«Почетный экранизатор Советского Союза» - так Юрия Кару иронично называли критики в 80-е годы за тягу к фильмам, снятым по литературным произведениям.
Его фильмы отчаянно ругали, зато сегодня их смотрят миллионы зрителей по телевидению, питающему слабость к картинам Юрия Кары.
А еще он создатель самого таинственного фильма 90-х, за которым тянется нескончаемый шлейф скандалов – речь о «Мастере и Маргарите».
Накануне празднования 55-летия Юрий Кара побеседовал с корреспондентом «КП».
Фильм по роману Булгакова погубили интриги
- Юрий Викторович, вы – режиссер самого, пожалуй многострадального фильма в новейшей истории российского кино.
- Да, так и есть. «Мастер и Маргарита» лежит на полке уже 15 лет, и мне, конечно, очень обидно. Ведь ушли из жизни те люди, которым мне важно было бы показать, что же в итоге получилось – Михаил Ульянов, сыгравший Воланда, Альфред Шнитке, написавший для фильма великолепную музыку.
- До сих пор не удается уладить разногласия с продюсером?
- С момента окончания съемок вокруг этого фильма произошло столько всего, что все беды в наших взаимоотношениях с продюсером отошли на задний план. Там ведь с чего все началось – появился человек, который никак с кинематографом связан не был. В советское время он работал в ОБХСС, а в начале 90-х ушел в бизнес. На кино тогда государство выделяло неплохие деньги, ну он и решил, что нужно вложиться в какой-нибудь кинопроект. А рядом в этот момент оказался я. И у меня вдруг появилась возможность осуществить мечту всей жизни – снять фильм по великому роману Булгакова.
- Не только у вас, кстати.
- На «Мастера и Маргариту» тогда заглядывались многие видные режиссеры – Эльдар Рязанов, Элем Климов, Геннадий Полока, еще несколько представителей кинематографического истеблишмента. Но закончить съемки удалось только мне. Чего мне этот самый истеблишмент и не смог простить.
- В смысле?
- Все знают, например, что продюсеру Владимиру Скорому не понравился итоговый результат, из-за чего фильм и лег на полку. Но мало кому известно, почему продюсер вдруг принял такое решение. Я не хочу называть конкретных имен, но один режиссер, который хотел делать свою киноверсию романа и один актер, мечтавший сняться в этой экранизации, после окончания съемок планомерно начали жаловаться продюсеру – мол, что у Кары могло получиться, сплошной стыд. И роман я, дескать, извратил, и актеров на главные роли не тех набрал. А Скорый, повторюсь, с кино до «Мастера и Маргариты» вообще никак не был связан. И он поверил этим «авторитетам». Пришел ко мне и сказал: «Юрий Викторович, нужно срочно перемонтировать фильм». Я отказался, подал в суд и выиграл его.
Сын лейтенанта Шмидта
- Фильм, однако, так и не добрался до больших экранов.
- Ну да, там анекдотичная история произошла. После решения суда, по которому продюсер был обязан передать мне пленку, он вдруг заявил, что все материалы потеряны. Договориться с ним удалось только в середине 2000-х. Но тут же возник некто Сергей Шиловский – сын третьей жены Булгакова Елены Сергеевны. Он хоть и не родной сын Михаила Афанасьевича, но сумел раздобыть у какого-то коррумпированного нотариуса бумажку, на которой было написано, что именно он – обладатель авторских прав на все творчество Булгакова, включая роман «Мастер и Маргарита». Он потребовал 1 миллион долларов в качестве авторских отчислений. Вот только он плохо знал продюсера Скорого, с которого лишнюю копейку не выбьешь. Скорому оказалось проще вновь забыть о выпуске фильма в прокат и начать судиться с Шиловским.
- Коллизия вполне в духе Булгакова. И что решил суд?
- Мы получили право выпустить фильм в прокат, не отчисляя самозванцу денег. Дело в том, что съемки фильма закончились в 1993 году, когда действовало еще советское законодательство, в котором четко написано – произведение искусства переходит в общественное достояние через 15 лет. А они к тому моменту уже истекли.
- То есть сейчас ничего не мешает фильму выйти в прокат?
