Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика8 декабря 2010 22:00

Не заплатишь - не проедешь

В России появилась первая полноценная платная федеральная дорога [обсуждение]

В стране не только не убавилось главных бед, но одна из них еще и стала официально платной. Под покровом ночи с понедельника на вторник госкомпания «Автодор» открыла первый большой и полноценный участок платной дороги на трассе М4 «Дон». Как бы ни протестовали против этого новшества, но факт свершился. Впрочем, как рассказал «КП» первый зампредправления «Автодора» Сергей Кельбах, совсем первым открывшийся участок назвать нельзя. - Во вторник началась эксплуатация на платной основе участка (414 - 464-й км) автомобильной дороги М4 «Дон» в обход села Хлевное и города Задонска протяженностью 52 км, - сообщил Кельбах. - На самом деле это реконструированный, удлиненный и расширенный 18-километровый участок платной дороги, эксплуатировавшейся с 1999 года, на котором взималась плата 50 копеек с километра для легковых автомобилей. С 2006 года она была увеличена до рубля. В компании сочли, что эксперимент удался, и решили развернуть инициативу. По закону любая платная дорога должна иметь альтернативу, которой в данном случае является как раз старая трасса, следующая через город Задонск, село Хлевное и два небольших села. Именно объезд этих поселений в «Автодоре» считают главным достоинством нового участка. - В первую очередь автомобилист или автоперевозчик получает более высокую скорость движения. По платному участку он может передвигаться со скоростью 110 километров в час, а по старой трассе, пересекая населенные пункты, натыкаясь на пробки и светофоры, - не более 60 километров в час, - утверждает Кельбах. Что касается цены, то, как утверждают в «Автодоре», она практически не изменится, останется в среднем на уровне рубля. Компания установила два тарифа - дневной и ночной. Последний несколько дешевле. Первым участком эпопея не закончится. Как пообещал Кельбах, к 2015 году примерно половина (766 км) трассы «Дон» будет иметь альтернативные, платные объезды. Кстати, за проезд по трассе «Дон» в Липецкой области теперь водители легковушек оплачивают от 50 до 55 рублей за весь участок, водители грузовиков - от 2 до 4 рублей за километр. МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Никита КРИЧЕВСКИЙ, председатель экспертного совета «Опоры России»: «Каждый имеет право свободно передвигаться» - Первые платные дороги появились в России уже давно. Так что опыт есть. Пока в основном не очень положительный. Вспомнить хотя бы Зоринский путепровод в Саратовской области, который открылся в сентябре 1998 года и позволил решить проблему железнодорожного переезда на федеральной автомобильной дороге Сызрань - Саратов - Волгоград. Необходимость в альтернативе там была дикая: очередь затягивалась на долгие часы ожиданий. Плату за проезд тоже назначили скромную - 1 - 10 рублей в зависимости от вида транспорта. Но просуществовал этот участок в платном виде всего три месяца. Слишком много претендентов на то, чтобы пользоваться им безвозмездно, то есть даром: пенсионеры, инвалиды, милиционеры, чиновники и другие льготники. Поэтому по протесту прокуратуры Саратовской области проезд по Зоринскому путепроводу сделали свободным. Были ли выплачены компенсации инвесторам, история умалчивает. Андрей ИВАНОВ, представитель ИК «Риком-Траст»: «Наши люди не любят платить за то, чем привыкли пользоваться бесплатно» - Наверное, платные дороги в качестве альтернативы нужны. Но в России люди не хотят платить за то, чем они привыкли пользоваться бесплатно. Особенно если при строительстве объектов используются государственные деньги. У частных инвесторов возникает неопределенность с окупаемостью. Конечно, они изначально ориентируются на то, что вложения в платные дороги возвращаются долго. Но ситуация меняется так быстро, что неизвестно, можно ли будет вернуть свои инвестиции.

ПСКОВ Как «стиральная доска» В Псковской области четыре платные дороги - до границ с Белоруссией, Латвией и Эстонией, а также со Смоленской областью. В общей сложности 220 км. Бесплатная альтернатива есть на любом маршруте. Не хочешь расставаться с кровными - поворачивай в объезд. Но за деньги маршрут выходит короче. Сделали псковские платные дороги просто. Восемь лет назад поставили на имеющихся трассах таблички. Едешь себе, и вдруг - грозное предупреждение в чистом поле. Открывать кошельки должны только иногородние и иностранцы и только во время пересечения границы. Качество платных трасс варьируется от приличного до слабенького. То есть если бы дороги были на халяву, так и претензий никаких. А так - заплатил и трясись по колдобинам. Обидно! - От Опочки до белорусской границы мало того что сплошные повороты и местами «стиральная доска» вместо асфальта, так ее и от снега не чистят! - жалуется водитель фуры Александр. - Там по осени ремонт начали, так я устал ждать, когда закончат, замучился по щебенке объезжать. Так-то нормальная трасса, широкая, только запущенная и знаков мало. - Из-за такой дороги машина сыплется, - ругается, заливая бензин в бак грузовика, водитель Евгений. Он - житель приграничных русских Печор. - Через неделю ремонтирую. А за пользование платной дорогой пятьсот с копейками отдаю каждый раз. Я сравниваю со Швецией, Эстонией, там просто хорошие бесплатные дороги. А тут берут непонятно за что. А особенно обидно, когда в Россию из Эстонии возвращаюсь. Приходится отдавать деньги за пользование платной дорогой, хотя я на нее не въезжаю! Суммарная прибыль от платных дорог - больше 100 миллионов рублей ежегодно. За проезд берут от 150 рублей с легковушки до тысячи с лишним с фуры. АЛТАЙ С 2011 года дороги снова станут бесплатными? Въехать в Барнаул можно по двум мостам, одному из которых черт знает сколько лет. Второй поновее. Однако если вы хотите проехать именно по Новому мосту (что многие и делают, поскольку на старом мосту, как правило, автомобильное столпотворение), то готовьте денежки. Как минимум 10 рублей. И так уже около десяти лет. Надо окупить затраты на строительство моста, говорят в краевой администрации. Хотя если хорошенько посчитать, то станет ясно, что мост давно окупился, а на вырученные деньги можно было построить восемь таких мостов. - Да сколько уже можно платить? Это же самая настоящая обдираловка! - возмущается местный водитель Олег. - Я довольно часто езжу по делам в другие города, поэтому хочешь не хочешь, а платить приходится. Но за что? Помимо моста, в Алтайском крае есть еще участок платной дороги Алтай - Кузбасс протяженностью 137 км. Цены за проезд - от 20 до 60 рублей для разных типов машин. - Я, может, и готов платить за проезд, но дорога действительно должна быть хорошей. А иначе за что я деньги отдаю? Какому-то дяде в карман? - говорит Саша, водитель иномарки, парнишка 22 лет. Недавно губернатор Алтайского края Александр Карлин обрадовал местных автомобилистов: с 1 января 2011 года все дороги в крае станут бесплатными. Что повлияло на решение губернатора - неизвестно. Но хотя он и заявил об отмене платы за проезд по трассе Алтай - Кузбасс и по Новому мосту через Обь в Барнауле, не все дороги в крае с нового года станут бесплатными. Есть еще туристический комплекс «Ая»: чтобы попасть на его территорию (проехать по мосту через реку Катунь), надо заплатить от 50 до 150 рублей. Подготовили Александр ЗЮЗЯЕВ, Виктория ГОЛУБКОВА («КП» - Псков»), Ирина РАК («КП» - Барнаул»). Спасут ли платные дороги от бездорожья?