Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество16 сентября 2008 22:00

Многие говорят: «У меня все неплохо, но до чего страну довели, сволочи!»

Писатель и историк Александр Горянин не согласен с теми, кто рисует положение дел в России черными красками
К орлу вместо звезды россияне уже привыкли, но гордиться новой страной еще не научились...

К орлу вместо звезды россияне уже привыкли, но гордиться новой страной еще не научились...

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Александр Горянин хоть и принадлежит к старшему поколению, но, как говорится, молод душой похлеще иных двадцатилетних. Ни на что не жалуется и утверждает, что наш народ самый везучий в мире, а Россия сейчас чуть ли не на пороге эпохи Возрождения.

С Горяниным мы встретились вечерком у станции метро «Арбатская». На улице, как обычно, горланили песни неряшливые подростки. Кто-то собирал в шляпу деньги. Горянин уверенно достал кошелек: «Молодым помогать надо!»

«Мы самые удачливые в мире»

- Александр Борисович, и вот эту российскую действительность вы так хвалите?! Тут нищие музыканты, а чуть дальше старушки и бомжи милостыню просят. Чему радоваться то?!

- Я не говорю, что мне нравится все происходящее. Но что Россия - самая удачливая страна в мире, нет никаких сомнений. Представьте себе маленький этнос - наших предков, которые оказались в глухом углу Восточно-Европейской равнины 15 веков назад, в лесах и болотах, вдали от морей. К тому времени мировые центры цивилизации давно сложились. Казалось бы, шансов никаких. И тем не менее именно наш народ занял самое большое место на глобусе. Именно Русь дошла до Тихого океана - не скифы, не сарматы, не хазары. А в XX веке мы победили два самых страшных в мировой истории тоталитаризма - германский и свой собственный. Сейчас у России перспективы куда лучше, чем у большинства стран мира. И наши беды преодолеваются гораздо быстрее, чем все думали. В эпоху Возрождения в Италии тоже никто не догадывался, что живет в период расцвета. Макиавелли тогда объявлял Италию униженной и растоптанной.

- А разве это не так? Да вы посмотрите, сколько людей не могут себе жилье купить, инфляция о-го-го!

- Я много езжу по стране, картина очень пестрая. Я бы не сказал, что пол-России прозябает в нищете. Конечно, есть депрессивные территории, где рухнули градообразующие предприятия. Но зачастую люди, живущие в экстремальных условиях, со временем преуспевают больше, чем те, у кого жизнь комфортнее. Инфляция есть во всем мире, и люди не могут купить себе жилье не только у нас. Для сравнения, в Берлине в собственных квартирах живет только 16% населения, а у нас благодаря приватизации жилья - порядка 70%.

- Вот только народ наш вымирает и, по мнению экспертов, лет через 15 мы не сможем прокормить своих пенсионеров.

- Обычно это говорят прямо через запятую после утверждения, что у нас люди не доживают до пенсии. Структура населения в России сейчас самая благоприятная: у нас 90 млн. людей в трудоспособном возрасте. Такого не было в России никогда. Поэтому до ситуации, когда работающие не смогут прокормить пенсионеров, нам еще очень далеко. Есть запас времени и на исправление демографической ситуации.

- Ну а тот факт, что, кроме нефти и газа, у нас по сути ничего в стране не осталось? Другие отрасли либо стоят, либо хромают.

- Это прямо фраза из газеты «Правда» - «у нас все стоит». Да в России, например, никогда не производилось столько автомобилей, сколько сейчас! А ведь это множество смежных производств: комплектующие, резина, пластмасса. Просто нефть благодаря серьезному скачку цен на мировом рынке заняла очень большое место в структуре российских доходов. Ну, и слава богу, ведь эти средства в том числе направляются и в другие отрасли. Так, принят долгосрочный план по инвестированию 14 триллионов рублей в дорожное строительство. Это же немыслимая сумма, а сколько задействуется смежников! Если план будет реализован, Россия приблизится к канадским показателям оснащенности дорогами.

- А когда нефть кончится, что делать будем?

