Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Происшествия2 января 2011 11:00

Ту-154 в Сургуте мог загореться из-за оторвавшейся лопатки турбины двигателя

Пассажирам и экипажу очень повезло: случись это на несколько минут позже и самолет могли не спасти

Трагедию в Сургуте комментирует специалист по авиационной безопасности Валентин Тимошкин.

- Валентин Иванович, что могло стать причиной этой катастрофы?

- Я прошу вас не использовать в данном случае терминов катастрофа или крушение. Это правильно называется – наземное происшествие. Судя по тем свидетельствам, что мы имеем, оторвалась одна (а судя по разрушениям и вероятно не одна) лопатка турбины двигателя. Это случай не редкий. Тем более, что движки сейчас почти на всех Ту-154 неоднократно ремонтированы. В каких условиях – отдельный вопрос. Мне лично все это напоминает ситуацию с трагедией на Саяно-Шушенской ГЭС. Когда такая мелкая деталь, как болты крепления, оказались низкого качества и это привело к страшной аварии. То же самое могло произойти и в Сургуте. Тем более, что двигатели сейчас ремонтируют не очень аккуратно, приемка техники ослаблена, а у части техников квалификация не на должном уровне. Это все последствия 90-х годов, когда началась массовая приватизация всего и в том числе – авиакомпаний и авиаремонтных предприятий. Практически все они являются частными, а не государственными. А отсюда - далеко не самое высокое качество обращения с техникой.

Часто встречаются недостатки в работе таких небольших региональных компаний, как Когалым. Хотя это болезнь и больших предприятий. Во всем мире, к сожалению, сейчас уделяется все меньше внимания вопросу безопасности полетов. Прибыль, которая стоит на первом месте, отнимает средства, которые должны идти на обеспечение безопасности полетов. Это подготовка техники и обучение техсостава – чтобы тщательно производили осмотр, чтобы умели находить проблемы до выпуска самолета в рейс. А то техник найдет трещинку в двигателе, махнет рукой – мол скоро капитальный ремонт – полетаем так. Утрирую, конечно. Но, к сожалению, я не так далек от истины.

- Что происходит, когда отрывается лопатка турбины?

- Страшные вещи. Если ее срывает – то она летит со скоростью снаряда. И приносит такие же разрушения. Я сам видел несколько раз такие вещи – не в процессе, конечно, но в результате. Лопатка мгновенно пробивает конструкцию двигателя. И дальше все зависит от направления ее движения. Если повезет – она выйдет во внешнюю сторону. При худшем развитии событий – она пробьет топливную систему и электропроводку деталей самолета. А это почти всегда – пожар. Да, это очень похоже на обрыв лопатки.

Специалисты считают, что причиной аварии стала оторвавшаяся лопатка трубины двигателя

Специалисты считают, что причиной аварии стала оторвавшаяся лопатка трубины двигателя

- По вашему мнению – почему были человеческие жертвы?

- Для меня загадка, почему они погибли. И еще большая загадка – почему не могут установить их личности? Они же не летели зайцами! Возможно, что они близко сидели к хвосту и были травмированы первичным взрывом. Но не исключено, что их травмировали при эвакуации из самолета. Но тогда есть вопросы к спасателям и бортпроводникам – почему не смогли нормально обеспечить вывод людей? Но вообще – надо признаться - экипажу и пассажирам безумно повезло, что это произошло до взлета. Они конечно сели бы, при возникновении пожара на взлете. Но не факт, что тогда бы обошлось малым количеством жертв. Пожар на борту – это страшное ЧП.

- А то что произошло, не могло быть связано с таким понятием, как синдром 1 января?

- Вполне. Это касается и техников, и экипажа, и пожарных в том числе. Хотя трещину в турбине на глазок не обнаружишь конечно. Однако сам экипаж мог почувствовать неполадку. Когда возникают проблемы с лопатками, наблюдается повышенная вибрация двигателя. Приборы ведут себя по-другому. Опытный летчик это заметит и доложит куда надо.

Что касаемо спасателей, возможно они просто не успели сделать все необходимое – опять же из-за новогодней расслабленности. При нормальном и оперативном тушении, может быть, взрыва удалось бы избежать. Там же пены льют так много, что можно залить огонь до детонации топлива. Но повторяю – все это предположения пока. Окончательно все по полочкам должна разложить профессиональная комиссия. Черные ящики уже нашли и расшифровывают. Подождем результатов.