Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Происшествия11 августа 2009 12:48

«Arctic Sea» продолжил плавание без «тревожной кнопки»

Сюжет приключенческого романа перерастает в человеческую трагедию

Не секрет, что все предыдущие дни особой тревоги за судьбу экипажа «Arctic Sea» Европа не проявляла. Жгучий интерес — и только. И специалисты, и журналисты были внутренне уверены: само найдется. Потому что так не бывает. Так никогда не было.

Само не нашлось. Новых сведений не поступало. Значит, нужно вернуться чуть назад и уточнить оставшиеся неясными вопросы. С Виктором Матвеев, директором компании Solchart, управляющей судном мы, как и в прошлые разы, разговариваем ночью, скорее — ранним утром — до этого он занят: «Спать все равно не могу, в голове как маятник стучит — еще час прошел, а все еще ничего не известно». На «разрешенные» вопросы Матвеев готов ответить.

- Есть сведения, что лесовоз до погрузки в финском Якобстаде два месяца провел в Калининграде.

- Всего 15 суток. «Arctic Sea» стоял на закрытой режимной территории порта на плановом ремонте. Судно находится под надзором классификационного общества, которое, наряду с другими властями, осуществляет контроль за его техсостоянием. По требованиям этого общества каждое судно проходит докование, т.е. Поднимается и проходит полный осмотр. Начало регулярного ремонта задержалось на трое суток, в течение которых таможенные власти досматривали лесовоз. Такой же досмотр, только суточный, «Arctic Sea» прошел после проведения всех работ. Меры безопасности на территории калининградского порта колоссальные, особенно — там, где идут ремонты. Экипаж все это время находился на борту. Потом лесовоз отправился в Якобстад, без захода куда-то еще, и через двое суток встал под погрузку. Пиломатериалы пакетированы, они устанавливаются, накрываются брезентом. Крепятся, разумеется. В порту строгий контроль, ужесточенный после событий 11 сентября: во-первых, без специальных пропусков зайти невозможно, во-вторых, все действия производятся «под глазом», то есть под наблюдением камеры. Много проверок, каждый отход оформляют и органы таможенного контроля.

- Вы считаете, что некий крупный предмет, например, контейнер, спрятать невозможно?

- Исключено.

- Сколько времени «Arctic Sea» находился в пути до нападения в шведских водах?

- Почти двое суток, без заходов, только в территориальных водах Финляндиии или Швеции.

- Это был не первый рейс капитана?

- Нет, конечно. Он профессионал, прекрасно образован, давно на море, прошел долгий путь до того, как начал командовать судном.

- То, что вы рассказывали о захвате — с его слов?

- Конечно. Вся информация задокументирована.

- Вы узнали по телефону его голос, уверены, что разговаривали именно с ним?

- Безусловно.

- Как объяснил капитан, он хотел продолжить плавание?

- В первом своем сообщении, в пятницу, он доложил, что серьезных поломок нет, никто не пострадал. Он был уверен, что «пережил» встречу с наркоконтролем и может продолжать путь.

- Что ввело его в заблуждение?

- Никто с точностью до сих пор не может сказать, было ли это заблуждением. Прекрасная подготовка нападавших, современное оружие, маскировочные средства, внешние отличия.

- Так были отличия?

- На спинах - «POLIS», на отходившей, удалявшейся лодке - «Polis».

- Когда вы узнали о том, что люди серьезно получили увечья?

- Лишь в понедельник. Экипаж обратился к врачу, исполнял все рекомендации, ушибы, небольшие ранения уже подживали. Я потребовал подробный рапорт, который пришел во вторник. Судно было к тому времени уже в Северном море. Кстати, узнав о происшествии, я немедленно связался с администрацией флага на Мальте, они дали официальный запрос в Швецию. Скрывать, «заминать» это событие наша компания не собиралась, наоборот — мы потребовали расследования инцидента и объяснения возмутительных действий полиции, обратились и в МИД.

- Оставались ли какие-то неисправности после визита «черной бригады»?

- Не работала кнопка подачи сигнала бедствия. Но достаточно было и другого оборудования, судно могло безопасно продолжать рейс, а в первом же порту захода произвести ремонт. Все системы связи функционировали. Пропали сигнальные буи — да, это выяснилось уже на следующие после нападения сутки. Однако при всем вышеизложенном лесовоз, не нарушая никаких правил, мог идти до порта назначения.

- Что ценного было на борту?

- Ничего особо дорогого. Судовая касса, конечно, с небольшой суммой.

- Когда радары «потеряли» «Arctic Sea»?

