+19°
Boom metrics
Интересное12 октября 2010 22:00

Андрей Кураев: «Кишинев и Тирасполь могут стать Пятым Римом!»

Светский и церковный ученый рассказал "КП", почему сегодня модно увиливать от православия, должна ли церковь вмешиваться в политику и как реагировать на агрессивных церковников [аудио + видео]

Протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии, писатель, богослов и публицист, светский и церковный ученый, проповедник и миссионер Андрей Кураев — вполне себе современный батюшка. На телефоне в качестве рингтона — песня Луи Армстронга «Let my people go», заставка — Икона Божьей матери. Прилетел отец Андрей в Кишинев, дабы прочесть лекции в Теологическом институте.

«Модно увиливать от православия!»

- В Кишиневе я не в первый раз. Последний раз был здесь месяц назад. В этом году, так получилось, я побывал в Молдавии трижды. А так, могут быть перерывы и в пять лет. Я еду туда, куда зовут. И иногда удается приехать.

- В Молдове в школах ввели факультативный предмет «Основы православия». Это решение вызвало немало споров. Как вы считаете, необходим такой предмет в средней школе?

- Место этого предмета в расписании зависит от того, как он будет назван. Название должно определять метод разговора. В России, например, этот предмет называется «Основы православной культуры». Он обязателен по выбору. Он обязателен для изучения, но родителям дается право выбрать вариант преподавания. Общее название курса «Основы религиозных культур», а родители могут выбрать для своего чада основы православной, мусульманской, иудейской, буддисткой культуры.

Если это «основы православной культуры», тогда акцент идет на слово «культура». Разговор идет о том, почему у них, у православных, не у нас, а у них, у православных, так, а не иначе. Никаких религиозных императивов, призывов. Уроки ведут обычные учителя, рассказывающие о логике православного мира. Если речь идет об обучении, собственно, религии, тогда, конечно, надо предусмотреть возможность для родителей и детей, если их взгляды не совпадают с православием, не посещать эти уроки или заменить их чем-то иным.

- После развала Советского Союза стало модно верить в Бога. Эта мода и сейчас не прошла. Как вы относитесь к повальной вере в Бога?

- Не знаю ситуацию в Молдове, но то, что я вижу в России, на Украине, вижу только одну моду — модно так говорить! Это такая модная отмазка от религиозной тематики. Православие модно, но это не так. Зайдите в любой магазин и найдите книгу по православию. Настоящая мода — на иноязычество. Модно по той причине, что православие — это труд. Модно увиливать от православия. Модное, такое обывательское отношение к религии. Я возьму что-то из этой религии, что-то - из другой... На пресс-конференции в Екатеринбурге директор местной телерадиокомпании очень точно сказал, не знаю, оговорился он или нет: «Каждый из нас судит Христа по-своему». Это очень точно было сказано. Люди избегают хождения к традиционной религии, там, где есть четкие принципы жизни. Модно объявить себя друидом, наследником древнеславянских богов или эльфом. У этих религий нет живых институтов. Это модные течения, а православие — это труд. Православие реально есть, оно не молчит. Подогнать себя под православие — трудно. Это работа.

- А наше сегодняшнее общество духовно?

- Общество не духовно. Духовными могут быть люди, а не общество. Господь спасает не народы или страны и не общественно-экономические формации! Спасению подлежат личности. Этносы приходят и уходят, а вот мы с вами бессмертны. В этом наше отличие от любой страны, от любого народа. Мы с вами увидим смерть Евросоюза, смерть Российской Федерации, даже увидим смерть Млечного пути и всей нашей Галактики. Потому что наши души бессмертны.

«Христос к терпимости никогда не призывал!»

- Мы все жили в великой империи под названием Советский Союз. Есть ли шанс, что мы когда-нибудь будем жить вместе и сможет ли православие сыграть в этом объединении какую-то роль?

- Я совсем не буду возражать, если Молдова станет таким интегрирующим центром этого процесса! Почему нет? В чем-то православие сохранило себя более органично в жизни молдавского народа, чем в жизни русского народа.

- А в чем это выражается?

- На встречу к вам я ехал из монастыря села Сирец. Батюшка из местного монастыря был за рулем. И все дети, подростки, которых мы встречали по дороге, приветствовали нас, кланялись, улыбались. Это говорит о том, что в Молдове, в отличие от России, есть СЕЛО. В центральной России села нет, крестьян нет. На протяжении XIX и XX веков православие являлось религией крестьян, а не горожан. А сегодня в России живы, скорее, городские приходы, чем сельские. Молдова была меньше времени интегрирована в советский мир, атеистический, несколько менее давящим был каток репрессий. Опять же в молдавских селах больше этнической монолитности. У вас нет такой поликонфессиональной пестроты, как в Российской Федерации. Так что, не исключено, что Кишинев и Тирасполь станут Пятым Римом.

- Читал, что вы в Сухуми живете?

- Прописка у меня московская. Большей частью я в самолете живу. Постоянные перелеты. Неделю живу в Абхазии, неделю еще где-то, сейчас в Молдове.

- Тяжело, наверное, так жить?

- Тяжело, это когда замолкает телефон. Мой не замолкает и я его, конечно, проклинаю за это. Смиряешься с этим. Потому что, если телефон замолчит, я окажусь никому не нужным, это будет настоящая беда.

- У вас есть много сторонников и противников. Последние набрасываются на вас за ваши резкие и откровенные высказывания...

