Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика2 июля 2009 16:18

Мой дом - не крепость, а труха. Хочу реформу ЖКХ

Как и на что в Калужской области ремонтируют многоэтажки и расселяют аварийные дома
Источник:kp.ru

«У Калуги исторически отношения с жилищно-коммунальным хозяйством как-то не клеились», - блеснул остроумием мой эрудированный знакомый.

Это он про пожары: в 18 веке город пять раз горел дотла. Кроме того, четырьмя веками ранее разрушить форпост Московского государства до основания считали своим долгом многочисленные завоеватели вроде литовского князя Ольгерда и монголо-татар.

Нынешнее состояние жилья в Калуге с последствиями нашествия вражеских орд, конечно, не сравнить. Тем не менее капитальный ремонт домов или снос аварийной рухляди давно кажется чем-то утопическим: желанным, но в реальности маловероятным.

Как и везде в России, скудных бюджетов области и муниципалитетов хватает разве что на латание дыр. Зарождающиеся управляющие компании и товарищества собственников жилья тоже не шибко при деньгах. На лампочки, может, и хватит, а вот крышу перекрыть уже не получается.

В разгар лета Калуга и окрестные города утопают в цветущих зарослях, которые удачно скрывают жилищно-коммунальный декаданс, свойственный, впрочем, практически всем российским городам. Развалины бараков в эту пору даже живописны, вместе с ободранными стенами многоэтажек они успешно конкурируют с античными обломками Акрополя.

По сравнению с Москвой калужская жизнь течет неторопливо. Привычные и бесполезные стенания граждан по поводу текущих крыш и труб давно стали неотъемлемым элементом существования – как восход Солнца или выступление мэра в День Города.

Наверное, калужане обреченно подумывали, что так будет всегда. Или, по крайней мере, до тех пор, пока все не развалится окончательно.

Похоже, уже не развалится. А совсем наоборот. Невероятно, но в конце тоннеля наконец забрезжило. Вопреки бушующему кризису.

«Дождались!»

- Я же на последнем этаже. Обои каждые три года меняла: текло! А в подвале вода. И комары – вот такие! – калужанка Мария Сергеевна возбужденно машет руками.

- А сейчас?

- Не течет! В подъезде стекла небитые. Стояки новые, в подвале сухо. Честно скажу – уж не чаяла. Ведь куда мы только не писали! Видать, не зря. Фонд ЖКХ денег нам на ремонт дал!

В доме женщины недавно сделали капитальный ремонт. Перекрыли крышу, навели порядок в подвале. Как говорится, теперь в доме сухо и комфортно.

Ремонт затронул 343 многоквартирных дома в десяти муниципалитетах Калужской области. Больше 35 с половиной тысяч человек вместе с Марией Сергеевной теперь живут в более комфортных условиях. Потрачен 431 миллион рублей, 278 из которых выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ.

А в двух часах езды от Калуги в поселке Середейский вне себя от радости 50 семей: получили новые квартиры.

В Богом забытом поселке живут бывшие шахтеры. Когда-то тут добывали бурый уголь. Шахту давно закрыли, люди бедствуют в разрушенных бараках. Шикарная, знаете ли, натура для фильмов в жанрах «сюрреализм» и «фантастический триллер». Туалет на улице. Топят дровами. Щели - кулак пролезет. Бараки признали негодными к проживанию лет 15 назад. Некоторые и вовсе развалились.

- Мы подклеиваем, подкрашиваем, замазываем, конечно. Но уже не подкрашивается и не замазывается, - грустно улыбается Елена Давыдова. Елене почти 43. Муж, взрослые дети. В очереди на расселение вставала еще в Советском Союзе – в 1987 году.

Конечно, помочь людям пытались. Даже начали было строить в Середейском большой многоэтажный дом. Брошенные два с половиной этажа и сейчас возвышаются над бараками живописным памятником бесхозяйственности.

Деньги на шикарные двухквартирные дома пришли оттуда же, откуда и на капремонт: из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Свою долю, как требует закон, добавила область.

Счастливчики готовятся завозить мебель и снова и снова меряют шагами жилплощадь. Радуются пластиковым окнам – не надо утеплять на зиму! санузлу, компактному итальянскому газовому котлу отопления и подогрева воды.

Сборные дома делают на местном производстве на немецком оборудовании при спичечной фабрике в Балабаново. Производитель обещает, что в самые суровые зимы жильцам не придется много тратиться на газ: дома построены с использованием энергосберегающих технологий.

Был в окрестностях Середейского заболоченный пустырь, а теперь – жилой квартал с иголочки.

