Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Происшествия28 июля 2010 22:00

«Черные флаги» довели гаишников до суда

Водитель погиб, уклоняясь от машины ГИБДД, ехавшей по встречной полосе
Источник:kp.ru

Увернуться не сумел

Три года назад по Петербургу прокатилась акция «Черные флаги»: автомобилисты вывешивали из окон машин траурные полотнища, протестуя против вседозволенности гаишников. Поводом послужила трагедия, случившаяся 20 августа 2007 года на Дальневосточном проспекте.

Напомним, тогда автомобиль спецбатальона ГИБДД объезжал пробку по встречной полосе. Навстречу ему ехала «Газель», а за ней - «Опель Калибра», за рулем которой сидел 24-летний Евгений Григоровский. Микроавтобус увернулся от столкновения с милицейской машиной, а Женя затормозить уже не успевал. И оказался перед выбором: таранить гаишников или уворачиваться. Он выбрал второе. «Опель» кинуло на поребрик, подбросило, и он врезался в столб. Григоровский погиб на месте. Зато жизни сотрудников ГИБДД были спасены. И они, как ни в чем не бывало, поехали дальше, даже не остановившись.

Свидетелей ДТП было хоть отбавляй: водители, стоявшие в пробке, повыскакивали из своих авто и бросились на помощь Евгению. Увы, было поздно. А потом они дружно давали показания в милиции - кто как ехал, кто от кого уворачивался.

- Вот только с номером гаишной машины мы напутали, - признался один из очевидцев Роман Лутошкин. - Кто-то запомнил «0358», кто-то «0357». Я вообще только первые три цифры увидел. Остановились на «0358» и оказались неправы. Все же номер заканчивался на семерку. Поэтому в ГИБДД нам постоянно отвечали, что эта машина в районе Дальневосточного проспекта не была.

Уголовное дело даже чуть было не закрыли - мол, непонятно, кто стал виновником трагедии. У родственников пострадавших и свидетелей возникло стойкое ощущение, что гаишники хотят все замять. Но в сентябре прошлого года прокуратура велела возобновить расследование.

- Стали проверять биллинг телефонов - как они перемещались по городу, - рассказал Лутошкин. - И тогда вышли на экипаж той самой милицейской машины. Зимой дело заметно активизировалось, нас снова стали вызвать к следователю, а весной стало ясно, что обвиняемые предстанут перед судом.

Евгений Григоровский погиб, уворачиваясь от милицейской машины.

Евгений Григоровский погиб, уворачиваясь от милицейской машины.

Погоня в пробке?

27 июля прокуратура утвердила обвинительное заключение. На скамье подсудимых окажутся два капитана милиции - 31-летний Александр Павлов и 38-летний Андрей Станкевич из роты специализированного батальона ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения. Другими словами - «кортежники».

- На предварительном следствии они заявили, что выехали на встречную полосу, преследуя автомобиль нарушителя, - рассказал следователь Сергей Кузнецов. - Но проверка показала, что никого преследовать они не могли - там была пробка, все стояли, и легче было выйти из машины, пешком дойти до нарушителя и задержать его. Кроме того, они не сообщили о преследовании, хотя обязаны были это сделать. А затем Павлов и Станкевич отказались давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции. У меня сложилось впечатление, что виноватыми они себя не считают и думают, что если что-то и случилось, то по вине погибшего водителя.

Вскоре выяснилось, что экипаж просто ехал к месту патрулирования в аэропорт «Пулково-1», и никакой необходимости выезжать на встречку у него не было. Видимо, просто «кортежники» не захотели стоять в пробке.

Александра Павлова обвиняют сразу по двум статьям: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека» и «Злоупотребление должностными полномочиями», ему грозит до пяти лет лишения свободы. Андрею Станкевичу вменили только злоупотребление, и ему светит до четырех лет тюрьмы.

- Хорошо, что дело вообще дошло до суда, - уверен Роман Лутошкин. - Даже если им дадут условные сроки, это уже прогресс.

КСТАТИ

Народ поднялся

Трагедия на Дальневосточном проспекте невольно сделала знаменитым свидетеля Романа Лутошкина - он тогда так возмутился увиденным, что организовал нашумевшую акцию «Черные флаги».

- Я уверен, что если бы не протесты людей, дело бы до суда не дошло, и вообще следствие бы заглохло, - говорит Роман. - Вспомните, сколько водителей тогда проехали с этими флагами, сколько автоклубов в этом участвовало! Потому что всех достал беспредел машин с мигалками. А когда из-за них человек гибнет, это уже чересчур.

В акциях августа 2007 года действительно участвовали сотни автомобилистов. С черными полотнищами они проехали от места гибели Евгения Григоровского до Московской площади. Правда, колонну постоянно разбивали сотрудники ГИБДД, много раз останавливавшие машины для проверки документов.

- Нам понадобилось провести несколько акций «Черный флаг», в том числе всероссийскую в двадцати городах страны, и только после этого Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели Григоровского, - считает Лутошкин. - И родители Жени не отступились, боролись до конца, два года писали письма во все инстанции. Но результат того стоил.