Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Спорт16 ноября 2010 20:15

Чемпионка мира Екатерина Гамова — журналисту «КП» Александру Гамову: «Стать спецкором "Комсомолки"? Я подумаю…»

Знаменитая спортсменка впервые рассказала нашей газете о том, как она «колдовала» во время финального матча на первенство мира [видео+аудио]

В минувшее воскресенье, 14 ноября, волейболистки сборной России защитили титул действующих чемпионок мира, обыграв в финале триумфаторов Олимпиады в Пекине из Бразилии. Одним из главных творцов нашей победы стала Катя Гамова — за финальный матч она набрала 35 очков!

Вечером во вторник, 16 ноября, мне удалось подробно поговорить со знаменитой спортсменкой, а также ее тетей и первым тренером Любовью Гамовой. А заодно выяснить наши родственные связи...

«У НАС БЫЛО ДИКОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОБЕДИТЬ»

— Екатерина, здравствуйте! Это вас поздравляет с победой ваш родственник из «Комсомольской правды» Александр Гамов.

— Да, здравствуйте, очень приятно.

— И земляк тоже.

— Да, я в курсе.

— Я родился и вырос в Новотроицке, это самый восток Оренбургской области, совсем недалеко от Челябинска.

— Да, да, я знаю.

— А вообще много у вас, скажем так, родственников нашлось, после того, как вы стали знаменитой спортсменкой, чемпионкой?

— Да нет (смеется), как-то не находились, — все те, что были, те, которых я знаю.

— То есть я единственный?

— Да. (Смеется.)

— Ну, мы всей семьей всегда за вас болеем. Всегда смотрим репортажи. Екатерина, почему вы все-таки победили? Почему мы победили? Потому что вы верили в победу или потому, что в вашей команде есть Екатерина Гамова и были ее 35 очков?

— Нет, во-первых, это командный вид спорта и у нас победное очко достается не за одно действие. Чтобы выиграть, надо выполнить два или три действия. Поэтому мой вклад такой же, как и вклад всех девочек.

Я думаю, мы победили, потому что у нас было дикое желание победить. И, конечно, вот лично я просто не хотела видеть, как радуются на той стороне наши соперницы. И это, наверное, был самый большой стимул для победы.

— Понял. То есть это подогревает, да?

— Это очень подогревает.

— А правда, что вы Наташе Сафроновой посвятили свою победу?

(Примечание «КП»: волейболистка нашей сборной Наталья Сафронова после кровоизлияния в мозг уже почти год находится в больнице.)

— Вы знаете, много лет мы играли вместе, подготовка к чемпионату мира идет все четыре года, с прошлого чемпионата, поэтому это и ее победа тоже. Да, Наташа Сафронова — незримо — с нами, конечно, безусловно. В среду я собираюсь поехать в гости к Наташе… У нее наметился прогресс. Главное, чтобы он не останавливался.

— Будем надеяться… Я посмотрел все интервью, которые вышли в эти дни — ваши высказывания, ваших подруг — вот поподробнее все-таки, как настраивались, может, что-то пели перед решающим матчем, читали стихи…

— Нет, мы не пели, не плясали. У нас было четкое собрание перед игрой, где тренер дал установку и, единственно, вот слова Любы Соколовой, которая перед игрой перед самой сказала — я уверена на сто процентов, что сегодня мы победим.

Волейболистка сборной России Екатерина Гамова.

Волейболистка сборной России Екатерина Гамова.

— Ясно. Мы в «Комсомолке» опубликовали интервью вашей тети, которая была вашим первым тренером — Любови Гамовой. Она рассказывает, что во время матча у вас всегда полнейшая концентрация. Вот это как?

— Ну, я не знаю, как объяснить слова «концентрация в спорте», но это действительно так — концентрация, да. То есть, концентрация на каждом мяче, концентрация на каждом действии. То есть, держать внимание постоянно. А это тоже очень тяжело, поэтому… я не могу это объяснить, но это так.

— А в голове в это время что?

— Ну, не то что там в голове какие-то мысли, а просто перед каждым розыгрышем мяча мы переговариваемся друг с другом, как-то помогаем друг другу словами, подсказываем, чего ждать от соперников и что нам нужно в этот момент делать.

— Ну, например, что вы говорили своим подругам, или они вам…

— Мы говорим, сколько игроков с той стороны на передней линии находятся, кого и как закрываем, где и как мы будем защищаться. То есть, постоянно идет вот такой рабочий разговор.

— И еще Любовь Гамова говорит: «Катя умеет собираться, выкладываться, заряжать других». А как это — других заряжать?

— Ну, наверное, только словами поддержки. Может, подсказать что-то кому-то в сложной ситуации. Это наши специфические подсказки. Например, Жене Старцевой — чтобы она там «держала правую руку» и чтобы от ее блока не сыграли бразильянки. Какие-то такие технические моменты.