- Это все обывательские разговоры да прогнозы международных экспертов, которые на самом деле ничего не знают, но получают огромные зарплаты. Нефть не кончится. Говорю это как бывший геолог. По площади перспективных территорий Россия не имеет себе равных. Если вы сядете в самолет из Петербурга в Магадан, то по 60-му градусу северной широты фактически все время будете лететь над нефтегазовыми провинциями. Понятно, что надо вести поиск и разведку, но сейчас у государства есть для этого возможности. Еще более смешны те, кто говорят, что нашу нефть не надо продавать. А вот произойдет в мире переход на альтернативное топливо, кому мы тогда ее продадим? Продавать надо, пока покупают! Да еще по огромной цене. Это наша большая историческая удача.

«Нытье - очень русская привычка»

- То есть живем мы, по-вашему, все лучше и веселее?

- А разве это не бросается в глаза? Просто те, кто говорят, что у нас все плохо, доминируют, особенно в экспертном сообществе. Такие «эксперты» знают, что за пессимизм с них никто не взыщет. А вот если они станут подчеркнуто оптимистичны, это поставит под сомнение их профессионализм. Точно такая же привычка и у нашей прессы. Вы посмотрите, в России сейчас в два раза больше музеев, чем во времена СССР, хотя в 90-е годы их практически бросили на произвол судьбы, перестав финансировать. Театров тоже больше. Количество студентов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с пиком советского периода - сейчас их около 8 миллионов. Это не признаки умирающей страны.

- С чего же тогда столько недовольства? Ведь уровень жизни населения мало-помалу, но все же растет.

- Недовольство - нормальная вещь, один из двигателей прогресса. Но оно может быть и опасным. Есть старая мудрость: «Восстают обычно не голодные, а сытые, которых уверили, что их обносят едой». Роковые события всегда начинаются в нелогичное время. За три месяца до февраля 1917-го все знали, что до победы над немцами рукой подать, политическая жизнь дремала. Но вдруг на ровном месте началась раскачка ситуации, а затем большие снегопады на несколько дней нарушили подвоз продовольствия в Петроград. И сразу же пошли искусно организованные «голодные бунты», нападения на винные склады. После чего выяснилось, что запасные полки в петербургских казармах развращены теплым тылом и готовы поддержать переворот, лишь бы избежать отправки на фронт. И тысячелетнее государство пало. Те, кто его крушили, кончили плохо, либо до конца дней ужасались тому, что натворили. Но ужасались не вслух - это было опасно.

Очень важно не допускать самой возможности подобных ситуаций. В том числе не нагнетать истерик о бедности. Настоящую бедность можно увидеть в странах Азии, ее невозможно даже сравнивать с российской. И тем не менее пессимисты у нас преобладают. Почти каждый на вопрос «как дела?» ответит: «У меня дела неплохо, но до чего страну довели, сволочи! Как народец-то живет, вы только за МКАД отъедьте!» Нередко такое слышишь от людей, которые сами за кольцо не выезжают, а на отдых летают за границу. Говоря так, они создают алиби своей фальшивой гражданственности.

- Но такой точки зрения придерживаются и весьма образованные люди, те, кого принято называть интеллигенцией.

- У интеллигенции сейчас в моде не просто скептическое, а язвительно-скептическое отношение к собственной стране. Оно не то чтобы беспочвенно. Есть множество поводов для справедливых претензий - коррупция, некомпетентность, закачка мигрантов (как будто мало своих безработных), природа вокруг городов утопает в мусоре. Кто-нибудь предложил сделать лечение женского бесплодия бесплатным? Интеллигенция должна быть своего рода теневым кабинетом. Предлагайте решения! Вместо этого часть интеллигенции попросту отказывает новой России в легитимности. Находить в нашей стране что-то положительное стало у многих дурным тоном. Это сходит за оппозиционность. Неконструктивные стенания и завывания подрывают дух нации, вселяют пессимизм.

- И к чему это может привести?

- В свое время такие настроения привели к падению СССР. Союз рухнул не по экономическим или внешнеполитическим причинам, а потому, что стал непереносимым раздражителем для всех образованных слоев, и в решающий миг у него просто не оказалось защитников. К середине 80-х стало признаком умственной ограниченности отзываться без насмешки обо всем советском, даже о том положительном, что у нас было в науке, производстве, социальной сфере, образовании. На подобные настроения сложилась мода, а мода - это сила, противостоять которой почти невозможно. Устранение Горбачевым цензуры равнялось устранению фактора страха. СССР утратил легитимность в глазах собственного населения и рассыпался.