- 29 июля.

- Но телефонная связь была! Вы знаете, о чем говорил член команды со шведскими властями 31 июля?

- Я не могу это комментировать.

- Поток предположений и разноречивой инфомации буквально захлестывает СМИ России и Финляндии. В Архангельске, где находится ваше техуправление, газета «Правда Севера» даже опубликовала цитаты из бесед с некими безымянными «работниками морского порта Архангельск», где высказываются, к примеру, следующие предположения: «Бывает, что люди, которым судно перестало приносить ощутимую прибыль, страхуют его на большую сумму, а потом отправляют в дальние страны — перекрашивают, меняют флаг и название. Потом они получают большую страховку...». Или такие: «Судно работало под мальтийским флагом, и понятие «русский экипаж» в этом случае очень странное»; «как это часто бывает, моряки уехали по туристическим визам за границу, там сели на пароход, и концов теперь не найти...».

- Цинизм чудовищный. Понять можно — недостаток информации, как и сон разума, рождает чудовищ. Но оправдать появление такого злого бреда трудно. Неужели нужно и вам объяснять, что все вышеперечисленное — вещи невозможные? Во-первых, это не лодочка с гребцом, а большое судно с экипажем из 15 человек. Будут все вместе дружно прятать в кустах, перекрашивать и угонять по моему приказу, и при этом строго секретно, без утечки информации, посреди Европы, в самое горячее судоходное время? А что насчет команды? Бежали, говорите, «с туристической визой в зубах»? Стыдно. Мне за такие высказывания стыдно. Там же, в Архангельске, их родные. У нас такие экипажи, в которых мы ни на минуту не сомневаемся, это первоклассные люди. Они сейчас в море, возможно, в сложных обстоятельствах. Вернутся — ответят на эту клевету сами. Нам и без того хватает. Но пожалуйста, учтите состояние людей, которые работают у нас в Архангельске, которые разделяют тревогу за членов экипажа, принимают все возможные меры, работают практически круглосуточно. Кстати, периодически получаем и угрозы от властей. Например, звонил представитель российского Федерального агентства морского и речного флота, сказал, что в преддверии вызова в МИД хочет прояснить ситуацию. Но вместо «прояснения» кричал, что компания не может не знать где судно и грозил лишить наше предприятие лицензии — очевидно, чтобы продемонстрировать начальству «принятие мер».

- Как реагируют финны?

- Абсолютно нормально, понимают, какое сейчас напряженное время, анализируют, тревожатся, признают, что произведенные компанией действия правильны.

- Успела ли компания как-то зарекомендовать себя в Финляндии?

- Она внесена в так называемую Золотую книгу бизнеса, куда включаются те организации и предприятия, которые внесли значительный вклад в экономику Финляндии на протяжении всей ее истории.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Михаил Войтенко, главный редактор морского бюллетеня "Совфрахт": "Судно нужно срочно искать всем миром".

- Я уверен, что это было не просто кратковременное нападение на судно. Это был хорошо организованный захват, подобных которому не было в истории флота, – утверждает известный морской эксперт Михаил Войтенко, главный редактор морского бюллетеня «Совфрахт», - Последним разговаривал с судном дежурный офицер береговой охраны Англии 29 июля, когда «Арктик Си» проходил Ла-Манш. Отвечал офицеру либо похититель, либо моряк, которого держали под дулом автомата. Разговор стандартный: «Все в порядке, идем с грузом леса».

Последним же видел судно патрульный самолет Португалии. Испанцы утверждают, что судно не могло пройти Гибралтар незамеченным. Следовательно оно до сих пор находится в Атлантике. И здесь есть три варианта того, что произошло дальше. Первый - не дай Бог, судно уже потоплено после того, как с него сняли груз. Тот самый, из-за которого все это и началось. Что за груз – мы не знаем и - боюсь - никогда уже не узнаем.

Второй - судно до сих пор следует куда-то под дулами автоматов. В то место, где его разгрузят. И третий – прямо в море с «Арктик Си» перекинули груз на другой корабль. А затем судно с россиянами просто бросили. И сейчас оно дрейфует, а экипаж заперт в одной из кают и срочно нуждается в помощи.

Единственное, что можно сделать в этой ситуации – срочно объявить широкомасштабную поисковую операцию, пока еще не поздно. И не с помощью трех-четырех российских военных кораблей – этого слишком мало. Нужно привлекать спасателей из других стран, прочесать Атлантику с помощью спутников и самолетов дальнего действия. Это единственный шанс спасти людей, если они еще живы.

Записал Евгений САЗОНОВ.