Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Интересное16 мая 2010 22:00

В Москве прошла «Ночь музеев»: Не выдержав напора посетителей, галереи закрывались досрочно

Корреспонденты «КП» испытали на себе все плюсы и минусы масштабной акции [видео]

МОЛОДЕЖНЫЙ ВАРИАНТ

Михаил РЯБИКОВ

- Отправление задерживаете, уроды! - машинист был явно, очень явно недоволен толпой, хлынувшей в метро в полночь. Обычно в это время (даже в субботу) людей значительно меньше. Но не в этот раз. Еще бы! Музеи столицы распахнули свои двери перед всеми желающими. И почти везде бесплатно (за исключением пары-тройки галерей, просящих за некоторые красочные представления по 200 - 500 рублей).

Как и в прошлом году, в музеи ринулись многие. То ли халява имеет настолько большое значение, то ли люди соскучились по необычным и в то же время массовым мероприятиям...

В артгалерею «К35» я приехал в 22.00 (Саввинская набережная, 12/6, ст. метро «Спортивная»). Тут было представлено всего лишь несколько картин известного авангардиста XX века Энди Уорхола под единым названием «Десять еврейских гениев».

В зале единовременно находились порядка 30 человек. Экспозиция была сдобрена двумя фотокарточками с изображением женских и мужских половых органов. Интимные картины висели за «специальным» шкафом, в этой «комнатке» толпились большинство посетителей. Где же еще такое можно увидеть? Кроме того, у самого выхода-входа висели четыре фотографии Мэрилин Монро. Более всего смущала подпись к одной из них: «Продается, 60 тысяч рублей». Вместе с эксклюзивными фотокарточками музейщики предлагали приобрести брошюры и буклеты, каким-то образом связанные с Энди Уорхолом.

- И это все? - плакались друг другу люди при выходе.

- И ради этого мы сюда шли? - вторили им другие.

Следующим местом моего паломничества стала «Галерея русской ледовой скульптуры», что на Мантулинской, 5, в парке «Красная Пресня» (ст. метро «Выставочная»). Туда я приехал аккурат к полуночи. Направившись к центральным воротам, я обнаружил, что они закрыты.

- Худенький? Вещей мало? Лезь через дырку, - без тени смущения предложил мне проходящий мимо охранник парка. - Вон там, метров через 50 будет шикарная лазейка между прутьями. А ворота закрыли, чтобы людей не так много было. И чтобы машины не заезжали.

Минуя барьер и дойдя до павильона, я развернулся и пошел обратно: около входа в галерею стояла невероятных размеров очередь. Эта змея состояла из 200 - 300 человек и все время росла. Решив не дожидаться закрытия метро, я потопал обратно...

Последним моим «пристанищем» стал центр дизайна «Artplay на Яузе». Как я понял, этот «музей» наряду с культовым «Винзаводом» в эту ночь стал объектом паломничества многих молодых людей столицы. Сотни, если не тысячи человек безостановочно передвигались от музеев до ближайших магазинов и обратно. Все рядом стоящие киоски продлили график своей работы до утра - когда еще можно будет срубить столько денег?!

В Artplay все основные мероприятия проходили на двух сценах, на которых играли музыкальные группы. Параллельно на стены бывших заводов (именно тут и базируются музеи) проецировали различные ролики, мультфильмы и киноленты. Особый успех у зрителей завоевала группа «Альянс» (автор и исполнитель популярного хита «На заре»).

Поймав такси до центра Москвы, я встал в огромную пробку. Затор в три часа ночи даже для Москвы - штука весьма странная. (Читайте далее...)

КУЛЬТУРНЫЙ ОТДЫХ

Евгения СУПРЫЧЕВА

Изначально решила рвануть в «Царицыно». Потому как весна: какой резон толкаться в душной галерее? При входе в парк - небольшая давка. С пивом не пускают - шмонают рюкзаки и сумки. А народ затарился по полной. Выбросить? Невозможно. Единственно верный выход - немедленно выпить. Сотни людей пьют, толкаясь на пыльном газоне: из горла, стоя и впопыхах. Чисто внешне все выглядит очень культурно. В парке царит атмосфера светского бала. Фонтан освежает воздух, дворец пылает огнями. На площадке у центрального входа играет оркестр.

- Осторожно! - кричит один из милиционеров на входе. - Заграждение! Костя, держи заграждение!

