Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество1 ноября 2010 22:00

Натали Гончарова - настоящая Мэрилин Монро!

В издательстве «Лимбус-пресс» вышла «Литературная матрица» - альтернативный учебник русской литературы [обсуждение]
Источник:kp.ru

Статьи про классиков для него написали известные современные российские писатели. Мы решили сравнить «Матрицу» с «официальным» учебником под редакцией Г. Беленького, по которому сейчас изучают литературу девятиклассники. С виду «Литературная матрица» на учебник не похожа: два тома, 42 эссе, полторы тысячи страниц. Среди авторов - Андрей Битов, Дмитрий Быков, покойный Дмитрий Горчев, Александр Кабаков, Ольга Славникова... Среди героев - все звезды русской литературы последних двух столетий, от Грибоедова и Пушкина до Набокова и Солженицына. Каждый автор выбрал себе любимого писателя и сочинил о нем текст. При этом героев на всех не хватило: статей о Некрасове, Маяковском и Цветаевой - сразу по две. (Составители «Матрицы» Павел Крусанов, Вадим Левенталь и Светлана Друговейко-Должанская объясняют это тем, что они сами оказались не согласны с авторами статей либо друг с другом.) Они же честно предупреждают: если пересказать статью Людмилы Петрушевской о Пушкине историку на экзамене, можно запросто схлопотать двойку. Зато в Интернете статья, вывешенная за месяц до выхода учебника из печати, стала бомбой. ЧАЦКИЙ - ПРИШЕЛЕЦ И ПАНК Русская литература XIX века, как и учебник, начинается с Грибоедова. Статья Сергея Шаргунова называется «Космическая карета, или Один день панка». Вы правильно поняли, панк - это Чацкий. Шаргунов еще сравнивает его с инопланетянином, с героями Лимонова и Сартра и всем своим сопоставлениям находит остроумные доказательства. «Огонь его [Чацкого] критики направлен против всего и всех. Его цветистые филиппики при желании могут быть сужены до одного куплета Егора Летова:

Обложка нового учебника выглядит куда смелее, чем обложка старого (см. внизу).

Обложка нового учебника выглядит куда смелее, чем обложка старого (см. внизу).

Всего два выхода для честных ребят: Схватить автомат и убивать всех подряд Или покончить с собой, с собой, с собой, с собой, Если всерьез воспринимать этот мир... Если следует «уничтожить реальность» и «убить всех людей» - Чацкий прав. Если важны «общество, семья и достаток» - он просто панк». Учебник же под редакцией Беленького всех этих вольностей избегает. Какой Летов? Какой Сартр? Этот учебник вообще отличается опасливостью - там и авторского голоса-то не услышишь. Суждения принадлежат, как правило, не автору статьи, но проверенным временем, безопасным классикам. Статья про «Горе от ума» состоит главным образом из цитат: Пушкин (1825), Белинский (1840), Гончаров (1872), Герцен (1869), Немирович-Данченко (1906), Маршак (1961) - и огромного количества обращенных к школьникам вопросов. «О чем - и, главное, зачем - говорят герои? В чем сложность конфликта в комедии А. С. Грибоедова? В каких сценах комедии Фамусов раскрывает себя особенно ярко?» Cотни таких вопросов создают сюрреалистический эффект, словно автор сам все позабыл и просит растерянного школьника ему объяснить-напомнить. А что? Зато на смену советской твердолобости приходит призыв выработать свой взгляд, оперевшись, разумеется, на взгляды 150-летней давности. ПУШКИН И ЗАЯЦ Но эмоциональность Шаргунова - ничто в сравнении с эмоциональностью Петрушевской. Тут в сухую энциклопедическую информацию словно влили литр кипятка. «Пушкин - гений. Это мой выбор. Для многих поколений людей, говорящих на русском языке, способность прочесть наизусть первую главу «Евгения Онегина» была условным знаком, по которому свои узнавали своих», - пишет она. И дальше: «Пушкин был великий поэт и несчастливый человек с предначертанной судьбой быть рано убитым. (...) Один грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле и, спросив день и час его рождения и сделав заклинания, сказал ему, что, скорее всего, он примет смерть от «белого человека». Или от белой лошади».

Обложка старого учебника учебника по литературе.

Обложка старого учебника учебника по литературе.