В будущем году таких домов станет в поселке еще больше. Уже принято решение о строительстве второй очереди: в Середейском снесут старые бараки, а на их месте построят несколько уже 12-квартирных сборных домов.

- Мы не могли поверить, что наша жилищная проблема вот-вот решится. Ведь столько лет ждали, - делится впечатлениями семейство Бутузовых. – В прошлом году нам сказали, что дадут квартиру, а сейчас уже получили ключи. Слава Богу, дождались!

Квартиры для расселения аварийного жилья строят не только в Середейском. Еще в Калуге. В Сухиничах, Кирове (есть такой город и в Калужской области), Кондрово, Ермолино. Расселяется сразу 105 аварийных домов, 1345 человек обрели или вот-вот обретут новую крышу над головой.

- Работает система! - радуется начальник отдела развития жилищного строительства У Министерства строительства и ЖКХ Калужской области Виталий Малофеев. – И ведь строительным фирмам выгодно: в кризис-то остались без заказов. А мы им платим реальные деньги, полученные из Фонда ЖКХ.

- А я слышал, что застройщики от программы расселения аварийного жилья нос воротят: предлагаемая цена за квадратный метр определена Минрегионом и вроде как низковата?

- Осенью мы предлагали застройщикам по 41 тысяче за метр. Многие компании отказались: мол, мы и по 55 тысяч продадим. Но две организации согласились. А сейчас, весной, к нам приходят те, отказавшиеся застройщики. Купите, говорят, жилье по любой цене! Поняли, наконец, что на эти деньги можно достроить дом и не стать банкротом.

Виталий Малофеев показывает почти готовую девятиэтажку в городке Сухиничи. В доме вовсю идут отделочные работы, сдача намечена на август:

- 72 квартиры. 59 из них выкуплены нами для расселения аварийного жилья.

Эта девятиэтажка считалась брошенной стройкой. Начинали ее строить в незапамятные времена, но довести до ума так и не смогли. А появились деньги из Фонда ЖКХ – работа вновь закипела. Маляры да отделочники «шуршат» круглосуточно. В прежние времена, помнится, работали по-другому – час работаем, два курим. Тут ни намека на подобное.

- Они же заинтересованы скорей закончить работу! – объясняет Малофеев. – Ведь, как требует закон, мы выплатили застройщику только аванс. Основную часть фирма получит после сдачи объекта. Потому работяги и крутятся!

Кто последний в ТСЖ

После поездок по Калужской области возникает устойчивое ощущение, что все здесь случилось «вдруг». Как в бесхитростном романе, автор которого не гнушается затертыми штампами.

Жили себе калужане с текущими крышами да в аварийных бараках, как вдруг... Закипели ремонт и строительство. И в данном случае «роман» получается что надо.

Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы выявить причинно-следственную связь: «чудесные превращения» в Калужской губернии связаны с работой Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Беспрецедентная сумма в 240 миллиардов рублей, которую Фонд по частям перечисляет в регионы, начала работать.

Не просто так перечисляет – на особых условиях. Созданы в муниципальном образовании ТСЖ, где хозяева – сами собственники квартир, а не ЖЭКи, работают на местном рынке ЖКХ частные фирмы – получите деньги на капремонт. Живете по старинке, вне рыночных отношений – извините.

Условий финансирования несколько, все они перечислены в Федеральном законе №185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

Конечная цель реформы – сделать сферу ЖКХ рыночной отраслью, где за право отремонтировать нам крышу будут бороться несколько фирм. А мы – собственники, сами выберем, какая именно контора и за какие деньги сделает нам ремонт.

Образно говоря, «отреформированная» ЖКХ – это когда сантехник приходит трезвый, чисто выбритый и по первому требованию. Потому что зависит от ваших денег,

- С появлением Фонда ЖКХ у нас в девять раз увеличилась доля домов, где жильцы выбрали непосредственное управление собственностью. В три раза выросло количество ТСЖ, - сыплет цифрами заместитель министра строительства и энергетики Калужской области Елена Василькова. – В июле 2007-го доля ТСЖ по области составляла всего 0,2%, представляете? А сейчас – 4,5%, а в городах до 10-30%. Люди поняли, что управлять своим жильем выгодно.

Вполне себе прогрессивный Жилищный кодекс в России приняли аж в 2004 году. А реформа реально заработала только в 2008-м, когда первые транши из Фонда ЖКХ ушли в регионы.

- Ну, прямо как в сказке, - щурится на солнышке Мария Сергеевна, довольная член одного из калужских ТСЖ. Крыши и трубы в доме не текут – ей и хорошо.

