Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество13 января 2011 15:28

Ваенга, конечно, не Пугачева. Но это же замечательно!

Ваенгу мне сосватал (да и всем, кто в фэйсбуке) Стас Садальский, дивный блогер

Выложил Садальский ролик «Курю» и приписал - что, мол, в этом что-то есть.

Я запустил.

И сразу с изумлением стал смотреть на ее жесты — она еще не пела, просто включалась в музыку. Мысленно я делал то же самое, отбивая паузы точечными полувзмахами полукрыльев.

А потом она запела. Слова — не шедевр, музыка, правда, интереснее. Но все вместе — голос, жесты, музыка, слова, какой-то чокнутый ее оркестрик — это было зрелище. Причем, что у нас редко бывает теперь, зрелище, до такта собранное в едином стиле. Просто какое-то одухотворенное единство, как у Гергиева в оркестре, елы-палы!

Это было удивительно.

Конечно, она не Алла Пугачева, конечно, скорее всего, не шибко надолго к нам, конечно, потом пойдет чесом по концертам, которые будут собирать залы. И примадонной не станет.

Но — явление, это уж точно.

Почему это так привлекательно (и для тех, кто восхищается и для тех, кто хает)?

Да черт его знает.

Говорят, что это кабацкий шансон.

Наверное, не совсем. Кабацкий шансон — это скорее Михаил Круг, в чем-то «Лесоповал», каким-то крылом — Лепс. Осознанное вышибание слезы и заодно денег из зрителя, как продуманный ход профессии. Это нормальное зарабатывание славы и денег. И само определение «кабацкий шансон» - не оскорбительно. Это тоже часть культуры, причем огромная.

Личное ощущение: в Ваенге этого самого кабацкого шансона я не почувствовал. В этом смысле она чем-то похожа (по исполнительской философии) на Богушевскую - «Я пою, как мне дышится, а уж что вы там по этому поводу думаете — плевать!»

Но, конечно, она кокетничает, когда говорит, что желтые зубы и отсутствие маникюра — это потому что ей на это жаль время тратить. Если бы было жаль, она бы в интервью не оговорилась, что понимает, что это нужно. То есть, ну такой она себе образ лепит, как ас-хоккеист Овечкин без зубов. Не эстетично, но фирменно. А выход на концерт босиком, потому что «туфля порвалась» - это уже чистая Цезария Эвора с далекого острова.

Однако, все-таки, что цепляет?

Энергетика Ваенги (есть! есть!)? Харизма вот такой растрепы? Конечно. Но не только это.

Вот был до революции такой известнейший в России фабрикант изумительного фарфора Гарднер. Он считал, что настоящий мастер обязан поднимать культуру и вкус покупателя, даже если он выпускает всего лишь чайные чашки. И его заводы славились тончайшей посудой и сервизами высочайшего вкуса, ставшими шедеврами. Кое-что вы видели, например, в фильме о Шерлоке Холмсе: Ливанов, Соломин и все прочие распивают чаи из сервизов Гарднера.

А еще были Кузнецовы, тоже фарфоровые фабриканты. Они работали на хорошем уровне, были реально знаменитыми заводчиками, шедшими за Гарднером и, например, Поповым или мастерами Императорского фарфорового завода. Но они считали, что делать надо в массовом порядке то, что народ метет, как дармовые пряники на ярмарке. Наряду с реально отличными вещицами, они наплодили каких-то кичевых сахарниц - божьих коровок, супниц а-ля ночной горшок, солонок-грибочков и прочего, чего только народ вдруг начинал хотеть. В том числе, крали идеи и у великого Гарднера. Они мечтали остаться одни на рынке. И, в конце концов, скупили заводы Гарднера, до последнего бившегося за воспитание вкуса у русского человека. Сил у него не хватило на такую работу.

Это я к тому, что Ваенга — это не Гарднер, конечно. Это, скорее, Кузнецовы: у нее есть стиль, голос, свое видение того, как и что она хочет петь. Это не небожительница и примадонна Пугачева и даже не замороченная талантливая Земфира, но это и не «Фабрика» или «Блестящие». И уж совсем не «Воровайки».

Может, я дилетант и никого вообще ни с кем сравнивать нельзя, но вот она есть как явление, которое заставляет автоматически напевать «...я курю, мама», идя по коридору, или - зачарованно следить за ее движением, жестами. И слава Богу. Причем, при этом Ваенга еще и не напрягает. Она просто выдает то, что хотят услышать. Не искусственные тексты про тюрьму и волю или страстные — про любовь на Карибских островах, не придуманную мечту, а как бы напевает нам дневник своей жизни. Ну, такой сериал про то, что бывает у всех: со скандалами, переживаниями, дурью и любовью. Для людей моего возраста — это что-то вроде сериала «День за днем», когда-то опустошавшего улицы страны. Для нынешних — это блог или сериал «Школа».

Она такая же, как большинство из нас, слыхавших о том, что есть кинорежиссер Трюффо или Фассбиндер, но с удовольствием смотрящих «Пиратов Карибского моря» и «Туриста». Или «Любовь-морковь». Она живет про наше. С желтыми зубами и без маникюра, встрепанная и, как сама говорит, полноватая для своего роста.

И хорошо!

Из всего можно извлечь для себя пользу и удовольствие. Это уже не проблема Ваенги, а вопрос нашего ума.