Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды23 мая 2010 20:48

Тим Бертон предпочел лохматую тайскую обезьяну железной руке Котова

«Утомленные солнцем -2» остались без наград на завершившемся Каннском фестивале

Жюри Тима Бертона проявило неожиданную смелость и даже радикализм, обыкновенно не свойственные консервативным судилищам ведущих европейских фестивалей.

Главный каннский приз оно присудило, без сомнения, самому неожиданному и актуальному фильму из всех, показанных в Каннах в этом году.

ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН

Картина тайского режиссера Апичатпонга Верасетакуна «Дядя Бунме, который может вспомнить свои прошлые жизни» снята как будто на Марсе. Она абсолютно ни на что не похожа - кроме фильма самого Верасетакуна «Тропическая болезнь», награжденного в Каннах несколько лет назад гораздо менее весомым призом жюри под председательством Квентина Тарантино.

Это абсолютно завораживающее, полное повседневной мистики, чисто буддистское кино, лишенное каких бы то ни было европоцентристских сюжетов и смыслов.

Главный герой, упомянутый дядя Бунме, уходит в мир иной, но этот уход лишен того трагизма, который сопровождает смерть в Старом Свете. Дядя не сомневается, что возродится к жизни то ли в виде красавца-буйвола, то ли в виде рыбы, ублажающей похотливую тайскую принцессу. Беззаботно медитируя в ожидании скорого конца в священной пещере, он пытается припомнить, что испортило ему карму, что вызвало смертельную болезнь. То, что он когда-то убивал коммунистов в Лаосе или то, что в тех же количествах истреблял жуков?

Ответа на этот животрепещущий вопрос не могут дать даже призраки, являющиеся ему с того света. В том числе призрак сына, явившийся в виде лохматой обезьяны с красными горящими глазами – словно бы из плохого фильма Тима Бертона «Планета обезьян». Получая «Золотую пальмовую ветвь» (первую в истории таиландского кинематографа), Верасетакун – один из самых актуальных сегодня художников и режиссеров, чья выставка недавно с успехом прошла в Париже - поблагодарил не только продюсеров и актеров, но и всех призраков и духов Таиланда, помогавших ему в работе.

Духи предков, к сожалению, не помогли Никите Михалкову. За день до церемонии награждения его «Утомленные солнцем -2» вызвали восторги публики и стоячую 20-минутную овацию в главном фестивальном зале Люмьер. Но жюри смотрело картину отдельно и, кажется, в другой день. И, как видим, осталось равнодушно к саге о приключениях семьи Котовых на фронтах Второй мировой войны. Не снискал призов и жесткий, радикальный фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», представлявший в конкурсе Украину, но рассказывавший о сегодняшнем дне России.

ДАЛЕКО, ДАЛЕКО НА ОЗЕРЕ ЧАД

Чтобы наградить тайца, членам жюри явно пришлось принять ряд компромиссных решений. Но за подобный радикализм им можно простить многое, если не все. Например, то, что приз жюри достался незамысловатой, как мычание, вещи из африканской Республики Чад «Кричащий человек» Махамата-Салеха Харуна. Присуждение этой награды явно проходило по разнарядке «за гуманизм и дружбу между народами» и было решительно предсказуемым: как же не вознаградить картину из экзотической страны Чад?

Ничего, кроме недоумения, не вызвал и приз за режиссуру, отошедший французу Матье Амальрику за беспомощный фильм «Турне» о выводке немолодых и малоаппетитных американок, отправляющихся в тур по Франции с плохо поставленным шоу в стиле бурлеск. Получая приз, актер и режиссер Амальрик (известный публике, в основном, по роли плохого парня в последнем «бондовском» фильме «Квант милосердия») вызвал на авансцену корпулентных героинь своего фильма. К счастью, они не стали трясти обвислыми грудями и вытаскивать из целлюлитных задниц гирлянды, хотя на экране они проделывали именно это.

Предрешенным было и награждение испанца Хавьера Бардема, сыгравшего главную роль в картине Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Красата» (оригинальное название Biutifulнарочито искажает слово beautiful). Его герой умирает от рака простаты - мочится кровью в штаны, носит памперсы, заживо сгнивая в своей загаженной квартиренке в Барселоне, одном из красивейших городов мира. Его сын тоже мочится в постель, а экс-жена Марамбра, больная на голову шлюха и алкоголичка, настолько страшна, что глаза хочется отвести от экрана. Не наградить за такой набор проблем, как вы понимаете, никак невозможно. Принимая награду, Бардем (без сомнения, прекрасный актер, удостоенный «Оскара» за фильм братьев Коэнов «Старикам здесь не место») признался в любви своей подруге Пенелопе Крус, сидевшей в зале и тихо плакавшей от гордости за своего жениха.

Приз за мужскую роль в этом году жюри зачем-то решило поделить между двумя актерами. Помимо Бардема, он достался молодому итальянцу Элио Германо, хорошо сыгравшему в еще одной провальной фестивальной картине, «Наша история» Даниэле Лукетти.

