- Сюжеты о теракте не видел, - поясняет Александр. - Жена отправила меня вместе с новостями куда подальше. Ей первых суток хватило.
Психотерапия Антонову не нужна. По крайней мере, сейчас:
- Хватает физиотерапии. Гидромассаж, ультрафиолетовая капсула. Сорок минут меня «поджаривают», спинку трут, водичкой поливают. Лежишь и ничего не делаешь. А еще кедровая бочка а-ля русская баня. Только голова торчит, а телу так хорошо!
Семейно-реабилитационную идиллию, кроме журналистов, иногда нарушают сотрудники прокуратуры. Антонов проходит по делу о подрыве «Невского экспресса» свидетелем. Нас он просит провокационные вопросы не задавать. Все равно не ответит. Хотя и утаивать ему, в общем-то, нечего.
Половину пути «Невский экспресс» шел четко по расписанию. Проскочив участок у Бологого с ограничением 90 километров в час, Антонов начал разгон. 14-вагонный состав с практически максимальной загрузкой набирал скорость тяжеловато. Из-за этого подотстали от графика на полторы-две минуты. Чтобы наверстать, Александр помчал почти на пределе, со скоростью 197 километров в час.
- На 285-м километре я услышал хлопок и увидел яркую вспышку по бокам. Нас подбросило на 15-20 сантиметров. В машинном отделении повыбивало стекла. Кабина не пострадала.
Локомотив поскакал по шпалам. Машинист среагировал мгновенно. Тяжелые «башмаки» экстренного магнитно-рельсового тормоза опустились и блокировали колеса с 8-тонной нагрузкой. До полной остановки поезд тащило полтора километра.
- Осмотрелся, позвонил в депо по телефону, потому что радиосвязь отрубило, и набрал жену, - вспоминает Антонов. - Выйти из роуминга я должен был только через полтора часа. Простое «жив-здоров», без пояснений, выглядело бы подозрительно. Сразу сказал: «Нас, похоже, подорвали, с нами все нормально».
Уже потом он оценил размах катастрофы:
- Такое вряд ли когда забудешь. Первый стресс пережил от увиденного. А потом, успокоившись, понял, что могло быть гораздо хуже. Пока устройство срабатывало, мы на скорости проскочили, и сошла вторая колесная пара. А если бы сорвало первую… Это как санки. Везешь правильно, «по шерсти» - они едут. Задом - зарываются.
Вот и локомотив уткнулся бы носом в землю, и не тянул бы вагоны за собой, а собирал их в жуткую «гармошку».
- Даже представить страшно, что могло случиться. Еще судьба распорядилась, что мы опаздывали и разминулись с 59-м поездом, - продолжает Александр. - По графику мы как раз возле той подстанции встречаемся. Всего на несколько секунд. Надо быть богом, чтобы так точно просчитать место и момент взрыва. Хорошо, что террористы - люди. Теперь 27 ноября отмечать буду как день второго рождения.
Антонов - машинист первого класса с 19-летним стажем. Управляет «Невским экспрессом» с июня 2007 года. Таких спецов на всю Октябрьскую железную дорогу не больше десяти.
- Трудно скоростную медкомиссию пройти, - говорит он. - Дополнительных обследований по сердцу, вестибулярному аппарату много. Говорят, нас чуть ли не жестче летчиков проверяют. Последнюю комиссию проходил как раз перед поездкой - порядок.
В санатории Александр до 12 декабря. Когда допустят до поезда, не знает. Говорят, машиниста из «Невского экспресса»-2007 Алексея Федотова освободили на два или три месяца.
- Но я выйду обязательно, куда ж мне без этого, - уверяет Антонов. - Люблю свою работу. И родственники не против.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Елена Михайловна ГОЛУБЕВА, пенсионерка, приютившая пострадавших пассажиров: «А какой самовар он мне подарил!»
На встрече с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным Елена Михайловна Голубева от волнения расплакалась и все время говорила спасибо
- Я такое пережила, что ничего и сказать не могла, - объяснила потом отважная бабушка. - А он меня успокаивал, говорил: «Это мы вам должны быть благодарны за ваш подвиг». А я вспомню ту ночь - и снова в слезы, мне аж неловко как-то перед Владимиром Ивановичем... Пенсию вот дал от железной дороги, деньги (компания выписала Елене Голубевой премию в 50 тысяч рублей. - Ред.)... А какой самовар он мне подарил! Тульский, пузатый, на угле. Всегда о таком мечтала, да купить не могла, уж больно дорогой. Чайником пользовалась, а чай же надо по-нашему пить, из самовара. Я чаевница большая: сяду вечерком у окошка, налью себе и на поезда смотрю. Красивые они стали, быстрые. Ну и молодость вспоминаю - она ж у меня как-никак на железной дороге прошла...
