Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Звезды17 октября 2010 22:00

Муж признался в любви к умершей жене… книгой

Работа над ней помогла известному художнику Анатолию Левитину пережить боль утраты [видео + фото]

Если бы нашелся современный Шекспир, он мог бы сочинить продолжение «Ромео и Джульетты». О том, как молодые поженились, прожили вместе 58 лет (!), воспитали двоих сыновей, много внуков и правнуков… А потом Джульетта ушла из жизни. Ромео остался один. И пытается сохранить для потомков память о любимой женщине.

«Ее мама боялась, что я ее брошу»

Скажете, сегодня ТАКОЙ любви не бывает? Мол, после почти шестидесяти лет брака чувства угасают. Но друзья живописца уверены: между Толей и Майей Копытцевой были настоящие чувства.

- Мама Майи была машинисткой, печатала труды великого хирурга Федора Углова, - вспоминает Левитин. - Решительная женщина! Во время Первой мировой работала медсестрой, заслужила Георгиевский крест. И сначала не одобряла нашу дружбу. Боялась, что я ее увлеку и оставлю. Но получилось наоборот - она меня оставила первая…

И Майя Копытцева, и Анатолий Левитин - талантливые и известные художники. Их работы висят во многих галереях мира, в частных коллекциях. После войны они вместе учились в институте имени Репина. Там и познакомились.

- После окончания второго курса у нас была практика на пленэре, - вспоминает художник. - У меня получился удачный этюд. Майя подошла и сказала: «Мне понравилась твоя работа. Давай работать вместе!» Вот с конца июня 1946 года мы были неразлучны.

«Вот-вот родит!»

Вскоре Майя и Анатолий поженились. Ждали первенца. Она ходила на занятия до последнего. Даже муж не догадывался, что любимая родит с минуты на минуту.

- 2 декабря 1947 года мы, как обычно, приехали на занятия, - с улыбкой рассказывает Анатолий Павлович. - Майя сказала, что ей неохота идти в мастерскую по крутой винтовой лестнице. После первого занятия на меня набросилась заведующая санчастью: «Вы что, совсем идиот? Она же у вас сейчас родит!!!» А «виновница» сидела и виновато улыбалась…

До клиники Отта дошли пешком: у молодой пары с деньгами было не густо. Минут через сорок счастливого отца уже поздравили с появлением сына. Назвали Андреем. Вскоре появился второй сын, Дима. Кстати, малышей возили на занятия и в ясли… в чемодане или корзинке. Однажды корзинку с Димой защемило дверьми переполненного троллейбуса. Перепуганные пассажиры закричали: «Ребенка прищемили, гады!»

Несмотря на двух малышей, их болезни, вечное недосыпание, жизнь с тещей в одной комнате коммуналки без горячей воды, молодые были счастливы.

- Я не помню, чтобы Майя хоть когда-нибудь закричала на детей, чтобы у нее просто было сердитое лицо, - вспоминает Анатолий Павлович. - Она чаще смеялась, и больше всего запомнились ямочки на ее румяном, озорном лице. Она никогда не жаловалась. А когда бывало совсем плохо, плакала. Как ребенок, по-детски, тихо. Так хотелось погладить ее по головке и целовать в темечко, как малышку!

Портрет А. Копытцевой. Художник А. П. Левитин. 1954 г. г. Астана Казахстанская картинная галерея.

Портрет А. Копытцевой. Художник А. П. Левитин. 1954 г. г. Астана Казахстанская картинная галерея.

«Она и сейчас рядом»

Однажды из деревенского дома, где семья жила летом, воры унесли все. Оставили только краски. Но Майя Кузьминична даже обрадовалась:

- Очень хорошо! Все лишнее вынесли, а что нужно - оставили.

В этом была она вся: легкая, открытая, удивительно добрая. Ее всегда обожали соседские дети: чувствовали родственную душу. Она любила похулиганить (в детстве дралась, как заправский мальчишка), разыграть кого-нибудь. Но главное, она была самодостаточной и творческой личностью.

- А в моих глазах Майечка всегда останется такой, какой я ее впервые увидел в деканате Репинского института, - говорит Левитин. - Стройная, высокая, глазки с прищуром, вишенки такие черненькие, и ямочки на щеках. Красавица… Хотя сама она никогда так не считала.

ПАМЯТЬ

Когда пять лет назад жены не стало, Анатолий Павлович начал писать книгу воспоминаний. Говорит, так ему легче перенести боль утраты. И пока писал, чувствовал, что Майя рядом.

Недавно весь тираж живописец передал в Клуб любителей искусства Русского музея. Абсолютно бесплатно. Кстати, именно в этом музее скоро можно будет увидеть одну из лучших работ живописца «Теплый день».

Анатолий Левитин передал в Русский музей весь тираж книги о жене

Анатолий Левитин передал в Русский музей весь тираж книги о жене