

По данным нашего консульства, российское консульство готово к эвакуации, списки составлены. Основное количество туристов проживает в курортных городах. В Хургаде есть свой аэропорт, и там относительно спокойно. Основные волнения происходят в Каире, в Александрии, где были разгромлены правительственные здания, кабинеты разграблены, чиновников выбрасывали прямо в окна.

Ждем дальнейшего развития событий и выйдем на связь через несколько часов.

ЕЛИ НОГИ УНЕСЛИ

В Каире мы приземлились в субботу около восьми вечера, когда уже вовсю действовал комендантский час. Огромный столичный аэропорт под завязку забит людьми, которые пытаются улететь из Египта. Большинство - дети, женщины, старики и инвалиды. У многих даже нет билетов, но они надеются всеми правдами и неправдами попасть на какой-нибудь борт. Россиян среди них немного.

- Мне все равно куда, лишь бы подальше отсюда убраться, - сказал нам соотечественник Владимир. С женой и двумя детьми он прилетел в Египет в отпуск. Две недели отдыхали на Красном море. Еще три дня были отведены для осмотра Каира и окрестностей. Но все экскурсии сорвались.

- Наша гостиница расположена в самом центре. - Владимира до сих пор потряхивает от пережитого. - Мы как раз обедали в ресторанчике на первом этаже, когда вдруг появилась шумная толпа. Все вооружены дубинами и ножами. В витрины полетели камни, я схватил дочерей под мышки, и мы с женой помчались в номер. Заперлись, я еще к двери на всякий случай комод подвинул. До следующего утра мы никуда не выходили. А потом позвонили с ресепшн и сказали, что если мы хотим уехать в аэропорт, то к гостинице подгонят такси. Мы быстро собрались и выехали. До аэропорта благополучно добрались, хотя по дороге то тут, то там какие-то конфликты происходили. Группы людей то нападали на кого-то, то отбивались. Видели одну перевернутую машину.

Две дочки Владимира спят на чемоданах, а сам он стоит в длиннющей очереди в авиакассу. Его жена - в очереди за водой. Больше в супермаркете аэропорта практически ничего не осталось. Из еды - лишь шоколадки и чипсы.

Стычки протестующих с полицией с переменным успехом идут сейчас по всему Каиру.

СКВОЗЬ ПОСТЫ И БАРРИКАДЫ

Те, кто прилетел в Каир субботним вечером, не торопятся уезжать из аэропорта. Комендантский час действует с 16.00 до 8.00. Автобусы-шаттлы не ходят да и с такси проблемы. - Центр перекрыт, все блокировано, - рассказывает нам один таксист.

- Там танки, могут начать стрелять, - боязливо признался второй. - Поеду в другой город, но только не в Каир.

500 долларов заломил нам третий водила, подняв планку с привычных 30 баксов. В итоге машину мы наняли родную - «ВАЗ»-семерку с задранной подвеской для лучшей проходимости барханов и приборной панелью, богато украшенной мехом. Видно было, как шофер страшно потел - на ночную улицу он выехал ради денег. Огромных денег по египетским меркам. Половина страны живет на доллар в день, а с нас он получил 200 долларов.

Уже в километре от аэропорта натыкаемся на первый армейский пост - джип и бронетранспортер с башенкой, развернутой в сторону городских окраин. Короткий разговор, офицер в красном берете качает головой и машет нам жезлом: типа проезжайте, но если что, я не виноват, вас предупредил, совесть египетской армии чиста.

В городских кварталах вдоль трассы стояли, сидели на корточках и даже лежали на тюфяках люди с дубинами, ножами и кривыми саблями, что только добавляло восточного колорита происходящему. Дубины, судя по их молочной белизне, были выструганы совсем недавно. Дорога то и дело перекрыта баррикадами из камней и покрышек. На каждой такой «заставе» нас тормозили, водитель включал аварийку, приветствуя по новому обычаю восставший народ. Водителя о чем-то спрашивали, он гортанно объяснял. Формула, как мы предположили, была проста: «туристы из России, едем в гостиницу». Но до заказанной гостиницы нам добраться не удалось.