А еще пассажиры, которые ночью у меня грелись, обещали навестить. Пусть приезжают, вот двор немного починят (Якунин пообещал отремонтировать за счет РЖД пострадавшие от катастрофы дом пенсионерки, колодец и сарай. Забор уже ставят новый. - Ред.) и встречу их. За самоваром.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
«Если бы в вагонах стояли отечественные кресла - жертв было бы больше»
Вчера во многих СМИ и в Интернете активно обсуждалась версия, что большое количество жертв в «Невском экспрессе» связано со слабыми креплениями кресел. Якобы при теракте в 2007 году в этом же поезде стояли отечественные сиденья, и они удержались. Но потом их заменили на слабенькие немецкие, которые оторвались при резком торможении. Мы обратились к специалистам за комментариями.
Александр ВАСИЛЕНКО, гендиректор Тверского вагоностроительного завода, где собирали вагоны «Невского экспресса»:
- Хочу сразу заявить, что на вагоны был получен сертификат соответствия, разрешающий эксплуатировать их на путях общего пользования. Согласно требованиям на прочность каждый вагон выдерживает динамическую нагрузку в 250 тонн (замечу, что по европейским нормам достаточно выдержать 100 - 150 тонн). А при взрыве под Бологим вагоны получили нагрузку более 1000 тонн! Вагон, как и любой другой мирный транспорт, не рассчитан на то, чтобы его взрывали, чтобы он подлетал. Есть и второй показатель - перегрузка. Вагон должен выдерживать перегрузку, равную 4 g. При крушении, по оценкам наших специалистов, она равнялась 12 g. Это и стало причиной разрушения кресел. Кстати, все слухи о том, что «родные» отечественные кресла в вагонах были демонтированы и вместо них установлены непрочные, но наиболее комфортные импортные, - это неправда. В вагонах, пострадавших при крушении и в 2007-м, и в 2009 году, изначально были установлены кресла немецкой фирмы «Граммер».
Борис ПЕТЬКО, декан физико-технического факультета Тверского госуниверситета:
- При ускорении 12 g никакой ГОСТ не поможет. Это ускорение, скажем так, не совместимое с жизнью. Космические корабли рассчитаны на ускорение 11 g - и это уже запредельно. А тут поезд... Человек, который сидит в кресле поезда, при ускорении в 12 g начнет давить на кресло силой более тонны, так же и кресло будет давить на него. Естественно, ни люди, ни какие угодно крепежи кресел тут не выдержат.
Антон ЛИНЕНКО, независимый эксперт по машиностроению:
- При конструировании состава исходят из того, что строят не бронепоезд для боевых действий, а обычные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров. Поэтому говорить о том, что это стало причиной гибели людей, весьма некорректно. Как некорректно утверждать и то, что люди были ранены именно оторвавшимися креслами. Да ни один болт крепления такие перегрузки не выдержит! В этой ситуации летало все: и кресла, и ноутбуки, и фотоаппараты, и чемоданы. Кстати, кресла в «Невском экспрессе» были алюминиевые, гораздо легче отечественных. Если бы были установлены наши «тяжелые», жертв могло быть гораздо больше.
Алексей ОВЧИННИКОВ, Татьяна РУМЯНЦЕВА («КП» - Тверь»)
КАК СМОТРЕТЬ: При клике по маленькой картинке откроется новое окошко браузера с интерактивной панорамой. Чтобы ею управлять, надо зажать левую кнопку мышки и двигать ею в любую сторону, в том числе вверх и вниз. Также панорама позволяет приближать и отдалять предметы.
Кликни, чтобы посмотреть панораму
Кликни, чтобы посмотреть панораму
Кликни, чтобы посмотреть панораму
Кликни, чтобы посмотреть панораму
Благодарим за панорамы фотографа Александра Бомбина, pano360.ru
Читайте и смотрите:
Подрыв «Невского экспресса»: хроника трагедии
Фоторепортаж с места происшествия
Теракт на "Невском экспрессе" [ВИДЕО]