И далее ее статья развивается таким же образом - как жестокий романс. Слезы. Предзнаменования (не обойден вниманием знаменитый заяц, помешавший суеверному Пушкину доехать до Петербурга и принять участие в декабристском восстании). Сплетни (говорят, на Дантесе была кольчуга под рубашкой; говорят, жена Пушкина потом родила девочку от императора). Зависть недоброжелателей (те места себе не находили: «Натали была бы, по сегодняшним меркам, звездой ранга Мэрилин Монро»). История с некоей И., которая ненавидела Пушкина из-за того, что он ею пренебрег, и помогла устроить дуэль с Дантесом... У Петрушевской ни одной страницы не обходится без слов «гений», «великий» или «шедевр». Понятно: влюблена. Зачем она прячет Идалию Григорьевну Полетику за псевдонимом «некто И.»? Наверное, не потому, что так романтичнее, а потому что имя мерзавки, отнявшей у нее любимого, недостойно остаться в истории, подобно имени Герострата. КТО МОГ ОТВЕТИТЬ НА ЧУВСТВО МАЯКОВСКОГО? Про любовь в этом учебнике, естественно, очень много всего написано. Не только с женской точки зрения, но и с мужской. Максим Кантор в прекрасной статье растолковывает поэзию Маяковского интеллигентным юношам: он даже сравнивает его с Христом. Христос решил сделать иррациональное чувство любви главной «социальной скрепой» для всего человечества. Маяковский, разочаровавшись в любви, увидел, как плох весь мир. «В любовной лирике Маяковского просвета нет совсем. (...) Никакого удовольствия от любви, наслаждения любовью поэт не знает в принципе. Любовь к женщине - повод увидеть несовершенство мира. Вряд ли хоть одна особа женского пола могла бы на такое чувство ответить». Ну а в официальном учебнике в главе «Маяковский-лирик» приведено стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». «Против кого направлены критические стрелы Маяковского? Почему?» ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Лечение электричеством Советские учебники по суконности стиля и твердости суждений были неотличимы от газеты «Правда». Благодаря им к русской классике остались равнодушны тысячи людей. Новые учебники растеряли идеологическую уверенность, но не интонацию. Все тихо, ровно, выверенно. Смогут ли они всерьез увлечь? Петрушевская, встретившая в Интернете бурю злых комментариев, вызвала и бурю интереса: она устроила Пушкину перезагрузку для школьников. Все-таки не зря ее сын Федор Павлов-Андреевич много лет редактировал журнал для тинейджеров «Молоток» и мать заставлял писать туда тексты. Тот журнал обеспечил себе скандальную славу среди пуритан и закрылся, но перед целым поколением школьников успел распахнуть и прокомментировать на понятном им языке большой и сложный мир. Вот и Пушкин - живой и интересный дядька: зайцев боялся, жена была как Монро... Иногда кажется, что всей системе преподавания русской литературы в школах надо прописать курс лечения электричеством. Подростки ничего не выучат, если их не заинтересуешь. Они не хотят относиться к писателям, как к святым. Если заставлять школьников бить перед Толстым и Пушкиным поклоны и учить наизусть их жития - они отвернутся и все. Многое в этом симпатичном сборнике предназначено для интеллигентных студентов - да что уж там, черт побери, для тридцати- и сорокалетних. Может, у среднего старшеклассника на некоторых статьях вскипит мозг. Но, согласитесь, усредненных старшеклассников не существует: есть орда подростков, и среди них множество тех, кому никакой ценой не стать образованными. А вот тем, кому суждено таковыми стать, эта книга точно поможет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ Дмитрий БЫКОВ: «Мы просто помогаем школьникам справиться с программой!» - Когда я готовил очерк о Горьком, старался написать так, как я рассказываю своим ученикам в классе, - поделился с «Комсомолкой» писатель и учитель словесности Дмитрий Быков. - Сейчас есть очень неплохие учебники, но в стране существует традиция: подменять понимание текста идеологией. Мы же старались объяснить, откуда что взялось, кто, почему и о чем пишет, почему менялись жанры, как одни писатели быстро стали популярными, а другие долго пребывали в тени... Мы просто помогаем школьникам прочитать то, что есть в программе. В конце концов не все определяется ЕГЭ. Двухтомник по замыслу авторов превратит унылую обязаловку в увлекательное чтиво. Но при этом «Матрица» ни в коем случае не должна заменить классические учебники по литературе. Поэтому у авторов и нет планов перевести книгу в разряд учебников и получить одобрение Минобрнауки. «Матрица» - дополнительное пособие. Предполагается, что внимательные учителя порекомендуют, а заботливые родители пойдут в магазин и приобретут двухтомник для своих чад.

Анна ГАМЗИКОВА, Алексей ДУЭЛЬ.