«В ВАС БУДУТ СТРЕЛЯТЬ НА ПОРАЖЕНИЕ»

Водила бешено крутил баранку, разворачиваясь перед бронетехникой, перекрывшей проспекты, и наконец нырнул в городские трущобы. Первое впечатление - все местные мужчины вышли на свои улицы с палками, кинжалами, кухонными ножами, тесаками, топорами и саблями. Витрины магазинов заклеены изнутри газетами, чтобы не бросалась в глаза их стеклянная прозрачность. Очередной блокпост. Улочка перегорожена разложенной деревянной лестницей-стремянкой, за ней ящики со старинными стеклянными бутылками. Бутылки покрыты пылью в палец толщиной, и старик в темно-коричневом бурнусе держит такую бутылку брезгливо, двумя пальцами, а юноша аккуратно льет в нее из канистры горючую смесь. За этой странной баррикадой - вооруженная толпа и очередь из машин с включенной аварийной сигнализацией. Перед нами старый темно-синий «Фольксваген Гольф», набитый молодыми людьми в клетчатых палестинских платках. Вдруг «Гольф» без разговора начинают гулко громить дубинами. Сыплются стекла. И наш водитель, выкрикивая заветную формулу-пропуск «Туристы!», уезжает прочь по ногам отдельных представителей восставшего народа. Как нам объяснил водитель, били полицейских, которые не присоединились к народу, а трусливо переоделись и попытались удрать.

Опять выруливаем на какие-то широкие проспекты. По тротуарам группами шагают молодые люди в штатском со спортивными сумками через плечо. Это самодемобилизовавшиеся солдаты идут по домам. Лица у них довольные, и народ тоже радуется дезертирам. Проезжаем мимо двух танков, стоящих друг за другом. Вокруг толпа человек тридцать, они братаются с солдатами, пожимают им руки. Через пару километров видим брошенный бронетранспортер, одиноко стоящий посреди проспекта.

На очередном перекрестке нас останавливают невесть откуда взявшиеся полицейские.

«Паспорта, пожалуйста, - смотрят наши документы и удивленно поднимают брови. - Вы что, не знаете, что действует комендантский час? Вот перед вами гостиница, заезжайте прямо в нее, там и будете в безопасности. А если поедете дальше, в вас будут стрелять на поражение».

Решаем не искушать судьбу и заселяемся в отель с высоченным забором. На улице воет сирена, где-то вдалеке слышна стрельба. В окно видим, что вместо полицейских у нашего отеля уже люди в штатском и с дубинами. Ночной Каир полностью в их власти. Кто-то тащит на тележке здоровенный холодильник, кто-то - плазменную панель на горбу, кто-то - ящики с минералкой…

Этому полицейскому не повезло: убежать не удалось, и сейчас демонстранты поговорят с ним по-своему...

ТРЕВОЖНОЕ УТРО

Все меняется с рассветом, когда в Каир вводятся новые воинские части и тяжелая техника. Танки и бронетранспортеры занимают практически весь центр Каира, перегораживая доступ мародерам к главным культурным ценностям страны. Поступают первые данные о происшествиях за ночь. Из тюрем сбежали сотни заключенных. Они смешиваются с толпой и пытаются завладеть оружием. Толпы народа пытаются штурмовать здание МВД, однако снайперы на его крыше не оставили шансов нападающим. В Александрии убит 31 человек.

В Хургаде и Шарм-эль-Шейхе мародеры ночью разграбили несколько магазинов…

Наша гостиница «Триумф», как оказалось, граничит с особо охраняемыми территориями - учебными заведениями минобороны Египта. Поэтому ночью в нашем квартале было относительно спокойно.

