Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика9 марта 2010 14:30

Новая программа утилизации старых автомобилей стартовала в России

Экономический обозреватель "КП" ответил на вопросы, которые волнуют многих автовладельцев

В России 8 марта стартовала программа утилизации старых автомобилей. Что это за программа? Как ей воспользоваться? Что она даст автовладельцам? На эти и другие вопросы по новой программе в эфире радио "Комсомольская правда" (97,2 FM) ответил наш экономический обозреватель Евгений Беляков.

- Мой соведущий Евгений Беляков, корреспондент отдела экономики. Для начала ликбез от Евгения Белякова. Что такое программа утилизации автомобилей? Где тут та невиданная щедрость от государства? На что народ может рассчитывать? На какой объем халявы?

- Сертификат по утилизации у нас называется ваучером. Наличными деньги давать не будут. Будут давать 50 тысяч рублей в качестве скидки при покупке нового автомобиля. У человека должно быть не только желание сдать свою машину в утиль и получить за это какую-то прибыль, но и взять новый автомобиль. Потому что программа рассчитана в первую очередь на поддержку российского автопрома и на обновление автопарка. Основные характеристики - это то, что машина должна быть старше десяти лет. Более конкретно – машина должна быть произведена в 1999 году или раньше. То есть, если машина произведена в январе 2000 года и фактически вроде уже является десятилетней, она не подходит под условия программы. Это прописано в Постановлении Правительства. Машиной нужно владеть не менее одного года. По замыслу это должно избежать спекуляции. Потому что те, кто узнал о программе, начали бы спешно выкупать у дедушек и бабушек автомобили и на этом пытаться нажиться.

- А почему это плохо? Если дедушка или бабушка может выручить за свой автомобиль 25 или 30 тысяч рублей наличными, то, наверное, и этот автомобиль не на ходу или совсем на ладан дышащий, и дедушкам и бабушкам не нужен был, то они, наверное, были бы рады получить за машину 20-30 тысяч и избавиться от этой рухляди.

- В этом случае дедушки и бабушки просто могут выставить эту машину на вторичный рынок. Просто написать объявление. Я думаю, кто-нибудь даже самую старую машину с удовольствием купят за те же десять-двадцать тысяч, чтобы покататься. Попробовать свои навыки вождения и не бояться за машину.

- А если дедушки-бабушки выставят, человек приобретет, он может подождать год, и потом ее пустить в утиль по этой программе? Будет ли она действовать через год?

- Теоретически ее могут продлить. Но пока она действует до 1 ноября 2010 года. Если покупать машину сейчас или вы ее купили в декабре, январе, феврале этого года, то уже поучаствовать в программе не получится.

- Итак. Дано: старый автомобиль в возрасте старше десяти лет, произведенный не позднее декабря 1999 года, автомобиль ваш и ваше желание пустить его в утиль и получить за него 50 тысяч рублей. Что нужно делать? Какая-то есть пошаговая стратегия действий человека, который хочет поучаствовать в программе?

- Есть пошаговая стратегия. Первый шаг: это проверить соответствует ли ваша старая машина всем условиям участия в программе, которые мы уже перечислили. Из перечисленных скажу, что вес машины должен составлять не более трех с половиной тонн. То есть, все легковушки подойдут, включая Газели.

- На ходу или не на ходу?

- Лучше, чтобы на ходу была, потому что вам тогда не придется тратиться на доставку в дилерский центр. Вы просто привозите ее и оформляете. Если используются услугу эвакуатора, они оплачиваются отдельно. В том числе машина должна быть полнокоплектная. То есть, там должны быть все атрибуты машины: двигатель, стекла, фары, шины. Не обязательно в хорошем состоянии. Шины могут быть лопнувшие, разбитые стекла. То есть она может быть разбита немножко.

- Не согласен я категорически с утверждением, что все должно быть при своих. Потому что одна из главных целей – избавить города и веси наши от хлама. Так вот: на одну полнокомплектную машину есть три-четыре-пять некомплектных автомобилей. Они так и останутся стоять грудой мусора?