- Что вы, я белый и пушистый. Слова «толерантность», равно, как и слова «терпимость» нет в лексиконе Библии. Ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии этих слов нет. И призывов к терпимости из уст Христа никогда не звучало. Это мифы нашего городка о том, что терпимость — это добродетель, которая должна быть присуща христианам. Христианство — это религия любви. А где любовь, там есть эксклюзивность, предпочтение и чувство. К Богу надо идти всецело, не кастрируя себя, в том числе и со своей ненавистью. Гнев, ненависть, отторжение — это Божьи дары человеку. Так, как в крови есть антитела, создающие иммунную защиту организма, точно так же в душе должно быть умение гасить зло, которое родилось во мне. Иногда нужно сказать что-то горькое человеку, иначе он не станет расти, допустим, профессионально или по-человечески. Сам Христос и апостолы были очень полемичны. Не случайно всех их убили. Если бы апостолы приходили с толерантными речами, они остались бы живы. Признаем, что христианство таково и не надо ему навязывать иные модели поведения.

«Тотальный контроль несет угрозу»

- Как вы считаете, церковь может участвовать в политике? Митрополит Владимир на множестве плакатов, развешанных по Молдове, стоит вместе с одним политическим деятелем...

- Насколько мне известно, эти плакаты появились еще до начала избирательной кампании. Валерий Пасат позиционировал себя не как политический деятель, а как человек, ратующий за введение «Основ православия» в школах. Митрополит Владимир на фотографии вместе с ученым, который выступил с такой идеей. Скажите, как мог митрополит отреагировать на такое предложение? Неужели он мог сказать «нет»? Это не вмешательство церкви в политику, это такая закупорка образовательной жизни Молдовы. Слишком долго на эту тему было наложено табу. Поэтому в данном случае политика вмешивается в духовную жизнь, а не наоборот. После того как Пасат выступил с этой идеей, правительство Владимира Филата стало реально реализовывать эту концепцию. Я вчера с Филатом встречался, мы полтора часа общались на эту тему.

- Как вам показался Владимир Филат?

- Не знаю, что он за человек, но мне он показался светлой личностью.

- У нас скоро досрочные парламентские выборы. Как вы думаете, церковь имеет право на них поддержать какую-либо политическую партию?

- Практика показывает, что иной раз церковь напрямую вовлечена в этот процесс. Это воспринимается очень болезненно. Очень важно для церкви оставаться церковью. На Западе и на Востоке по-разному воспринимается политическая активность лидеров церкви. В вашей стране, может быть, есть такая идея, по которой имеется национальный консенсус. Если митрополит высказывается в поддержку национального консенсуса, то это органично. Всякое бывает, и политика разная бывает... Иногда церковь должна сказать «нет» какой-нибудь канибаллистической идеологии. Никогда не говори «никогда»! Должна быть культура политического действия церкви.

- Представители православной церкви Молдовы выступили категорически против введения биометрических паспортов. Аргумент следующий: это нарушение прав человека....

- В узком смысле слова это не является нарушением прав человека. Но тотальный контроль все же несет социальную угрозу. Социальную, но не духовную. Сумасшедшие те попы, которые говорят о том, что те, кто получает биометрические паспорта, предают Христа. Я лично тоже против их введения и буду говорить об этом, общаясь с политиками. Но делать таких резких заявлений не нужно.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Кишиневе Андрею Кураеву угрожали расправой

Утром 12 октября к ректору Теологического института пришли представители общества «Святой матроны Московской». Они потребовали отменить лекцию Андрея Кураева, запланированную на этот день, в противном же случае - обещали беспорядки.

- Они называют меня антихристом, жидомасоном. Не удивлюсь, если они решат меня закидать камнями, - прокомментировал Андрей Кураев по дороге в Теологический институт. Но лекцию все же не отменили, хотя и решили усилить меры безопасности. Порядок обеспечивали сотрудники МВД в штатском.

К сожалению, без неприятностей не обошлось.

- На лекцию пришли 4 или 5 священников общества «Святой матроны Московской» и с полсотни их «верных гвардейцев». Главный их вопрос состоял в том, почему, выступая на одном из молдавских каналов, я назвал их сектой. Я объяснил, что секта — это, в первую очередь, психологический настрой членов организации, во-вторых, четкое деление мира на своих и чужих, мнение, что кругом — все враги, правы только мы, и жесткое послушание лидеру, - объяснил «Комсомолке» Андрей Кураев.

Во время лекции, по его словам, члены организации скандировали: «Вон, Кураев, из Молдовы!». Звучали угрозы: «Появишься еще раз в Кишиневе, мы за себя не отвечаем». Кроме того, представители общества «Святой матроны Московской» назвали патриарха Кирилла еретиком.

- Аргументировали они это тем, что патриарх высказывает еретические суждения. Какие, поинтересовался я. Оказывается, ересью они считают то, что патриарх Кирилл по-доброму отзывается о людях, исповедующих другую религию, - отметил Кураев.

Корреспондент «КП» поинтересовался, приедет ли Андрей Кураев еще в Молдову, после такой-то выходки?

- Да, приеду, я знаю другую Молдову. А студентам, присутствовавшим на лекции, это был хороший урок. Теперь они будут куда более устойчивы перед лицом пропаганды этой организации, - ответил отец Андрей.

sasha@kp.md leonidas@kp.md