Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Происшествия12 августа 2009 22:00

На поиск сухогруза Arctic Sea отправлены две наши подлодки

Исчезновение судна с русским экипажем обрастает новыми загадками

История с нападением у берегов Швеции на российский лесовоз Arctic Sea с 15 российскими моряками на борту и случившееся потом таинственное исчезновение судна так и не получили сколь-нибудь вразумительного объяснения. Что же могло произойти с Arctic Sea, ходящим под мальтийским флагом и управляемым финской компанией. Какова судьба российского экипажа? Власти Финляндии, Швеции и Мальты молчат, Россия готовится проводить поисковую операцию.

Чтобы хоть как-то понять ситуацию, отмотаем пленку немного назад.

РУТИННЫЙ РЕЙС

Виктор Матвеев, директор финской компании Solchart management Ab OY, в управлении которой находится судно, не спит уже много дней - координирует поиски. Корреспонденту «КП» удалось дозвониться до него.

- Это грузовое судно постройки 1991 года намотало на свои винты немало морских миль, - рассказал Матвеев. - Для того чтобы получить возможность работать в Северной Европе, потребовалась изрядная модернизация, новое оборудование. Даже старое название «Охотское» стало новым, интернациональным - Arctic Sea («Арктическое море»).

15 дней перед последним рейсом Arctic Sea простоял в Калининграде на плановом ремонте, на закрытой режимной территории порта. Судно завели в док и полностью осмотрели. Потом судовой кропотливый досмотр провели таможенные власти. Экипаж все это время находился на борту.

Из Калининграда Arctic Sea прямиком отправился в финский Якобстад, где его (также на закрытой портовой территории) загрузили пакетами с пиломатериалами. Все делалось под объективами видеокамер.

Обычный рейс до алжирского порта Беджайя обещал быть нетрудным. Экипаж подобрался сравнительно молодой, с опытным капитаном (50-летним Сергеем Зарецким. - Ред.). Миновали финские территориальные воды, вошли в шведские.

- В ноль часов 24 июля на лесовозе сменились вахтенные, - рассказал Виктор Матвеев. - На дежурство заступили второй помощник капитана, матрос и инженер-механик. Второй помощник занял место на мостике. Вахта уже заканчивалась, какой-то час остается до смены. Но примерно в три часа ночи на борту произошло ЧП.

Виктор Матвеев замолкает. На этом заканчивается полностью достоверная, проверенная часть истории. Дальше начинается то, что удалось собрать по крупицам из разных источников.

ЗАХВАТ

Неожиданно на мостик с верхней палубы врываются люди в черном, с автоматами. На спинах надпись по-шведски - POLIS («полиция»). Требуют капитана. Выясняя, где находится «черный ящик», то есть прибор, автоматически фиксирующий все, что происходит с судном, бьют его прикладом. Рассредотачиваются по лесовозу, отключают связь, нейтрализуют экипаж (надевают «фирменные» наручники, заклеивают рты и глаза скотчем, сопротивляющимся наносят увечья).

Проводят обыск. Документов не предъявляют, называют себя сотрудниками наркоконтроля, в большинстве говорят на английском без акцента, несколько человек - с тяжелым акцентом, нерусским. Наступает утро. Второй помощник (возможно, все еще остающийся на мостике) отправляет SMS-сообщение техслужбе компании в Архангельск. Его содержание Виктор Матвеев раскрыть пока не может - идет следствие. В это время на берегу уже подняты по тревоге все службы. Судно не подает сигналов. Наконец капитан отвечает на очередной звонок, подтверждает факт захвата. Разговор обрывают. Спустя полтора-два часа удается наконец связаться с освободившимся экипажем.

«ЭКИПАЖ ИЗБИТ, НО ВСЕ В ПОРЯДКЕ...»

Капитан докладывает, что поломок нет, никто не пострадал, полиция покинула Arctic Sea на черной надувной лодке с мощным движком, совершив обыск и, по всей видимости, ничего подозрительного не обнаружив. Собирается продолжить плавание. Голос капитана узнаваем, сведения зафиксированы, разрешение следовать дальше дано. Позже, уже в пути, выясняется, что не работает кнопка подачи сигнала бедствия.

27 июля капитана дополнительно опрашивает руководство управляющей компании. Он сообщает, что морякам были нанесены увечья. Лишь на следующий день от него приходит полный рапорт. Еще позже - фотографии тех, кому нанесены телесные повреждения.