ТАМ РУССКИЙ ДУХ

Зато за женскую роль была справедливо вознаграждена француженка Жюльетт Бинош, сыгравшая, возможно, лучшую роль своей жизни в чудной картине иранского классика Аббаса Киаростами «Заверенная копия», снятой в итальянской Тоскане. В этом тонком, умном, теплом, по-восточному мудром и лукавом фильме Бинош, без проблем переходя с французского на английский и итальянский языки, играет героиню, которую хочется и убить, и пожалеть – как Зинаиду Шарко в «Долгих проводах» Киры Муратовой.

Приз за сценарий получил великолепный фильм корейца Ли Чан Дона «Поэзия» о медленном уходе из жизни 60-летней женщины, узнавшей, что она страдает болезнью Альцгеймера, а ее внук участвовал в групповом изнасиловании школьницы, после таких издевательств покончившей жизнь самоубийством. Самые страшные явления жизни могут быть предметом поэзии, справедливо утверждает эта нежная и поэтически отстраненная картина.

Второй по главности фестивальной награды, Гран-при, удостоилась картина «О людях и Богах» Ксавье Бовуа - произведение благородное и даже важное, но лишенное драматургии, а потому монотонное и унылое. Его герои – сверхположительные монахи-цистерцианцы, которые, кажется, только и мечтают сложить свои буйные головы на плахе. Несмотря на угрозы со стороны мусульманских фундаменталистов, они упорно и многократно отказываются покидать свой алжирский монастырь. Неудивительно, что у фундаменталистов однажды кончается терпение, и они решают захватить монахов в заложники. Действие на экране отсутствует.

Монахи только совещаются, голосуют уезжать им или остаться, а в свободное от голосования время истово молятся. Умиление вызывает предпоследняя сцена, в которой служители культа решают немного расслабиться перед погибелью – раздавить пару бутылочек красного и прослушать музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Русский дух парит над их седыми благородными головами, хотя и не материализуется ни во что осязаемое – в отличие от тайских духов в куда более современной и изысканной картине режиссера с труднопроизносимой фамилией Верасетакун. Боюсь, что запомнить ее многим не поможет даже «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Провал Михалкова в Каннах: заговора не было По слухам, жюри Тима Бертона категорически не понравились «Утомленные солнцем 2». Истерия, накручиваемая сторонниками и противниками «Утомленных солнцем 2», получила очередной виток развития в связи с «проигрышем» Михалкова на только что завершившемся Каннском фестивале. И те и другие (как, возможно, и сам Никита Сергеевич) подсознательно убеждены в том, что, раз уж приехал фильм на фестиваль, значит, без награды уехать не должен. Иначе катастрофа и страшный стыд. Между тем призов в распоряжении жюри всего 7. Фильмов в этом году в конкурсе было 19. Всех удовлетворить жюри просто не в состоянии. Да и не обязано это делать. Как не обязано оно учитывать мнения властей, критиков и простых зрителей. Оно обязано сделать правильный выбор, чтобы не ударить в грязь лицом и не остаться в истории в качестве людей, не разбирающихся в искусстве, которому посвятили жизнь. Что и было проделано жюри Тима Бертона, выбравшим актуальную тайскую картину, стоявшую совершенно отдельно не только от фильма Михалкова, но и от других конкурсных картин. Все это объективно отражает ситуацию, в которой картина Михалкова не была худшей среди этих 19 фильмов. Но и не была лучшей. Михалков в Каннах не провалился, а всего лишь не получил приза. Зарубежных критиков картина, в общем, не впечатлила, но на то они и критики. Пресс-показ прошел вяло. Зато на официальной премьере Михалков обрыдался от счастья - вместе с публикой, устроившей ему 20-минутную овацию. Согласитесь, что на провал такой прием решительно не похож. Конечно, Михалкову нужна была только победа. В связи с ситуацией на родине, где фильм провалился в прокате. В связи с ситуацией в Союзе кинематографистов. В связи с потерей авторитета среди коллег, открыто бросивших ему вызов в письме «Нам не нравится». Но если своим каннским демаршем он рассчитывал на реванш, то просчитался. Не потому, что вокруг был заговор, а потому что он снял неактуальное, несовременное, нефестивальное кино, к тому же малопонятное иностранцам, не видевшим или забывшим первую часть. Насколько повлияла на жюри скандальная слава «Утомленных солнцем 2», сказать невозможно. Конечно, в жюри тоже люди, и влияния не исключены. Но, по сведениям из кулуаров, им просто не понравилась картина. Такое случается. Конечно, проигрывать неприятно. Но Михалков - не единственный мэтр, уехавший в этом году из Канн с пустыми руками. Ничего не получил и англичанин Майк Ли, снявший прекрасный фильм «Еще один год» (по рейтингу критики это самый лучший фильм фестиваля). И другой англичанин - Кен Лоуч, поставивший самый слабый свой фильм на сегодняшний день, «Ирландский маршрут». И тот и другой, между прочим, уже имеют в своих копилках каннское «золото». И ничего. Как-то справляются.

Смотрите фоторепортаж с церемонии награждения