Но Константин не удержал, одна из решеток рухнула, и народ ломанулся по направлению к стульям. Музыканты тревожно переглянулись. Но дирижер одернул фрак и торжественно так сказал: «Мужайтесь!»

Грянул вальс.

Между тем очередь во дворец растянулась чуть ли не на весь парк. Те, кто пришел к восьми вечера, ждали минут сорок. Те, кто притопал в девять, стояли часа полтора. Те, кто пришел к десяти, разворачивались сразу и шли слоняться по парку.

После прогулки на пленэре принимаю решение таки отправиться в душную галерею - ну когда еще побываешь ночью на «Винзаводе»?

Там я оказалась уже ближе в полуночи. Толпы молодежи. Движение авто перекрыто. Очередь - примерно на час. Есть время рассмотреть публику. Народ-то тут собирается креативный. Конкретно этой ночью - очень злой. Стоишь час, потом упираешься в кассу - и оказывается, что вход платный (частный арт, центр города, имеют право). Триста рублей с носа. Для студентов это серьезные деньги.

- Блин! - убивается молодежь.

А что теперь? Если заплатить, то домой - пешком. Особенно обидно было тем, кто пришел за час до закрытия. Смотришь пять часов или 20 минут - все равно выкладывай три сотни. Впрочем, те, кто все же раскошелился, не пожалел, получив свой драйв от потрясающих перфомансов и постановок.

ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Анна БАЛУЕВА

По совету опытных любителей искусства я решила начать свой поход за прекрасным с Музея истории коньяка. Тем более что совет подкреплялся сильным аргументом - дегустацией. В музее, который находится на Ленинградском шоссе, мне рассказали, что в случае с коньяком действует правило четырех французских букв «С»: коньяк, сигары, кофе, шоколад (cognac, cigars, cafe, chocolat). Эти вещи всегда сочетаются. А пить надо из бокалов в форме тюльпана. Перед самой дегустацией я увидела ларь, в котором перевозят коньяк - он был точь-в-точь, как гроб. Тут я что-то призадумалась и далее дегустировала очень умеренно.

Отведав коньяку, поехала в Третьяковскую галерею. На дальних подступах к Лаврушинскому вился хвост длинной очереди. Радостно, конечно, что так много желающих посмотреть на шедевры искусства, но вот что жалко: музейная ночь в Третьяковке скукожилась до обидных размеров вечерочка - с половины восьмого до одиннадцати (в 22.00 уже не пускают). Побродив среди классических произведений русского искусства и не попав из-за огромного количества народа на скамейку перед картиной «Явление Христа народу», удаляюсь довольная - все императорские портреты на месте, любимый Пушкин и красавица Лопухина - тоже.

После классики меня потянуло на современное искусство, и я двинулась в его оплот - галерею «Гараж». Там была обещана выставка картин Марка Ротко. Настораживали две вещи: то, что Ротко - абстрактный экспрессионист, и дикая очередь перед галереей. Зато организация здесь была на высоте. Молниеносно нацепив клубные браслеты, меня пропихнули внутрь. С умным видом брожу посреди полотен живописца.

В соседнем зале на глаза попадается видеоинсталляция группы «Синие носы». На классические вопросы даются «ответы с картинками». Кто виноват? Чубайс. Что такое хорошо? Пушкин, Христос, победа, любовь. Что такое плохо? Гитлер, Сталин, дядя Сэм, «Дом-2». Тут уж каждому свое. Хороший, кстати, слоган для будущей «Ночи музеев».

«ГУСЛИ С ДРЕЛЬЮ» И ДУХ ПАЛАЧА

Ярослава ТАНЬКОВА

В Центральном доме художника возле стендов с призраками христианских мучениц я встретила хранителя московского Музея истории телесных наказаний на ВДНХ Валерия Переверзева:

- А мне в руководстве ВДНХ запретили участвовать в «Ночи музеев», - грустно вздохнул он. - А ведь сегодня особая ночь... Есть легенда, что духи палачей часто возвращаются к орудиям своего ремесла. Тем более в памятные даты. В такие, как сегодня: ровно 429 лет со дня рождения первого русского палача. У меня немало реальных инструментов пытки, можно сказать, пропитанных человеческой кровью бедняг, живших несколько веков назад. И, честно говоря, я сам побаиваюсь оставаться в своем музее ночью. Но если бы с посетителями в «Ночь музеев» можно было бы провести эксперимент, так сказать, при свидетелях... Я надеялся, что разрешат. В качестве подготовки к эксперименту специально купил топор, принадлежавший палачу примерно того времени. Хотел посмотреть, а вдруг и правда придет... Конечно же я напросилась в свидетели!