- Этим нужно уже заниматься муниципалитетам, чтобы убирать груду мусора. В чем была логика чиновников? И в принципе, я ее понимаю. Представьте: нам объявляют, чтобы принимать любой автохлам и дают за него деньги. Что делают наши умельцы? Они просто разбирают машину по частям, вытаскивают оттуда двигатель разбирают колеса, вытаскивают стекла. Все, что можно продать, они оттуда вытаскивают, вплоть до аккумулятора и прочих вещей. И все это продают на вторичном рынке. Выручают себе дополнительные 10-15 тысяч и спокойно отдают практически только кузов в программу по утилизации. Естественно, в Министерстве не хотели, чтобы таким образом граждане пытались спекулировать на этой программе. Тем более, что если из старых машины вытаскивать вторичные запчасти, то понятно, какого качества они будут. Тут есть как плюсы, так и минусы у этого решения. Второй шаг: распечатать с сайта Минпромторга, его можно найти в Интернете, бланк свидетельства об утилизации. Я думаю, что они будут и у дилеров доступны. Нужно найти ближайшего вашего автодилера, перечень их составляет 1500 дилеров во всей России, нужно найти этот перечень на сайте Минпромторга, на главной страничке он там есть. Привести машину к дилерскому центру. Лучше позвонить им перед тем, как вы поедете, может, у них будут свои какие-то дополнительные условия или они начнут программу на два дня позже, потому что не успели что-то подготовить. В дилерском центре нужно оформить доверенность на то, что сотрудники этого центра будут заниматься снятием с учета вашей машины и отправкой ее на утилизацию. Нужно будет подписать договор с дилером о том, что вы сдаете в утиль свою старую машину и потом купите у них же новую машину со скидкой. Следующий шаг: нужно оплатить три тысячи рублей за услуги по утилизации. Эта плата, которая распространяется на всех участников. Государство это приняло для того, чтобы программа не была уж такой бесплатной полностью. Чтобы если человек хочет поменять, то он бы потратил какое-то определенное количество денег, но потом бы получил скидку. Затем нужно будет выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль. Пока все процессы утилизации пройдут, нужно, чтобы ваш автомобиль вас дождался. Предлагают даже предварительно. Если вы, например, планируете избавиться от своей машины в мае, то можете прямо сейчас прийти к дилеру и зарезервировать у него необходимый вам автомобиль, чтобы вы его рассчитывали на то, что его получите в любом случае. Мало ли, может ажиотажный спрос сейчас начнется. И когда все эти этапы будут пройдены, получить оформленное свидетельство об утилизации и купить автомобиль. Такие нехитрые шаги.

- Шаги нехитрые, но вопросов очень много. Дилеры-то все готовы? Их 1570 по каким-то приблизительным подсчетам. Есть ли у них элементарные места, где складировать старые автомобили. Ведь есть дилеры, которые располагаются в центре городов. И куда им этот старый хлам сваливать?

- Этот хлам-то на ходу по большей части. Они его, наверное, на стоянке будут оставлять. Но это большая проблема, потому что многие дилеры понимают, что с одной стороны это увеличит объем их продаж, который очень им важен и который упал во время кризиса. Тем не менее, они понимают, что это дополнительные затраты для них, даже трудозатраты для их сотрудников, потому что им нужно будет ездить снимать с учета в ГАИ¸ договариваться с пунктом утилизации, отвозить туда эти машины. Это процесс трудоемкий. Официальные производители машин, которые участвуют в этой программе немножко обязали официальных дилеров тех марок машин, которые можно будет купить новые по этой программе, обязали участвовать в ней, но они этому не очень рады. Нет инфраструктуры, нет понимания, как это лучше делать. От этого могут возникнуть проблемы и не очень приветливое отношение, возможно, менеджеров.

- Интересно, каким образом эти автодилеры будут работать с ГИБДД, снимать автомобили с учета? Ведь туда будут ходить конкретные представители этих дилеров, живые люди. А в ГИБДД тоже работают живые люди, которые периодически берут с живых людей живые деньги. Как быть здесь? Неужели получится такая бескоррупционная схема?