— И еще мы заметили, что вы из-за спины пальцами что-то показываете, какую-то шифровку. Можете для наших читателей это расшифровать?

— Из-за спины?

— Ну да, может, вы это неосознанно делаете, но вы как бы подругам какие-то сигналы подаете.

— Это, наверное, просто мы заказываем какие-то комбинации… Это делают все игроки. Это технический момент игры.

— А вот какие-то свои реплики заряжающие можете вспомнить?

— Нет, я вообще с трудом помню этот матч…

— Серьезно?

— Я потом пересматривала видеозапись — для меня это было как открытие. Меня спросили — что вы помните из этого матча? Я сказала, что ничего не помню. Или что там было при таком счете, — я даже не смогла сказать.

— В смысле, такая самоотдача, да?

— Правда, я приехала домой и смотрела весь этот матч — и уже начинала вспоминать какие-то детали.

— И какие у вас впечатление, когда вы сами смотрели этот матч в записи? Были еще резервы, вы могли бы не 35, а, допустим, больше очков дать?

— Не знаю, я об этом не думала.

— А бывает, что там, извините, матом не ругаются игроки? И вообще русский мат помогает победе или нет?

— Это, наверное, касается лично каждого человека, я не могу говорить за всех. Давайте то, что происходит внутри площадки, мы оставим за кадром. Просто пусть люди смотрят и наслаждаются волейболом, им не обязательно знать, о чем мы говорим во время игры и как мы там шифруем что-то… Ну, не знаю, колдуем там или что… Результат — это победа.

И на личном фронте у самой видной спортсменки и красавицы России все в порядке. «У меня есть муж, ну, тот человек, с которым вместе я 10 лет уже...» - призналась Катя «КП».

И на личном фронте у самой видной спортсменки и красавицы России все в порядке. «У меня есть муж, ну, тот человек, с которым вместе я 10 лет уже...» - призналась Катя «КП».

— Ну да. Понятно. Здесь вы тоже колдовали, да, чуть-чуть?

— Не то что колдовали, мы просто верили и надеялись. Вот и все «колдовство».

— А у вас правда взрывной характер, Катя?

— У меня — взрывной? Но, вы знаете, я в принципе спокойный человек, но если что-то допечет, что-то меня выведет из себя, — то да, это будет быстро. Я имею ввиду реакцию.

— В игре это помогает, вот это качество?

— Безусловно.

— Были взрывы во время этого матча? Чисто эмоциональные?

— Он, наверное, как начался с первой партии, так и закончился последним мячом. Потому что в принципе сборная Бразилии для меня большой раздражитель.

— А если б на месте команды Бразилии какая-нибудь другая была, все равно бы выиграли?

— Ну, то, что мы бы бились до конца, это безусловно.

Екатерина Гамова против соперниц.

Екатерина Гамова против соперниц.

«МНЕ КОМФОРТНО ЖИТЬ В РОССИИ»

— А за границу же вас тоже зовут, да?

— Я играла за границей в прошлом сезоне.

— Как вы вообще относитесь к тому, что многие спортсмены туда уезжают?

— Ну, я к этому отношусь совершенно спокойно, положительно, потому что каждый делает свой выбор. Если какому-то конкретному спортсмену там лучше, я не вижу в этом ничего страшного и ужасного.

— А вы вот прикипели к России…

— Да, мне, например, хорошо на родине, и я это поняла вдали от дома. Не потому, что там плохо, а именно потому, что дома мне лучше.

— А чем вам лучше дома?

— Мне хорошо о того, что я нахожусь рядом со своими близкими, со своими друзьями. Я нахожусь в стране, в которой я живу и комфортно себя чувствую. Мне комфортно жить в России.

— А к Олимпиаде-2012 в Лондоне как-то готовитесь? Морально или еще как-то?

— Мы не думаем пока об Олимпиаде, потому что, чтобы думать об Олимпиаде, надо сначала туда попасть. Наверное, мы будем думать об этом, когда уже попадем туда и когда у нас будет путевка.

— А о чем вы сейчас думаете?

— В данный момент я ни о чем не думаю (смеется). Самые ближайшие мысли мои о том, что 20 ноября у меня будет первая игра чемпионата России и как мне себя собрать обратно воедино, и выйти играть.

«ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРМИНА "ГАСИТЬ" В ВОЛЕЙБОЛЕ НЕТ»

— Катя, я вообще-то в газете политикой занимаюсь... Что общего между волейболом и политикой. Есть ли какое-то родство?

— Дипломатия, я думаю. По крайней мере, нужно, наверное, не любить своего соперника, да, можно даже ненавидеть его, но при этом ты его должен уважать.

