Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды30 ноября 2010 9:37

Последний шанс быть хозяйкой собственной жизни – решить, когда она закончится

На Первом канале художественно-документальная драма «Екатерина Третья»
Источник:kp.ru

Екатерину Фурцеву – известного политического и государственного деятеля, министра культуры СССР – современники называли Екатериной Третьей. Это единственная женщина в истории нашей страны второй половины XX века, сделавшая, говоря современным языком, такую головокружительную карьеру, добившаяся таких политических высот. Девочка, родившаяся в глубинке России, стала единственной «женщиной на Мавзолее». Екатерина Фурцева - одна из самых неоднозначных фигур советского периода. Какой она была на самом деле? В какой степени ее жизнь была дорогой к власти, а в какой - просто поиском женского счастья? Неудачи в личной жизни Фурцевой постоянно сопровождаются громкими победами в карьере Многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла и многим испортила жизнь. Деятельная, эмоциональная, свято верившая в коммунистические идеалы, Екатерина Фурцева была, несомненно, достойна и любви, и ненависти. Она сумела сделать головокружительную карьеру в период «развитого социализма», воплотить в жизнь «советскую мечту». В первой серии фильма рассказывается о начале жизненного пути Екатерины Фурцевой. Обыкновенная девушка из Вышнего Волочка работает на ткацкой фабрике, как ее мать и бабушка. Но мечтает она о большем: учиться, стать комсомольской активисткой, вступить в партию, а еще… создать семью с любимым человеком. Но любимый предает ее, невольно спровоцировав цепную реакцию событий, в корне переменивших жизнь Фурцевой. Екатерина решает доказать всем, что она – лучшая, что всего в жизни добьется сама. Она уезжает из Вышнего Волочка. Мечта осуществляется, она поступает в институт, выходит замуж, но быть просто женой не может, партийная карьера для нее важнее обычных семейных ценностей. Во время войны муж оставляет Екатерину и родившуюся у них дочь. Фурцева хочет сделать все, чтобы муж пожалел о том, что бросил их. Авторы фильма уверены в том, что политическая карьера женщины в России в середине прошлого века была невозможна без участия в ней представителей противоположного пола. Именно мужчины продвигали Екатерину Фурцеву на всех этапах ее восхождения на политический Олимп, а затем не прощали ей головокружительных взлетов. Она же пыталась доказать очередному Мужчине своей жизни, что стоит гораздо большего, чем он сумел разглядеть в ней. Неудачи в личной жизни Фурцевой постоянно сопровождаются громкими победами в карьере. Попытка самоубийства Вторая серия фильма рассказывает об одном из самых счастливых периодов в жизни Екатерины Фурцевой. Она – единственная женщина в окружении Хрущева и стремится доказать, что не хуже мужчин справляется со своей работой. Первый секретарь ЦК КПСС откровенно симпатизирует Фурцевой и продвигает ее. Она возглавляет Московский горком КПСС, фактически становится хозяйкой всей Москвы. При ней и под ее непосредственным руководством возводятся новое здание университета на Ленинских горах, стадион Лужники, памятник Юрию Долгорукому, цирк на проспекте Вернадского и многие другие культовые сооружения, без которых уже невозможно представить себе архитектурный облик нашей столицы. Ее портреты несли на первомайских и октябрьских демонстрациях, а ее речи на партийных съездах печатались на первых полосах газет. Налаживается и личная жизнь Фурцевой. Она снова влюбляется, а потом и выходит замуж за Николая Фирюбина, оставившего ради нее семью и детей. Пока она даже не подозревает о том, что ее новым мужем движет не любовь, а возможность продвижения по карьерной лестнице. «Товарищи по партии» кладут на стол Хрущеву донос на его любимицу. Он реагирует молниеносно – Фурцеву лишают всех «чинов и регалий», снимают «вертушку» в ее кабинете. Эта, казалось бы, железная женщина, не может пережить унижения и предательства. Она совершает попытку самоубийства. Майя Плисецкая на похоронах Екатерины Фурцевой: «Будут другие, но такой – никогда» Третья серия фильма рассказывает о деятельности Екатерины Фурцевой в должности министра культуры СССР. Это назначение она восприняла как «ссылку», но, как всегда, рьяно взялась за работу. Все признают, что ей явно не хватало образования. Но как человек деятельный, она пыталась участвовать во всем. Могла лично принять решение о повышении зарплаты какому-нибудь понравившемуся артисту, разрешить или запретить спектакль, отправить фильм молодых режиссеров на Венецианский кинофестиваль. Почти все сходятся на том, что Фурцева отнюдь не походила на известного персонажа кинофильма «Карнавальная ночь». Только Фурцевой Москва обязана тем, что целую неделю в Музее изобразительных искусств имени Пушкина была выставлена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Екатерина Алексеевна договорилась с французским послом, чтобы великую картину задержали по пути из Японии в Париж. Добилась, чтобы военные сделали для нее уникальную капсулу. Риск был огромным, но «Мона Лиза» явила Москве свой загадочный лик. Международный конкурс Чайковского – тоже ее победа. А то, что Ван Клиберн получил первое место - особая. Потому что не полагалось иностранцу побеждать в Москве. Но Фурцева уже понимала: престиж конкурса создается компетентностью и независимостью оценок. Рождение «Театра на Таганке», возобновление Международного Московского кинофестиваля, Международный конкурс артистов балета вряд ли были возможны без ее участия. При ней гастроли артистов - наших за рубежом и зарубежных у нас - перестали быть редкостью. Постоянное общение с творческой интеллигенцией заставило Фурцеву особенно тщательно следить за своей внешностью. Она одевается по последней моде, соблюдает диету, занимается спортом и даже делает подтяжку лица. …Последние годы жизни Фурцевой были особенно тяжелыми. Мать, всегда поддерживавшая ее, умерла, муж фактически ушел к другой женщине, у дочери была своя семья. После скандала вокруг загородного дома встал вопрос о ее выводе из рядов КПСС и снятии с должности министра культуры. В фильме «Екатерина Третья» перед зрителем предстает история неординарной личности, положением и воспитанием подчиненной своему времени, а чувствами и характером вырывающейся из него и, в конце концов, погребенной под его обломками. Как сказала Майя Плисецкая на похоронах Екатерины Фурцевой: «Будут другие, но такой – никогда». Первый, «Екатерина Третья», 6 - 8 декабря, 22.30.