- По крайней мере, никаких денег на это не предусмотрено. Это возлагается на лидеров. В принципе, люди могут сами сходить в ГИБДД и сами снять с учета машину, и потом только ее отвезти к дилерскому центру.

- А если сам человек ее еще и к утилизатору отвезет, то он может получить не 47 тысяч, а 50 полностью?

- Нет. Это услуги по утилизации. То есть, мы оплачиваем не услуги по транспортировки к утилизатору, а услуги по утилизации, то есть, то, что он ее сомнет, сольет жидкость и как-то утилизирует. Утилизация автомобиля – это довольно сложный процесс. Это не просто хлам. Много же всяких компонентов: нужно вытащить аккумулятор, нужно разобрать машину, ставить кузов, который сомнется и оставить те вещи, которые по-другому нужно утилизировать.

- А в чем бизнес утилизаторов? Они получают по три тысячи рублей за каждую машину, которую к ним привозят. Они только на эти три тысячи с каждого капота и будут жить? Или они потом это дело еще в оборот какой-то пустят?

- Они еще железо сдадут в металлургические какие-то комплексы. Потому что лом металлов у нас еще принимается везде. Но рынок пока не сильно развит и он довольно неприбыльный. Поэтому он у нас и не был развит.

- Металлурги наверняка не обрадовались, когда узнали, что эта программа заработает. Потому что в больших количествах лом, который поступит на заводы, наверняка вызовет путь и небольшое, но снижение спроса на новый прокат.

- Да нет. Им дополнительное сырье не помешает никогда. Им просто меньше добывать нужно будет. И в рамках страны 200 тысяч машин для металлургов не очень большой объем. Он не сыграет какую-то кардинальную роль.

- Где люди видят какие-то белые пятна? Что народу не понятно из программы?

- Мне прислали письмо интересное. Люди уже ходили к дилеру и узнавали, что делать, как сдавать машину. Им сказали, что помимо этих трех тысяч за утилизацию, надо дать дилеру еще пять тысяч рублей для того, чтобы он снял с учета в ГИБДД.

- Наверное, говорят, вдруг милиционер взятку попросит. На это, что ли? Неплохо дилеры хотят зарабатывать: один раз сходить в ГИБДД, чтобы отнести пачку документов и с каждой бумажки по пять тысяч рублей.

- Я узнавал в Минпромторговли, что если вам предлагают такой расклад, то ни в коем случае не соглашайтесь. Дилеры не могут брать с вас дополнительные деньги, только три тысячи рублей за услуги утилизации. Если у вас просят дополнительные деньги, идите в другой дилерский центр или доказывайте им, что они не могут этого делать. Это к вопросу о том, что дилеры не очень хотят заниматься этой проблемой. Мне задавали еще вопрос: нужно ли платить налоги с полученных пятидесяти тысяч. Сказали, что никаких налогов платить не надо. Если бы деньги выдавали наличными, тогда пришлось бы платить налог на доходы. Но так как деньги наличными не дают, а фактически человек получает лишь скидку на новый автомобиль, поэтому предмета для налогообложения у нас не возникает. Писали о том, что человек хочет сдать свою машину-десятилетку, может получить документ о сдачи, он старше 60-ти лет, соответственно ему кредит не дают. Тут дело в том, что отношения с банком – другое, банкиров нельзя обязать выдавать кредит.

- Я бы хотел рассказать историю о том, как АвтоВАЗ готовится к программе утилизации автомобилей. У нас же ВАЗовские машины самыми народными считаются, во всяком случае, по цене. Оказывается, АвтоВАЗ даже снизил на небольшой процент стоимость автомобилей двух своих моделей. Одна из них будет стоить 99 тысяч рублей, а другая – 199 тысяч с учетом этой 50-тысячной скидки.

- То есть ее уже вычли и получили эту стоимость.

- Представители ВАЗа говорят, что таких машин со скидками будет всего две с половиной тысячи. Мол, друзья, спешите. Вазовцы хотят продавать только те машины, которые у них в остатках.