Мальтийская морская администрация уже уведомлена компанией о захвате судна. Швеция начинает расследование, сообщает, что на борту ее полицейских не было. 29 июля с судном разговаривали британские морские диспетчеры, когда оно проходило Ла-Манш. Капитан или тот, кто представился им, заявил, что на борту все в порядке.

31 июля с лесовозом связался шведский следователь (см. материал на этой стр.). В тот же день уже в Бискайском заливе сухогруз был замечен с патрульного самолета береговой охраны Португалии. Летчики не обнаружили на судне ничего необычного. Больше Arctic Sea вестей о себе не подавало, и где оно находится сейчас - неизвестно.

19 ДНЕЙ С «ЛЮДЬМИ В ЧЕРНОМ»?

Совершенно очевидно, что исчезновение Arctic Sea и захват его в шведских территориальных водах - два действия одной драмы. Возможно, налетчики, кем бы они формально ни были, оставались все это время на лесовозе. И переговоры с берегом капитан и члены команды вели под дулами их автоматов.

Еще один нюанс. Согласно имеющимся у нас сведениям, нападавшие очень хорошо ориентировались на борту и, похоже, знали буквально все о судне, его экипаже, грузе, владельцах, режиме работы. Похоже, акция готовилась заранее.

ВЕРСИИ

Сопоставив крайне скудные данные о происшедшем (некоторые из которых представляются, прямо скажем, странными), можно выдвинуть несколько версий мистической пропажи сухогруза.

1. Экипаж превратился в заложников, «пираты» выдвинули требования, о которых мы не знаем. Много уже говорилось после событий 11 сентября об опасности морского терроризма на Балтике, ведь захватить судно порой легче, чем людей в городском помещении. Требования могут быть экономическими, предъявляемыми, например, к компании - владельцу лесовоза, или политическими (освобождение заключенных и т. д.). Для таких целей хорошо подходят именно «интернациональные» суда (в данном случае «замешаны» Мальта, Финляндия и Россия).

2. На Arctic Sea был некий левый груз, который перевалили на другое судно в подходящем районе. В таком случае лесовоз с экипажем, лишенный навигационных и коммуникационных средств, остается где-то в море.

3. Судно с грузом продано в целях наживы - значит, экипаж надо искать в море на спасательных плавсредствах.

4. Судно и экипаж уничтожены после изъятия груза или получения каких-то сведений, которыми, возможно, случайно обладали члены команды. Но в такую развязку верить не хочется.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Шведы последними разговаривали с сухогрузом

- Когда дело коснулось происшествия у Эланда, мы связались с финской полицией, но дальнейшие события вне пределов Швеции мы не расследуем, - заявила «КП» пресс-секретарь шведской полиции Ильва Воксби.

- Можете ли вы подтвердить, что с Arctic Sea была связь вплоть до 31 июля?

- Да, в этот день состоялся телефонный разговор. Звонил наш следователь. Ему ответили. О чем шел разговор, я сказать не могу.

- Уверены ли вы, что ответивший был членом экипажа и что он говорил без принуждения?

- Я не могу это уточнять.

Мы попросили прокомментировать ситуацию эксперта по безопасности мореходства Шведского объединения судовладельцев Трюгве Альмана.

- Ясно, что совершен криминальный акт, - заявил господин Альман. - Шведская сторона пока может подтвердить с абсолютной точностью лишь одно: в момент, обозначенный как время нападения, судно действительно находилось в указанной точке, между островами Эланд и Готланд. Это зафиксировано системой навигации AIS.

- Какой, по-вашему, могла быть цель нападавших?

- Можно сказать так: их интересовали груз, люди или судно как таковое. Возможно, они собирались продать содержимое трюмов или само судно покупателям, с которыми уже была предварительная договоренность. Если на борту был некий неизвестный незарегистрированный груз - это отдельный случай. Если цель - получение выкупа, то нужны члены экипажа в качестве заложников. Может быть, пираты намереваются выдвинуть требования к конкретным персонам или организациям, связанным с лесовозом. И сейчас просто уводят судно подальше от оживленных морских трасс. Оно довольно долго может находиться в море, особенно если экономно расходовать горючее.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Их нужно срочно спасать всем миром

- Я уверен, что это было не просто кратковременное нападение на судно. Это был хорошо организованный захват, подобных которому не было в истории флота, - утверждает известный морской эксперт Михаил Войтенко, главный редактор издания «Морской бюллетень - Совфрахт». - Последними разговаривали с судном англичане и шведы. Отвечал им либо похититель, либо моряк, которого держали под дулом автомата. Разговор стандартный: «Все в порядке, идем с грузом леса».