— А вы считаете, что в политике это тоже должно присутствовать?

— Я думаю, что да.

— Мне кажется, что некоторые волейбольные термины подходят к политике — «удачная подача», «хороший пас», «гасить» — в смысле, мяч…

— «Гасить мяч» — у нас такого понятия нет вообще.

— Его придумали болельщики, в частности, политики?

— Это — да.

— А как называется прием — он тоже используется в политике — когда мяч проходит сверху, через руки соперников?

— Атака или нападающий удар.

— Кстати, у нас в Госдуме столько спортсменов, но их не видно. А вы, если бы там появились, сразу бы стали видным политиком. Вам не предлагали?

— Нет, мне пока не предлагали, потому что я занята еще своим делом, поэтому я даже об этом не думала.

— Одно время, Кать, появлялись сообщения, что вы собираетесь в журналистику. Вот недавно Елене Дементьевой вручили удостоверение журналиста «Советского спорта».

— Да, я слышала об этом.

— А вы в «Комсомолку» спецкором не пойдете работать? Вот приглашаем, мы вас определим в отдел политики.

— Спецкором в «Комсомолку»? (смеется). Я подумаю над вашим предложением, а прямо сейчас я вам, наверное, не смогу ответить.

«У МЕНЯ ВСЕГДА СО МНОЙ КРЕСТИК ОТ МАМЫ…»

— Кать, еще несколько родственных вопросов. При вашем росте (2 м 2 см) у вас не бывает проблем в отелях?

— Нет, не бывает.

— А как выходите из положения?

— А какое положение?

— Ну, там кровати все-таки короткие?

— Насколько короткие кровати, вы предполагаете, есть в отеле?

— Ну даже иногда мне коротки.

— Ну, насколько, как вы думаете? Какие кровати вы считаете короткими? Метр пятьдесят? Я таких кроватей не встречала, например.

— То есть там комфорт полный в этом плане?

— Мы живем в хороших гостиницах, где кровати без спинок, которые не меньше двух метров в длину. О каком дискомфорте может быть речь?

— А на какой машине вы ездите?

— На хорошей.

— И вот еще многие наши читательницы интересуются — есть ли у вас молодой человек, жених?

— Есть.

— А кто он, чем занимается?

— Я не буду рассказывать, чем занимается мой муж, ну, тот человек, с которым вместе я 10 лет уже. Этого достаточно, чтобы как бы вопросы все отпали.

— Понял. Часть вопросов отпадает. А ребенка вы не хотели бы завести?

— Это касается только его и меня, поэтому мы не собираемся это обсуждать с посторонними людьми, даже с болельщиками, а, тем более, рассказывать о своих планах.

— Ясно.

— Для меня семейная жизнь, жизнь моих близких и родных, она всегда была, будет закрытой и я буду делать все, чтобы закрыть ее от посторонних людей и от болельщиков. Я могу рассказывать о себе, как о спортсменке, но никогда не буду рассказывать о себе, как о человеке.

— Извините, а бывает так, что вы накануне игры маму вспоминаете?

(Примечание «КП»: мама спортсменки умерла пять лет назад. А отец от Кати отказался, когда она только родилась. Поэтому Катя носит фамилию мамы.)

— Ну не обязательно накануне игры, я всегда маму помню. Мама всегда живет в моем сердце. Я не могу представить, что может случиться, чтобы я забыла о ней.

— У вас есть какой-то талисман или, может, фотографию мамы с собой возите?

— У меня есть крестик, который она мне подарила, который всегда со мной.

— И во время игры тоже?

— Всегда на мне. Всегда…

— Я желаю вам здоровья и много-много сил. Надеюсь на новые встречи — у телеэкрана и лично.

— Спасибо, хорошо, если у нас будет такая возможность, — с удовольствием.

— Катя, так мы с вами дальние родственники или однофамильцы?

— Вы знаете, это лучше, наверное, спросить у моей тети…

ЗВОНОК В ЧЕЛЯБИНСК

Любовь ГАМОВА, тренер по волейболу специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва «Юность-Метар»: «Да все Гамовы — родственники»

— Алло, Любовь Борисовна! Это Гамов из «Комсомолки»…

— Слышала… Минувшей весной была в Новотроицке, в Оренбургской области — возила детей на соревнование. Мне показывали здание ПТУ, а там мемориальная доска: «Здесь учился Герой Социалистического Труда Петр Алексеевич Гамов». Мне сказали, что это ваш отец. Все правильно?

— Правильно. А мы с Катей никак не можем выяснить: мы родственники или нет? Мои предки с Украины, из-под Харькова.

— А наши по линии отца — из Удмуртии.

— Значит, мы с вами все-таки однофамильцы?

— А может, и родственники. Фамилия-то редкая и пошла с какого-то одного места, от одного человека, наверное…