Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия13 января 2011 14:00

Подмосковные вечера без света обсудили в Госдуме

Кто виноват в том, что тысячи жителей Подмосковья вдруг остались без света, и что делать для того, чтобы продолжения не последовало? [обсуждение]
Источник:kp.ru

Аварийное отключение электричества в Московской области обсудили вчера на «круглом столе» в Госдуме. Депутаты, эксперты и чиновники пытались выяснить, кто виноват в том, что тысячи жителей Подмосковья остались на Новый год без света. Глава Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов сразу же назвал одну из причин беды - Лесной кодекс. Он не позволяет энергетикам валить деревья, стоящие далее чем в 12 метрах от линий электропередачи. - В декабре 2010 года в кодекс были приняты поправки, которые сняли часть проблем энергетиков, - сказал Липатов. - Так, были разрешены сплошные и выборочные рубки для безопасности линий электропередачи. Глава Минэнерго Сергей Шматко в свое оправдание сказал, что его ведомство оказалось не готово к коллапсу из-за уникального ледяного дождя, который продолжался аж 14 часов. - При подготовке к зиме мы такого сценария не просчитывали, когда одновременно отключенными оказались 218 высоковольтных линий и 134 высоковольтные подстанции, - сказал он и сообщил, что им поставлена задача «в обязательном порядке в сценарий прохождения зимы включить моделирование возникновения подобного рода ситуаций». Тут же, правда, намекнув, что это потребует финансовых затрат. - Мы просчитаем, какие у нас возможности существуют за счет тарифов, - пообещал он. По словам Шматко, Минэнерго намерено обратиться в правительство за помощью для создания резервной дизельной электросети. - Мы реально задумываемся, насколько обоснованно строительство крупных генерирующих мощностей при практическом отсутствии локальной энергетики, - поведал о планах министр. - У нас через многие километры идут линии электропередачи, а потребителями являются несколько домов.

Ледяной дождь и сильный снегопад переломали тысячи деревьев, которые, в свою очередь, порвали километры проводов.

Ледяной дождь и сильный снегопад переломали тысячи деревьев, которые, в свою очередь, порвали километры проводов.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

А чтобы подобные коллапсы впредь устранялись в короткие сроки, уже принято решение о создании резервных баз на случай ЧП, где будет стоять спецтехника. А на заседании президиума правительства России Сергей Шматко пообещал, что свет в Подмосковье наладят до конца января: - В настоящее время проводим краткосрочные, на несколько часов, отключения для перехода от временных схем к работе в штатном режиме. Мы планируем эту работу закончить к концу января. Энергетики между тем подсчитывают убытки. Ледяной дождь, обрушившийся на Подмосковье в конце декабря, разорил их почти на четверть миллиарда рублей. Такие цифры привел глава ОАО «МОЭСК» Андрей Коновалов. - Сумма ущерба составила 234 миллиона рублей, и она будет расти, судя по всему, хотя уже, наверное, не критично, - заявил Коновалов. Он добавил, что ущерб возместят страховые фирмы, ведь порвавшиеся ЛЭП были застрахованы. - Мы уже начали получать деньги, - рассказал Коновалов. А кто же возместит ущерб жителям Подмосковья? - Им нужно подавать в суд на энергоснабжающую организацию, с которой у них заключен договор на поставку электричества. Как правило, это «Мосэнергосбыт», - заявил «Комсомолке» юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. - Люди вправе требовать возмещения как материального ущерба (испортились продукты в холодильнике, пришла в негодность бытовая техника и т. д.), так и морального вреда. - А если энергетики сошлются на форс-мажор и откажутся платить? - Это вряд ли. Тот факт, что в Московской области случился форс-мажор, то есть обстоятельства непреодолимой силы, должен быть согласно закону закреплен в соответствующем постановлении правительства РФ. А такого постановления за всю историю России с 1991 года правительство не выпускало ни разу. - Но ведь форс-мажорные обстоятельства прописываются, например, в любом страховом договоре... - В данном случае мы имеем дело не со страховым договором, а с договором оказания услуг. Так что судиться можно и нужно. Хотя на большие суммы при компенсации морального вреда я бы не рассчитывал.