Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды28 июня 2009 17:17

Московский кинофестиваль: Все призы снова забрали «свои»

31-й ММКФ завершился очередным триумфом российского кино [видео]

За шесть последних лет российские фильмы четырежды удостаивались главных призов Московского фестиваля: в 2004-м здесь победили "Свои" Дмитрия Месхиева, в 2005-м - "Космос как предчувствие" Алексея Учителя, в 2007-м - "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой.

В 2009 «Золотой Святой Георгий» достался Николаю Досталю (сериалы «Штрафбат» и «Завещание Ленина») за ретродраму «Петя по дороге в царствие небесное», чье действие разворачивается в последние сталинские денечки на советском лагерном Севере. Главный герой фильма – юный городской сумасшедший, попавший в молотилку Большой Истории. Жюри под председательством Павла Лунгина (в него также входили казахская актриса, украинский киновед, индийский режиссер и английский продюсер), видимо, сочло этот сюжет вечно актуальным для России, в которой традиционная любовь к дурачкам никогда не мешала их массовому истреблению.

К сведению читателей: французы и немцы выигрывают Каннский и Берлинский фестиваль не чаще одного раза в 20 лет. Даже в коррумпированной и политизированной Италии венецианского «Золотого Льва» местной картине не давали с 1998 года. На Московском же фестивале, по наивности считающемся международным, в этом году едва ли не все призы достались отечественным фильмам.

Каждой из трех наличествовавших в конкурсе российских лент жюри щедрой рукой выписало по призу. Так, второй по важности Спецприз жюри отошел еще одной российской ретродраме - «Чуду» Александра Прошкина. Вновь на экране дремучая советская провинция и смутные 1950-е годы, в которых, несмотря на социалистическое мракобесие, оказывается, случались и религиозные просветления самого духоподъемного свойства.

Сработанная под мучительный документальный фильм «Палата № 6» Карена Шахназарова удовлетворилась наградой за лучшую мужскую роль. Владимир Ильин сыграл в нем чеховского доктора, пополнившего ряды пациентов психушки, в которой работал. Приз же за женскую роль присудили несовершеннолетней Лене Костюк – юной героине «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой (этот русскоязычный фильм представлял в конкурсе дружественную Украину). Повествование о горькой судьбе детей-беспризорников жюри международной кинокритики справедливо сочло лучшим на фестивале, отдав ему приз ФИПРЕССИ. Награда же за женскую роль, выданная Большим жюри несовершеннолетней непрофессиональной исполнительнице, конечно, является утешительной. Но поскольку никто не верил, что Муратовой вообще что-то светит на ММКФ, то и за подобное «утешение» жюри нужно сказать большое человеческое спасибо.

Приз за режиссуру - единственный не доставшийся нашим соотечественникам – ушел к мексиканке Мариане Ченильо за картину «Пять дней без Норы», которая была на ММКФ отнюдь не единственной достойной награды. В частности, уехали из Москвы с пустыми руками авторы любопытной израильской картины «Муки в огне», едва ли не впервые рассказавшей о разрушительных последствиях Холокоста в душах переживших его евреев. И это при том, что выходцы из Вышнего Волочка Лина и Слава Чаплины – тоже отнюдь не чужие нам люди.

Второй по значению конкурс «Перспективы» выиграл грузинский фильм «Зона конфликта» Вано Бурдули. В его основе - реальные события 1990-х годов, превратившие бывшую советскую республику в сплошную «зону конфликта». Стремление поддержать некогда выдающуюся грузинскую кинематографию и сгладить конфликтность в отношениях братских народов чувствуется и в решении организаторов ММКФ вручить приз за вклад в киноискусство классику советского кино Резо Чхеидзе. Его фильмы «Наш двор» и «Отец солдата» показывались на фестивале в рамках большой ретроспективы «Кино Грузии. От "Клятвы" до "Покаяния"».

Кадры из фильма-победителя "Петя по дороге в царствие небесное":