Премия Рунета-2020
Ярославль
+10°
Boom metrics
Общество25 октября 2010 13:35

Игорь Зарецкий, пересекший в одиночку Атлантический океан: «Самое сложное было - не сойти с ума… мне слышались голоса, даже целый хор пел»

«Комсомолка» встретилась с ярославским шкипером, который в победил в престижной регате Jester Challenge [видео]

ПАРУС - ЭТО УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ

Тридцать три дня в Атлантическом океане: бесконечный шторм, неугомонные тунцы, свирепые акулы и голландская подлодка. Свихнуться можно от такого в одиночестве! А в голове лишь мысль о хотя бы маленьком кусочке суши. У далекого от яхтенного спорта человека в голове и уложиться не может, сколько еще опасностей подстерегает человека в соленых волнах Атлантики, которую пересекали еще в далекие времена норманнские викинги.

Ярославский яхтсмен Игорь Зарецкий - пример мужества и настоящего характера. Веселый шкипер с чуточку суровым голосом и широкой улыбкой напоминает настоящего капитана. Этакий морской волк, как принято говорить. Он сумел бросить вызов стихии, когда решился на непростой шаг - участие на своей лодке «Гранд» в престижной трансатлантической гонке Jester Challenge-2010.

- Обычно у нас все гонки идут экипажами из 4-5 человек, - рассказывает Игорь. - Одиночная гонка на порядок сложнее. Естественно, как любому спортсмену, интересно выступать в тех соревнованиях, которые тяжелее. В этом году первый раз гонялся в одиночку. Так, у меня были небольшие плавания, пробовал в одиночку ходить, а нынче была первый раз в моей жизни одиночная гонка. Много было неизвестно, многое пришлось узнать…

Одиночная регата Jester Challenge, которая проводится с далеких шестидесятых, по словам самих участников, как «Формула-1» для автогонщиков. Правда отличие все-таки есть. Здесь нет ни призов, ни победителей, ни проигравших, а побеждают в ней все, кто просто-напросто добирается до финиша. В этом году из заявленных 82 яхт до финиша добрались лишь 23. А одна даже затонула в центре Атлантики. Но у ярославца Игоря Зарецкого не было сомнений насчет покорения океана.

- Все сложилось: деньги, лодка, возможность, - продолжает Зарецкий. - Не был обременен никакими договорными обязательствами со спонсорами, как в былые годы, когда гонялся в чемпионате России.

Ну а когда ничего не мешает, и коллеги-яхтсмены лишь поддерживают, почему бы не попробовать свои силы? Тем более, для нашей страны яхтенный спорт не новинка.

- Россия является членом международного яхтенного союза с 1912 года, поэтому нельзя сказать, что для страны яхты нехарактерны, - продолжает шкипер. - Правда, после 17-го года весь культурный слой вывели, а парус - это, прежде всего, уровень культуры! Естественно, все остальные года он был в некотором загоне. Но в основном развивался олимпийский раздел паруса, хотя по рейтингу он где-то во втором десятке, так сказать, в парусных видах.

СОН ВО ВРЕМЯ РЕГАТЫ - ДЕЛО ОПАСНОЕ

Гонка началась 23 мая в английском Плимуте. Сначала флот регаты попал в штилевую зону у южных берегов Британии. Этот район, по традиции, считается очень сложным для одиночников. Спортсменам приходилось нести практически постоянную вахту, чтобы избежать столкновения с большими судами. А вот Игорю поспать удавалось, иногда даже немало.

- Ой, замечательно! Классно я спал! - признается Зарецкий.

- А как же яхта? - закрадывается тут же вопрос. - Как сама без капитана плывет?

- А яхта-то четко держит курс! Идет туда, куда я ее направил. У нас так и говорят: лодка не дура, ты ей не мешай. Есть же различные авторулевые: электронные, механические. Относительно ветра яхта идет, все время выдерживая угол, ну надо и саму лодку подстроить.

- А если корабль на пути? Как определить?