РЕВОЛЮЦИЯ НА ВЫНОС

Утром мы отправились в центр ночных событий - возле египетского Национального музея. Рядом догорал обугленный многоэтажный офис правящей партии. Еще один столб дыма поднимался в соседнем квартале: горела очередная полицейская машина. Их за последние ночи в Каире сожгли и разграбили без счета. Восставший народ позаимствовал у них аккумуляторы, блоки реле, магнитолы и прочие полезные в небогатом египетском хозяйстве вещи. Как мы выяснили у солдат и полицейских, Национальный музей разграбить не успели. Толпа ворвалась внутрь, но ее довольно быстро вытеснили прочь. И сейчас часть революционеров спят на газонах вокруг музея на ласковом египетском солнышке. Торговцы подсуетились и развернули выездную торговлю кебабами и чаем. На краю площади какие-то молодые люди раскачивают толпу криками. Человек 200 ходят по кругу с плакатами. К журналистам отношение трогательно-навязчивое. Восставшие требуют, чтобы их фотографировали, демонстрируют стреляные гильзы и царапины, выдавая их за пулевые ранения. Свои чаяния они поясняют с нездешней прямотой и лаконичностью: «Фак Мубарак».

Армия не обращает на это никакого внимания. Танки лениво реагируют на движение протестующих поворотами башен и покачиванием пушек. Обходим площадь и углубляемся в переулки. Через два моста через Нил находятся российское посольство и консульство. В переулках резко пахнет невыветрившимся с ночи слезоточивым газом - сразу же начинает першить в горле и резать глаза. Египетские солдаты, натыканные тут и там, узнав, что мы из России, угощают ментоловой карамелью.

РОССИЯН ПОКА НЕ ЭВАКУИРУЮТ

У российского посольства дежурит целый взвод автоматчиков. Они сидят на «Урале» и бронетранспортере. Здание же консульского отдела, находящееся через дорогу, фактически не охраняется.

- Говорят, вас вертолетами эвакуировать собираются, - сообщаем дипломатам последние московские слухи.

- Об эвакуации речь не идет, решение еще не принято, - рассказал «КП» российский консул в Каире Шамиль Утоев. - Но на всякий случай уже составлены списки. В первую очередь это командировочные: сотрудники посольства, торгпредства, других госучреждений. Это около 400 человек. Сначала, конечно, будут отправлены семьи - женщины и дети. Есть люди, которые здесь живут постоянно. Это примерно 5 тысяч человек в Шарм-эль-Шейхе, 15 тысяч - в Хургаде. Плюс туристы, которых здесь еще где-то 25 тысяч. Массовых обращений к нам с просьбой об эвакуации не поступало. Как будет проходить эвакуация, если она случится, сейчас сказать сложно. Есть рейсовые самолеты и российских, и египетских компаний. Не исключено, что в случае необходимости будет задействована авиация МЧС, но мы надеемся, что до этого не дойдет.

Революция революцией, а туристическая программа должна идти по расписанию...

ВЛАСТЬ ОЧУХАЛАСЬ?

Между тем, судя по всему, президент Мубарак решил сделать ставку на армию. Ближе к вечеру тяжелая техника появилась на всех важных объектах и дорожных артериях. Телецентр оцеплен тройным кольцом из танков и бронетранспортеров. На наших глазах к нему подъезжает длинный кортеж. Из джипов выскакивают крепкие парни с израильскими «узи» и оттесняют зевак к парапету. Неожиданно появляется министр обороны Египта, который лично приветствует солдат, похлопывая их по плечу. А затем подходит к толпе и о чем-то мило беседует со своими сторонниками. Позже выход министра в народ показывают по телевизору. Местные телеканалы развернули активную пропаганду, демонстрируя то обнимающегося с солдатами министра, то понурых задержанных мародеров.

А для острастки сразу после наступления комендантского часа над городом с перерывом в минуту один за другим пронеслись истребители ВВС Египта. Однако фурор они произвели только на телевизионщиков, дежурящих с камерами на крышах гостиниц. Непонятные «отряды самообороны», вооруженные дубинами и тесаками, с наступлением сумерек опять вышли на улицы.