Испанцы утверждают, что по пути в Алжир судно не могло пройти Гибралтарский пролив незамеченным. Следовательно, оно до сих пор находится в Атлантике.

Единственное, что можно сделать в этой ситуации, - срочно объявить широкомасштабную поисковую операцию, пока еще не поздно. И не с помощью трех-четырех российских военных кораблей - этого слишком мало. Нужно привлекать спасателей из других стран, прочесать Атлантику с помощью спутников и самолетов дальнего действия. Это единственный шанс спасти людей, если они еще живы.

Евгений САЗОНОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

Обнаружен погибший экипаж «Лангеланда»

Сухогруз «Лангеланд», погибший в шведских водах 31 июля во время шторма, ушел на дно из-за несоблюдения техники безопасности. Российско-украинская команда состояла из 6 человек, все они остались на борту судна.

Береговая охрана Швеции произвела осмотр лежащего на глубине 100 метров «Лангеланда» с помощью управляемой камеры и обнаружила на борту тела погибших моряков. Поднимать останки не собираются. «В подобных случаях погибшие обычно навсегда остаются на борту, это профессиональные моряки», - заявил шведскому агентству ТТ Бьерн Братфосс, инспектор норвежской комиссии по расследованию причин катастрофы.

После тщательного изучения затонувшего судна специалисты пришли к выводу: грузовые отсеки были неплотно задраены, на половине люков отсутствовали специальные уплотняющие прокладки. Во время шторма в них попала вода, и сухогруз, везший в Норвегию строительный камень, отяжелел и пошел ко дну.

РЕПОРТАЖ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА

Родственники пропавших моряков просят помощи президента

Все 15 моряков с сухогруза Arctic Sea родом из Архангельска. Там остались их жены, дети, родственники. И все они до сих пор не могут ни спать, ни есть спокойно. Не только из-за непонятной судьбы их кормильцев. Главный вопрос, который мучает архангелогородцев: ищет ли кто-либо экипаж, чтобы его спасти?

В рейс отцов и сыновей отпускали с легким сердцем: маршрут Финляндия - Алжир ничего сложного для опытного, сработавшегося экипажа не таил.

Лес на север Африки моряки гоняли не один год. И во время походов судно часто бывало в «мертвых» зонах, где отсутствовала связь. Потому, когда перестали приходить электронные письма и SMS от моряков, родственники сначала не заподозрили ничего плохого.

- 26 июля Сергей написал мне последнее письмо, - говорит жена капитана пропавшего судна Елена Зарецкая. - Больше от него не было никаких известий. Было написано: «Все хорошо. Идем нормально. Очень много работы». И все. Очень короткое было письмо.

Через пять дней молчания жены начали звонить в фирму, которая наняла их мужей на работу. Однако там заверяли, что все в порядке и с судном есть связь. Однако 10 августа оказалось, что им лгали - в этот день пропажа судна стала главной темой в выпусках новостей. Родственники бросились в архангельский офис компании-оператора, но там их явно не ждали.

- В компании «Солчарт» с нами разговаривали грубо, даже откровенно хамили, - признались жены моряков. - Затем пришлось покинуть представительство, поскольку в офис компании-оператора пришли сотрудники ФСБ - побеседовать с руководством.

Родственники моряков послали несколько писем в правительство, а вчера подготовили обращение к Президенту России Медведеву, в котором просят взять под личный контроль поиски пропавшего судна и максимально расширить район поисков.

Анна СТРЕЛЬЦОВА, Егор КИСЕЛЕВ («Вести Поморья» - специально для «КП»).

ПРИКАЗ

Arctic Sea уже ищут подлодки

Дмитрий Медведев поручил вчера министру обороны Анатолию Сердюкову присоединиться к поискам.

- В настоящее время уже привлечены корабли и суда ВМФ России, находящиеся в Атлантике, - заявили в оборонном ведомстве. - Задействованы все средства обнаружения, включая космические. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота, который 12 августа прошел Гибралтарский пролив и следует установленным курсом. Также две наши атомные подлодки получили задачу начать поиск и уже приступили к ее выполнению.

Между тем президент отдал министру обороны распоряжение - в случае если обнаружится, что корабль с российским экипажем захвачен пиратами, принять все меры по его освобождению.

Александр ИГОРЕВ