- Формально – нет. «Мастер и Маргарита» может быть показан в кинотеатрах хоть завтра. Проблема в том, что теперь у продюсера нет на денег ни на печать копий, ни на рекламную кампанию, да вообще ни на что. В ближайшее время будет только один некоммерческий показ фильма – 12 ноября, в свой день рождения, я покажу «Мастера и Маргариту» студентам ВГИКа.
Как Гафт с Гердтом в одном фильме оказались
- В ваших фильмах почти всегда снимались суперзвезды отечественного кино – Вертинская, Гафт, Самохина, Ульянов… Как вам удавалось их уговаривать?
- С «Мастером и Маргаритой» все, думаю, понятно – все мечтали сыграть в этом фильме. А вот с «Ворами в законе» смешная история была. Я хотел, чтобы вора играл Валентин Гафт, а адвоката Зиновий Гердт. Но это был всего лишь мой второй фильм - где я, а где эти актеры? И тогда я пошел на маленькую хитрость. Сначала, значит, позвонил Гафту и сказал, что согласие на участие в моем фильме дал Гердт, который давно мечтает встретиться с Валентином Иосифовичем в кадре. Гафт дал положительный ответ. Затем я на радостях набрал номер Гердта. Трубку взяла его жена Татьяна. Я ей начал рассказывать про то, как Гафт мечтает сняться вместе с Зиновием Ефимовичем. А она так настороженно спрашивает: «Он, конечно, с радостью согласится раз такое дело. А кого играть-то надо?» «Адвоката», - отвечаю я. «А вы знаете, что Зиновий Ефимович никогда не играет евреев?» - тут же осекла меня жена актера. Еле удалось уверить ее, что если адвокат, то это совершенно необязательно еврей.
- «Воры в законе» - ведь очень нетипичное для 80-х. Там и мафия фигурирует, и нравы далеки от общепринятых.
- Из-за этого мне в свое время немало тумаков досталось. Кино поставлено по повести Фазиля Искандера «Чегемская Кармен», которая написана на основе реальных событий, произошедших в Абхазии. Снимать я хотел близ Батуми, где разворачивается все действо. Приехал туда со съемочной группой, начал разведывать обстановку. И увидел всех персонажей, описанных Искандеров, во плоти – ему и впрямь ничего не пришлось придумывать. Но как только партийное руководство и криминальные авторитеты тех мест узнали, что именно я хочу снимать, мне дали понять, что долго я не проживу. И тогда пришлось срочно ретироваться в Крым, где мы в условиях строжайшей конспирации снимали фильм под зашифрованным названием «Чегемские рассказы». В Абхазии, кстати, «Воры в законе» оставались запрещенными вплоть до падения советской власти.
- Почти все ваши картины доходили до зрителей с трудом. Никогда не хотелось махнуть на все рукой и вернуться к заброшенной профессии физика?
- Нет. Переломный момент был после фильма «Завтра была война», который вдруг начали приглашать на западные фестивали. А это была моя дипломная работа! Фильм разгромила официальная критика, партийное руководство долгое время хотело его запретить. Но после одного из показов ко мне подошел легендарный режиссер Абрам Роом и сказал: «Не слушай никого и снимай только то, что тебе по-настоящему близко». С тех пор я именно так и делаю.
Досье «КП»
Юрий Викторович Кара. Родился 12 ноября 1954 года в Донецке. Закончил Московский институт стали сплавов, после чего решил радикально сменить род деятельности. В 1982 году поступил во ВГИК, диплом которого получил в 1987 году. Известен своим экранизаторскким пылом – Кара перевел на язык кино произведения Фазиля Искандера, Чингиза Айтматова, Михаила Булгакова и Уильяма Шекспира. За 22 года режиссерской карьеры снял 10 фильмов. Сейчас Юрий Викторович преподает во ВГИКе и заканчивает работу над фильмом «Гамлет. XXI век».Пять самых известных фильмов Юрия Кары«Завтра была война» (1987)«Воры в законе» (1988)«Пиры Валтасара, или Встреча со Сталиным» (1989)«Мастер и Маргарита» (1993)«Королев» (2007)