Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Москва8 октября 2009 22:00

Едешь в ночь на электричке - есть фингал и нет налички

Более 1000 московских пригородных поездов охраняют всего 95 милиционеров

Наша газета уже писала о трагедии в ночной электричке Москва - Серпухов. Тогда неизвестный застрелил двух милиционеров, патрулировавших состав. После этого случая МВД пообещало усилить наряды. Мы решили проверить, сдержали ли стражи порядка слово и насколько в принципе безопасно ездить в ночных электричках.

ДОЕДУТ НЕ ВСЕ

На Курском вокзале всегда суматоха. Даже в полночь. Под парами последняя электричка до Захарова. Народ на платформе торопливо докуривает, готовясь к посадке. Некоторые заранее откупоривают пиво, любовно поглаживают сквозь пакет «мерзавчики».

«Страшно им, наверно», - думаю, вспоминая жуткие истории. И про банду малолеток, которые промышляли на Серпуховском направлении. Зайдут на полустанке, лупанут битой и оберут до нитки. И про случай с девчонкой, которая возвращалась в родной Ногинск в сентябре прошлого года. Ее тело нашли в тамбуре - скончалась от побоев. Как позже выяснилось, попытки изнасилования не было. Кто и за что забил девушку ногами, до сих пор неизвестно. Преступника не нашли.

«До конечной доедут не все», - обреченно вздыхаю, запрыгивая в вагон. Народу немного. Одни увлеченно клацают телефонами, другие клюют носом или посасывают пиво. Едем уже минут сорок, вагон постепенно пустеет. Оставшиеся все пьянее, гастарбайтеры в спецовках все любопытнее.

А милиции все нет.

- И не жди! - усмехается в ответ на мой вопрос попутчица Светлана. - Ты думала, они прямо бегают туда-сюда по составу? Я вот пять лет езжу и видела их всего трижды. Даже если в вагоне драка, машинист, бывало, орет-надрывается по громкой связи: «Просьба к сотрудникам милиции пройти в такой-то вагон». А никто не приходит. Интересно, чего он орет вообще?

Оказалось, машинист и сам не знает, есть ли в данный момент милиционеры в составе или их нет.

- У нас, к сожалению, мало людей, - говорит начальник отдела информации и общественных связей Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова. - И милиционеры не сопровождают состав от конечной до конечной. Разработана система так называемого эстафетного патрулирования. То есть патруль заходит на одной из станций, проезжает несколько остановок и выходит.

- И в электричку тут же садится другой патруль? - уточняю.

- Нет, - объясняет Татьяна. - Какой-то участок она едет без сопровождения.

Кстати, милиция патрулирует не все направления, а наиболее криминогенные участки. Допустим, пошла серия краж на Серпуховском - всех туда, остальные районы оголены. Или начались изнасилования в Ногинском районе - в ту сторону перебрасывают основные силы. Словом, затыкают дыры. Без малого тысячу электричек у нас патрулируют всего 95 милиционеров. Причем иногда наряды пускают в наряд, что называется, с колес - без инструктажа и даже без оружия (в частности, у убитого старшего сержанта Вячеслава Дружина не было пистолета - парень недавно перевелся, и оружие не успели оформить). Выходит, родная милиция даже себя защитить не может...

БЕЗОПАСНО, НО ДОРОГО

Впрочем, был и другой опыт: РЖД запустили экспериментальные электрички. В каждом вагоне несколько видеокамер, изображение выведено на монитор машиниста. Его помощник в режиме реального времени смотрит, что творится в вагонах (такую систему активно практикуют в Европе). Если в электричке ЧП, машинист просто гонит без остановок до ближайшей крупной станции. И там в вагон запрыгивает милиция. Средний интервал между крупными станциями - 20 - 25 минут. Конечно, за это время можно избить или ограбить, но у преступника нет шанса выскочить на полустанке. И он точно знает: натворил бед - сядешь. Это дисциплинирует. У фанатов, которые так любят в качестве забавы отметелить первого встречного, куража бы точно поубавилось. Но увы! Эксперимент был нерентабельным. Мол, электрички и без того убыточны. А тут еще лишние траты...

- В Европе пассажирские перевозки тоже нерентабельны, - говорит эксперт отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев. - Но там убытки железнодорожникам возмещает государство. У нас же они в основном покрываются за счет грузоперевозок. Грубо говоря, перевозчик платит за себя и «за того парня», который едет в электричке.

Понятно, что при таких раскладах перевозчикам транжирить на камеры не резон. Но тут все зависит от позиции государства. Страны Европы сказали: «Надо». Перевозчики взяли под козырек, но предупредили: себестоимость билета увеличивается на 20 процентов. По рукам. И пассажиры платят больше, и государство отстегивает активнее. В России все по-другому. У государства нет позиции по этому вопросу. Региональные власти тоже молчат.

