Известный писатель и драматург не просто общается со своими зрителями, он с ними на одной волне. И артист никому не позволит нарушить это единение. Пример тому недавний инцидент, произошедший в Челябинске в начале апреля на концерте Гришковца «+1». Эту ситуацию актер вынес на обсуждение в своем блоге.
Вот что он написал:
«Минуте на двадцатой спектакля три молодых человека встали приблизительно из пятого или шестого ряда и вышли. Вернулись они минут через двадцать. Хорошо одетые, один в дорогих очках… Вышли они вальяжно, а зашли еще более вальяжно. Тут не надо быть провидцем, чтобы понять, что они вышли «накатить». И было видно, что они выпившие. А я терпеть не могу пьяных на спектакле. Я не желаю играть для пьяных людей. Я им сделал замечание. А они имели наглость сказать, что ходили в туалет. Ответили они громко, на весь зал, совершенно пьяными голосами. После этого я им сообщил, что я думаю по поводу этой ситуации, как я понимаю их поведение и что расцениваю его как крайне неуважительное даже не ко мне, а ко всем остальным и к театру в целом.
Челябинск — город хоть и большой, но не очень. Мне потом сказали, кто это был и кто этот парень в дорогих очках, что он известный персонаж, что его фамилия такая-то и что, в общем, ему было полезно получить отпор хоть от кого-то. Потому что он привык вести себя в Челябинске так, как ему заблагорассудится».
Имя невоспитанного гостя Гришковец так и не назвал. Как пишет сайт UralDaily.ru, зрители узнали в зачинщике скандала крупного бизнесмена Юрия Фишера. Но гендиректор «Челябинскрегионгаза» опроверг эту информацию.
— Вынужден признаться, что я не являюсь поклонником таланта Евгения Гришковца, — сказал в интервью «Комсомольской правде» Юрий Фишер, — и выступления его не посещал, чему есть свидетели. В этой неприятной истории могу только посочувствовать и извиниться за бестактность земляков.
МНЕНИЕ «ЗА»
Изволите хамить — извольте извиняться!
Браво, Гришковец! Не смолчал, не «проглотил», не посчитал для себя зазорным остановить спектакль и при всех отчитал троих взрослых лбов, которых в детстве явно забыли научить хорошим манерам. Они с пятого ряда целой компанией вышли в бар пропустить по стопочке. А Гришковец возьми да и спроси: «Не стыдно?»
В России интеллигентному человеку вступать в диалог с явным хамством не принято. Нас учат: не спорь с базарной бабой, а то окружающие не заметят между вами разницы.
Допустим так. Но тогда и нечего пенять на то, что зритель нынче пошел не тот. Что в театрах обязательно найдется пара-тройка «почитателей искусства», во время спектакля орущих в мобильник: «Я в театре! Позже перезвоню!»
Гришковец терпеть не стал. И ответил на поведение нетрезвой компании по принципу «Изволите хамить — извольте извиняться!». В школе этот прием называется: «Вон из класса!» (практикуется опытными педагогами в целях перевоспитания подростков через чувство стыда).
В итоге чего добился Гришковец? Тройка взрослых и состоятельных (!) челябинцев на глазах у всего зала нелепо оправдывалась: «А мы что? Мы в туалет ходили!»
Уверена, эти трое из пятого ряда долго не забудут «урок хорошего тона» от Гришковца. А вместе с ними и весь Челябинск. Уж будьте уверены, тем, кто не видел эту сцену, уже давно передали действие в лицах.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
Елена Стрельникова: «А где взять столько академиков?»
Ситуация очень знакомая, банальная, но оттого не менее некрасивая. Корни ее глубоки и разветвленны. Кто-то скажет, что проблема «в катастрофическом падении культурного уровня масс». Буду спорить с каждым словом этого чудовищного штампа! Во-первых, кто такие эти загадочные массы? Во-вторых, что из себя представляет культура сегодня и кто ее такой сделал? И в-третьих, может, все-таки какая культура, такой и уровень масс? Как говорится, по сеньке и шапка. Вот писатели и актеры, подменяя искусство «продажным» продуктом, они, наверное, думали, что к ним на концерты одни академики, утонченные и непьющие, повалят, ага? В стране столько академиков нет, чтоб гонорар культурным деятелям обеспечить.
И с кем бы я себя сейчас ни отождествляла, я не хочу слышать в концерте воспитательные отповеди со сцены — от актера ли, писателя или, не приведи господь, балерины. Вы хотели успешно продаваться — вперед ровными рядами! И не жалуйтесь теперь. Или играйте свои спектакли среди себя и своей мамы.