Конечно, я хотела. Так что в «Ночь музеев» в Музее истории пыток я была единственным посетителем! Свет включать охрана не разрешила, и по коридорам музея мы бродили с фонарем. Луч то и дело выхватывал из мрака кошмары: то иллюстрацию, как женщин, подозреваемых в колдовстве, перепиливали веревкой, то восковую отрубленную руку на плахе двухсотлетней давности.

- Валер, а зачем нужен такой страшный музей?

- А как еще внушить людям отвращение к телесным наказаниям, если не показать все это зверство?

- А я думала, ты просто пугать народ любишь, - сказала я и с воплем шарахнулась от вынырнувшего из темноты призрака.

- Нет. Я художник, историк, если хочешь... А пугает кто-то другой... - загадочно вздохнул Валерий.

Дух палача, если и присутствовал здесь, то незримо. Но в последний момент Валерий заметил какие-то следы на том самом топоре: «Знаешь, похоже, это кровь... И раньше ее здесь не было...» Что же это было, так и осталось для нас загадкой.

Я совершенно не верю в мистику и, к сожалению, редко хожу по музеям. Но вчера благодаря такой оригинальной задумке, как «Ночь музеев», у меня получилось целое приключение. (Полный текст читайте дальше...)

ВОПРОС ДНЯ

В Москве прошла акция «Ночь музеев», во время которой жители и гости столицы могли свободно посетить музеи.

Где еще надо провести подобные акции?

Татьяна ЯКОВЛЕВА, депутат Госдумы:

- В нашем парламенте. Только не ночью - все равно в это время там никого нет. Надо сделать просто День открытых дверей в Государственной Думе. Чтобы граждане смогли собственными глазами посмотреть, чем мы там занимаемся.

Алексей МИТРОФАНОВ, политик:

- Нужна акция «Москва круглосуточная». И не только на один день. Почему у нас ночью не работают поликлиники? Не все могут стоять днем в очередях с пенсионерами и годами не попадают на обследование. Почему все спектакли в театрах начинаются в 7 часов, а не позже? Пусть хоть какие-то муниципальные учреждения будут работать круглосуточно, это бы еще и от пробок спасло. У нас совершенно непродуманная система - все заточено под то, что в 11 вечера - отбой.

Георгий ГРЕЧКО, космонавт, дважды Герой Советского Союза:

- Уж не знаю, где еще можно провести, но акция, которая прошла, - замечательная. Ведь что такое Россия? Ее сердце - это русская культура. Россиянам дали ночь, в течение которой они могут прикоснуться к сердцу собственной страны. Это очень здорово!

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя:

- Расширить акцию и сделать свободным посещение в такую ночь всех заведений - театров, кинотеатров, вытрезвителей...

Иван КРАСКО, народный артист России:

- Было бы неплохо провести «Ночь театров», сделать постановки на открытых площадках. Особенно для такой акции подходит Петербург с его белыми ночами.

Марина ГОЛУБ, актриса МХТ имени Чехова:

- Как артистка я знаю, что выходить на сцену после 9 вечера физически очень тяжело. И для зрителей тоже есть трудности - одно дело, когда ты ходишь по галерее и можешь в любой момент уйти, и совсем другое, когда ты среди ночи пришел в театр, занял место (можно себе представить, кстати, какая будет давка) и покинуть его по правилам хорошего тона уже не можешь.

Юрий КУКЛАЧЕВ, клоун, руководитель Театра кошек:

- Я был в Америке, у них там некоторые музеи бесплатно работают вообще каждый четверг. А вот с театрами труднее. Картина - она висит, ты на нее смотришь. И все! А в театре нужны свет, музыка, рабочие. Я вот лично готов трудиться бесплатно. Но артистам же надо зарплату платить.

Борис ГАВРЮШИН, продавец круглосуточного супермаркета:

- Я бы организовал экскурсию для всех желающих: «Столица ночная алкогольная». После полуночи народ в 90% покупает только выпивку. Даже без закуски. Как они только потом с утра на работу ходят, я удивляюсь!

Паэс, читатель сайта KP.RU:

- Надо устроить «Ночь чиновников». Чтобы простые люди могли бесплатно посетить те места, где проводят ночь чиновники.