В итоге пассажиры выкручиваются как могут. А могут по-разному, потому как жить-то охота.

САМООБОРОНА

- Главное что? - авторитетно спрашивала меня попутчица в ногинской электричке. - Держаться вместе. Если ты один сидишь в вагоне - считай, провоцируешь. Если бегаешь по составу в поисках более людного вагона - опять провоцируешь. Поэтому надо знать, куда садиться.

У полуночников все вагоны расписаны. Допустим, ты едешь до Электроуглей - заходишь во второй. Те, кто до Железнодорожного, - в пятый (номера выбирают по принципу: какой вагон останавливается ближе всего к переходу на нужной станции). Эти неписаные правила работают годами.

- Плюс мы тут друг за другом приглядываем, - продолжает Ирина. - Глаз-то наметан.

Речь о ворах и карманниках. Они обычно подсаживаются к спящей жертве. Тут момент тонкий: надо и воров спугнуть, и самому не подставиться. Потому разработана специальная схема. Идешь в тамбур вроде как на перекур, по ходу дела толкаешь потенциальную жертву:

- Ленка, спишь? Просыпайся, скоро выходим!

Вообще никакая она не Ленка. Но это не важно. Если растолкал незнакомый человек, жертва сразу понимает, что воры взяли ее в разработку. Значит, пора просыпаться и пересаживаться.

Впрочем, круговая порука заканчивается, как только запахнет жареным. Допустим, если в вагоне драка, народ потихоньку перебирается в соседний. И чутко прислушивается: еще мутузят или убили? Такая вот радиопередача получается. Но в целом не смешно. Получается, что власти, декларируя заботу о людях и запрещая заменять дешевые электрички на дорогущие экспрессы (а РЖД бы с радостью), гарантируют не проезд, а некий шанс. Мол, вот вам электричка, а там уж доедете - не доедете...

Облагодетельствовали по дешевке. А ведь Москва - город небедный. Наверное, ждут, пока в электричке рванет, и тогда федералы выделят денег на «антитеррористическую программу», в рамках которой усилят безопасность (по аналогии с метро, которое утыкано камерами за федеральный счет). Хотя если такой ценой, то лучше не надо - сами отобьемся.

КОММЕНТАРИЙ МЖД

- Мы разумеется, думаем о безопасности пассажиров, - говорит начальник пресс-службы Московской железной дороги Владимир Мягков. - Для охраны электропоездов используем частные охранные предприятия (всего около 600 человек). Они сопровождают порядка 60% электропоездов. Но наиболее эффективным инструментом обеспечения безопасности считаем милицию. Для того чтобы милиционеры охватывали все электропоезда, необходимо расширять их штат. Другой действенный метод - оснащение электропоездов видеокамерами. Сейчас камеры установлены преимущественно на «Спутниках» и «Аэроэкспрессах», и эта работа будет продолжена в 2010 году.

Чоповцы сопровождают только «Спутники» и «Аэроэкспрессы». Здесь стоимость билетов выше и услуги охраны окупаются (как и установка видеокамер).

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 9 месяцев этого года на пригородном транспорте произошло два убийства, 98 грабежей, 6 случаев нанесения тяжких телесных повреждений.

А КАК У НИХ?

Проблема с безопасностью в электричках существует во всех мегаполисах, но решают ее по-разному.

ПАРИЖ

Ранее в электричках орудовали банды малолеток. И именно под лозунгом наведения порядка министром внутренних дел стал молодой Саркози. По его инициативе была создана транспортная полиция. Теперь в Париже и пригородах на рейды ежедневно выходят 160 патрулей (по 2 человека), многие со служебными собаками. Плюс еще 150 полицейских в штатском. Итого в течение суток составы контролируют 470 полицейских. Плюс электрички оборудованы видеокамерами. За минувший год не зафиксировано ни одного убийства.

ЛОНДОН

Тут ситуация похлеще, чем в Москве. Если у нас в среднем в электричках происходит ежегодно 5 - 10 убийств, то в Лондоне не менее 30! В прошлом году 43 машиниста пригородных поездов отказались от своей работы, назвав ее слишком опасной. Видеокамеры здесь устанавливают, но всего в трех вагонах из всего состава. Полицейские патрулируют преимущественно станции. Как следствие - количество преступлений ежегодно увеличивается на 15 - 17 процентов.

СТОКГОЛЬМ

Все вагоны «под глазом», то есть оборудованы камерами слежения. В темное время на линиях работают патрули (по два человека). Несколько лет назад были закуплены новые вагоны. Длина каждого из них - 107 метров (по сути, электричка состоит всего из двух вагонов, а ночью - из одного). То есть в вагоне всегда есть люди. Наиболее частые из регистрируемых нарушений - громкое пение и драки подростков.

Олег ШЕВЦОВ, Наталья ГРАЧЕВА, Михаил ОЗЕРОВ