- Никак не определишь! В общем-то, у меня радар был включен, но, когда спишь, все равно радар не видишь. Там у него и сигнализация довольно слабенькая. Правда, я в течение двух с лишним недель никого не видел. Два раза только корабли проходили. И просыпался, как раз когда они находились неподалеку.

Если ярославскому шкиперу повезло, то вот его другу-яхтсмену из Нижнего Новгорода Алексею Федоруку не очень. Его яхта «Фасон» потерпела крушение, и россиянин выбыл из гонки.

- Леша влетел под корабль в Северном море, - говорит Зарецкий. - У него там иллюминатор треснул, еще большие повреждения. Тут просто никуда не денешься, можно не на корабль, можно на кита налететь, на бревно какое-нибудь, но его все равно не увидишь. Корабль увидишь, а это - нет. Получается, дело случая. Приходиться мириться. Ложишься спать, а на сердце екает что ли.

Пройдя штилевую зону у берегов Британии, шкипера ждала по-настоящему веселая жизнь. Буквально через неделю начало штормить.

- Вся гонка проходила при таком солидном шторме, - говорит шкипер. - Ветра не было только в начале пути и в конце. А так все дни с небольшими перерывами шторм в семь-восемь баллов. А уже на обратном пути в северном море, когда домой шли, так там нас вообще перевернуло. Ко мне товарищ прилетел в Ньюпорт. И назад вдвоем через Атлантику уже спокойно прошлись южными широтами. Отдохнули на Азорских островах. И вот в Северном море прихватило, там шторм доходил до 10 баллов. А в яхту всегда попадает вода, поскольку мачта вся в дырочках, из которых выходят различные веревочки (улыбается). Поскольку мачта проходит внутри яхты, там всегда вода. Тем более одежда не высыхает. Она солью пропитывается и как не суши постоянно набирает влагу.

КАК НЕ СОЙТИ С УМА

Что же заставляет людей совершать настолько отчаянные поступки? Быть может, адреналин, стремление победить, бегство от реальности или еще что-то? У Зарецкого на этот вопрос свой ответ.

- А зачем люди в горы идут, - недоумевает Игорь. - Зачем люди рыбу из подо льда таскают? Сидит на морозе, все отморозил по самое некуда. Зачем? Одиночный поход - это, в общем-то, лишение. Трудно объяснить… Потребность просто!

Одиночная гонка - настоящее лишение для человека. Хотя яхтсмены - люди привыкшие ко всем причудам, но вот как же обойтись без общения?

- Мне замечательно, - улыбается Зарецкий. - Вот как раз назад с помощником шел, там уже неудобства. Есть какие-то обязательства перед человеком. Беспокоишься. Иногда, когда он отдыхает, - занимает самое удобное место. Я бы там мог отдохнуть, а мне приходится сидеть в неудобном месте. Его же не сгонишь!

- А женское внимание как же?

- А там до него ли! Господи! Не до мелочей!

- То есть ни на что нельзя отвлечься?

- Ну, я уж не такой пробитый! Лодку настроил, забрался в яхту, музыку послушал. Отвлекался - иначе с ума сойдешь.

Здесь мы подошли к самому важному вопросу для обывателя: как же не сойти сума одному в океане?

- Кто сходит, то туда и не ходит, - балагурит Зарецкий. - Гораздо тяжелее гоняться по речке, когда вокруг берега. А тут знаешь, что под тобой 4 километра никаких мелей. Благодать. Вот когда 2 метра под тобой, вот это ужас. Бывает, голоса кажутся, даже в яхтенной литературе есть специальный раздел «Голоса». То, что там какой-то хор где-то поет, - это сплошь и рядом. Слышатся телефонные звонки с мобильников. На фоне усталости. А тут-то было интересно. Я сам впервые встретился с такой вещью. Как будто разговаривают два человека за стеной. Внятно слышишь человеческую речь. Но понять ее не можешь. Хотя ты не спишь, в трезвом уме совершенно.