Ложка дегтя и что с ней делать

В правительстве Калужской области исключительно неправильный министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства - Александр Болховитин.

Классический чиновник, к которым мы привыкли – он упакован в строгий костюм с галстуком. Взгляд – государственный. В голосе – выраженная озабоченность судьбой Отечества. Интонация ровная. С журналистами строг, говорит отточенными и не очень понятными фразами.

А Болховитин говорит доходчиво, взгляд - горящий, планов – громадье. Вдобавок ему всего 38. Больше похож на успешного менеджера с хорошим образованием и практическим опытом. Впрочем, он и есть менеджер. Только государственный.

- Вы себе не представляете, насколько все сдвинулось с мертвой точки с появлением Фонда! – с жаром говорит Болховитин. – Любые превосходные степени будут недостаточными. Капремонт, который мы провели за истекший год, раньше проводили за пятилетку. Конечно, на все сразу денег не хватит. Комплексность – пока только мечта. Но самое необходимое делаем – крыши, подвалы, коммуникации. Еще вот начали ставить приборы учета – общедомовые счетчики. А еще расселяем аварийное жилье.

Сейчас Калужская область готовит очередную заявку в Фонд ЖКХ. Но ведь ресурсы Фонда не бесконечны. Решительно лью ложку дегтя в бочку министерского ликования:

- В конце 2011 года Фонд будет планово расформирован. С самого начала было ясно, что абсолютно на все дома денег не хватит. Да и те, что отремонтированы сейчас, спустя годы придется латать заново. Как быть?

- Будущее за «длинными» банковскими кредитами. Да, пока наши банки панически боятся вкладывать в ЖКХ: «Ремонт жилья? Что это вообще такое?!» Но так будет не всегда.

Уже сейчас можно поднять платежки и убедиться, что в ЖКХ крутятся неплохие стабильные деньги – ведь жильцы исправно вносят квартплату. Часть квартплаты – это взнос на капремонт. Но пока из этих крох соберется нужная сумма! А если банк даст «длинный» кредит, ремонт можно сделать прямо сейчас, расплачиваясь за него понемногу несколько лет.

Почему нет? Именно так в ЖКХ «долгие деньги» работают в Германии, других странах. Только нужно внедрить законодательно механизмы, обременяющие квартиры этим платежом. Чтобы можно было продавать жилье вместе с этим бременем.

- И тогда можно будет обойтись без бюджетных вливаний в ЖКХ?

- Именно. Или минимизировать их. А Фонд ЖКХ мог бы продолжить свою работу - в роли государственного гаранта и компенсатора части процентных ставок по таким кредитам.

Итого

Похоже, впервые в новейшей истории страны мы наблюдаем в отрасли мощнейший рывок вперед. ЖКХ не будет больше бездонной бочкой для бюджетных денег.

ЖКХ, как недавно напомнил вице-премьер правительства Дмитрий Козак, это 25 процентов всей российской экономики.

В отрасль активно приходит бизнес, появляется здоровая конкуренция, внедряются энергосберегающие технологии. Все больше жильцов сами решают, что именно должно измениться в их доме.

Российскому правительству, Фонду ЖКХ, всем работникам этой сферы предстоит сделать еще невероятно много, но все кривые жилищно-коммунальные дорожки уже позади. Законы стали работать.

Еще немного - и образцовые подъезды, где чисто и красиво, перестанут быть экзотикой. То, что казалось несбыточной мечтой, на глазах трансформируется во вполне конкретные, сугубо прагматичные планы. А пьяные сантехники-неумехи и хамоватые диспетчера аварийной службы будут существовать только в анекдотах. Какой еще пьяный сантехник, когда это я – владелец квартиры, вместе с соседями его нанял на работу? Мигом найду другого.

Хорошо будет, правда?

А то, что так и будет, нет никакого сомнения.

- Еще бы нам всем не использовать уже в отношении ЖКХ слово «реформа», - предлагает калужский министр Александр Болховитин. – Люди слышат о реформе и думают: «ну вот, опять…» Наелись. Реформа – это кардинальная смена устоев, революция. А мы уже, что надо, сменили. У нас хороший Жилищный кодекс. Так что реформирование пора заканчивать. Пора работать. Внедрять, исполнять, оптимизировать.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным на начало июля 2009 года положительное решение о выделении средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда 79 субъектам РФ принято на общую сумму более 142 млрд. рублей (с учетом софинансирования субъектов – 195,5 млрд. рублей), что позволит отремонтировать 67,6 тысячи домов, улучшив условия проживания 9 млн. человек и расселить 8012 аварийных домов, где проживает около 150 тысяч человек.