Российским туристам в Хургаде ничего не угрожает

Руководитель аналитического отдела компании СВЭР груп Александр Селиванов в эфире радио "КП":

"Обстановка в Хургаде вполне нормальная, туристы ходят, у меня здесь друзья, мы вчера ходили с ними в море на рыбалку. Усиленные посты полиции, бронетранспортеры стоят напротив аэропорта, возле египетского банка. Были попытки каких-то волнений в первый день, в пятницу.

На второй день были усилены меры безопасности. Мои знакомые шли мимо мечети и им местные говорили: "Уходите отсюда, вам не стоит появляться рядом с мечетью". То есть как-то оберегали их (далее).

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА Россиян зовут поучаствовать в восстании Вот что рассказал один из россиян, работающих в Каире (он попросил не упоминать его имени) МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока: «США, похоже, уже сдали Мубарака»: - Египет - не страна гражданских войн, немного не тот менталитет, традиции в отличие от Ливана или, может быть, Ирака. Но с учетом происходящего на египетской земле кровь будет литься как минимум до ухода Мубарака. Не важно, когда он уйдет: завтра, через год, через три. Почему не дольше? Так к тому времени новорожденный Южный Судан своими гидрозатворами окончательно перекроет Нил. А без воды в отличие от нефти прожить нельзя. Раньше-то стабильный и сильный Египет был гарантом и контролером использования ресурсов этой великой реки... Американцы, похоже, уже сдали Мубарака, как это было со множеством лидеров других стран (Обама жестко потребовал от него прекратить кровопролитие и обеспечить права человека). Не «подпишутся» они и на либерального оппозиционера эль-Барадея - это не тот человек, который сможет держать в узде Египет. Зато есть опасность, что на смену Мубараку придут люди в чалмах и с автоматами. России же, на мой взгляд, в этот конфликт лезть не стоит. Главное - вытащить всех наших граждан и перекрыть въезд оттуда в Россию радикалов всех мастей.

Александр Ткаченко, заведующий Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога РАН: - События в Тунисе, Египте и их отзвуки в Йемене, Алжире, Судане, Иордании были вполне ожидаемы. Наоборот удивительно, что они не произошли раньше. Я еще пять лет назад писал, что реформы в этом регионе замерли на полуслове, и ситуация стоит ребром: или их успешное продолжение сверху или революция снизу (читайте далее...) ТУРИСТИЧЕСКИЙ РАКУРС Как вернуть деньги за путевку в Египет Алгоритм действий для туристов, которые опасаются сейчас лететь на Красное море «В сложившейся обстановке следует воздержаться от поездок в Египет с туристическими целями» - с таким заявлением МИД России выступил вечером 28 января. «Эта формулировка выражает высочайшую степень опасности, то есть угрозу для жизни. В этом случае туристы имеют право отказываться от уже купленных туров в Египет и требовать от фирм возврата денег», - пояснил заместитель главы Ростуризма Александр Радьков. В субботу в Ростуризме принят приказ № 13, в котором говорится: «Рекомендовать туроператорам и турагентам приостановить отправку российских туристов в Египет до нормализации обстановки». Юлия СМИРНОВА КСТАТИ Что делать, если... Вы отдыхаете на Красном море, в отеле все спокойно, и вы хотите остаться там и дальше? Оставайтесь, если позволяет ситуация. Эвакуацию в Ростуризме готовят, но лишь на случай ухудшения обстановки. А пока отдыхающих будут вывозить постепенно, теми рейсами, которые летят по расписанию. Вы сейчас в Шарме или Хургаде, но желаете срочно вернуться домой? Авиакомпании готовы перебронировать билет бесплатно и отправить вас в Россию максимально быстро, пообещали в Ассоциации туроператоров России. Подробнее об этом - на сайте kp.ru. Вы обязательно хотите ехать в Египет? Туроператоры решили: если клиент настаивает, путевку ему продать могут. Но лишь под расписку о том, что он проинформирован об опасности пребывания в стране. Вы хотите отказаться от путевки в Египет и получить свои деньги? [пошаговая инструкция] ВАЖНО В Ростуризме работает круглосуточная «горячая линия» для туристов по ситуации в Египте. Телефоны: +7 (495) 607-34-77, +7 (985) 226-82-71.