- Как с этим справляться?

- А как справляться? Ну, поговорят мужики, прекратят. Просто, внимания не обращаешь.

- А алкоголь на корабле разрешен?

- Немного можно! У меня на все 33 дня одна бутылка джина была, тем более там пить бесполезно. Тут же выветривается - перевод денег.

ОПАСНЫЙ ФИНИШ И ГОЛЛАНДСКАЯ ПОДЛОДКА

Все меньше и меньше участников продолжали бороться со стихией. Самые стойкие и устремленные к победе по-прежнему спешили к финишу. Среди них и ярославец. В начале июня шкипер вырвался в лидеры регаты и шел вторым. Первым долгое время был англичанин Рори Макдугал на катамаране «Cooking Fat», который будет поскоростнее «Гранда». Поэтому изначально Игорь поступил по-хитрому и выбрал северный маршрут.

- Все дело в том, что катамаран против ветра идет хуже, поэтому единственный вариант выиграть - уйти на север, где сильный встречный ветер, - объясняет Зарецкий. - Там тяжело, конечно, но маршрут короче.

Чтобы обогнать настырного англичанина, Зарецкому пришлось рискнуть ближе к финишу, а кто не рискует… Шкипер, чтобы сократить дистанцию, шел в сложных навигационных условиях, обходил мели. Глубина под лодкой была всего 4 метра. Неизвестно, что бы было с «Грандом», если бы начало штормить!

К счастью, обошлось. Уже на 31 день гонки ближе всех к окончанию пути находился наш земляк, а на 33 день, 26 июня, в 9.35 по московскому времени яхтсмен первым финишировал в гавани американского Ньюпорта, став первым в истории россиянином-победителем гонки Jester Challenge!

- На следующий день все болело, - улыбается Зарецкий. - В Ньюпорте пробыл около двух недель. Все встречали финишировавших яхтсменов, а заодно обсуждали, как шли во время регаты. Какие-то секреты есть у каждого!

На протяжении пути вокруг «Гранда» частенько кружили дельфины. Быть может, это был знак свыше? Ведь многочисленные мифы говорят о дельфине как о божественном существе, обладающем даром пророчества.

- Плыли рядом, как в фильмах, - вспоминает Игорь. - А один раз ночью пришли, но это вообще красотища! Темная-темная ночь. Они все светятся, вода за ними светится. Впервые в жизни такое увидел.

Настолько шкиперу понравилось в водах Атлантики, что и обратно он решил идти самостоятельно через океан, правда, в этом ему помогал приятель.

- Уже на пути назад хотел в Амстердам заскочить, но штормом и приливным течением мимо пронесло, - сетует Игорь. - Зато голландская подлодка целый день шла рядом то сбоку, то сзади, то спереди. Любопытно было. Я пофотографировал ее. Наверняка был у них на радаре. Может быть, они подумали, контрабанду какую-нибудь я там сбросил и оставил.

НАГРАДА

В американском городке Зарецкому вручили медаль Ньюпорта, а 10 января на торжественной церемонии яхтсмену вручат зеленый галстук - награду за первое место в трансатлантической регате. Впереди и премия «Яхтсмен года -2010», которая, скорее всего, достанется Игорю. А как же финансовая выгода от соревнований? - Парус - это же не футбол с хоккеем. Это довольно благородный вид спорта. Здесь замешан аристократизм. Как говорится, легкая атлетика - королева спорта, а парус - спорт королей! Королям какие призы нужны?

ЗВОНОК СПЕЦИАЛИСТУ

Марина БОРИСОВА, психолог:

- Слышать голоса в данном случае - это абсолютно нормально. Страждущему всегда кажется то, чего хочется. Все мы слышали про миражи, которые люди видят в пустыне. В основном, им мерещатся оазисы, так как очень хочется пить. Тут то же самое. Он очень долго был на яхте совсем один, поэтому ему и стали слышаться голоса. Это от нехватки общения.