- То есть вам жаль распада Союза?

- Только на личном уровне. Но необходимо признать: его развал произошел вовремя. Вдумайтесь: в Узбекистане по переписи 1926 года было 4,5 млн. жителей. Сейчас - 28 млн. В 2050 году, по прогнозам, будет 60 млн. И это только одна республика бывшего Союза. Россия освободилась от огромной, совершенно не нужной нам ответственности за народы, вполне дозревшие до самостоятельного существования.

- Значит, при СССР народная критика была благом, а сейчас она может обернуться злом?

- Советская пропагандистская машина не умела работать в дискуссионном режиме, свобода слова мигом выявила ее дряблость. Она была подобна человеку, много лет проведшему в гипсовом корсете, у него атрофируются целые группы мышц. Сегодня страшна не критика, а безответственность. Да, нужно совершенствовать строй, в котором мы живем, да, надо бороться с коррупцией. Но о чем можно говорить, когда общественности внушают, что «в этой стране никогда ничего не будет»? Внушают несмотря на то, что только за последние 20 лет у нас столько всего произошло, что вполне можно было заметить, что в «этой стране» кое-что все же может быть. Нашим СМИ стоит поучиться у своих западных коллег, у них пессимизма не бывает. Поводы есть, а пессимизма нет. В России же самый расхожий телевизионный образ россиян - нищие пенсионеры с жалобами на протекающую крышу. А помните искусно вброшенный в СМИ слух, будто массовый опрос в школах показал, что девочки мечтают стать валютными проститутками, а мальчики - бандитами? Поиски следов этого опроса ни к чему не привели, однако в это уверовало огромное количество людей. Большинство аудитории не ставит подобные байки под сомнение. Люди убеждают себя: «Это официально напечатано в газете, это вынуждены были признать по телевидению».

- Может, пора вводить цензуру?

- Ни в коем случае. Но как бы внушить некоторым известным журналистам, что хамство - не синоним критики? Всего одна цитата: «Кремлевская власть может насиловать свой народ-богоносец как хочет в особо циничной и извращенной форме...» В одной фразе оскорблены и власть, и народ. Пусть завеса жалости скроет имя автора.

Безответственность - одна из наших главных бед. Почему Англия в XIX веке смогла сформировать прототип современной демократической прессы? В частности, благодаря закону «О навешивании ярлыков», который, казалось бы, ограничивал свободу прессы. Борясь с общественным злом, журналисты были не вправе голословно назвать кого-то бессердечным негодяем, зато можно было сообщить в газете, что у господина такого-то слуги спят на полу, и это говорило обо всем. Нельзя было утверждать, что правительство предает интересы страны, но можно было изложить достоверные факты так, чтобы читатель сам пришел к подобному выводу. Закон заставил журналистов писать настолько предметно и осмотрительно, чтобы они могли отстоять свою точку зрения в любом суде.

- А, может, проблема в том, что мы просто нытики?

- Да, нытье - очень русская привычка. Кстати, еще испанцы большие нытики.

«Страна, как клетки в организме, должна постоянно обновляться»

- Ну и как же подбавить народу оптимизма?

- Воздействовать на общественное сознание сложно, но можно. Правда, никто особо не пытается. Даже таким простым средством, как социальная реклама - чтобы не мусорили, не делали аборты.

Еще одна проблема - мы до сих пор живем без разделяемого большинством образа своей страны. А его просто необходимо формировать. Нужно поднять дух нации, мы должны поверить в себя, в свои силы, в свое государство. И это не такая уж невыполнимая задача. Поднять дух нации проще, чем экономику, а с подъемом духа растет все.

- Какой лозунг у нас сейчас может быть?

- «Повторное освоение России». Первоначальное ее освоение было огромным подвигом нашего народа - взгляните на глобус. Но к задачам, которые когда-то были выполнены, сейчас во многом надо возвращаться заново. Эта формулировка включает в себя все: и преодоление демографического кризиса, и хозяйственное переустройство. Страна, как и клетки в организме, должна постоянно обновляться.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Александр Борисович ГОРЯНИН - публицист, писатель, историк. Автор книг «Разрушение храма Христа Спасителя» (Лондон, 1988 г.), «Мифы о России и дух нации» (Москва, 2002 г.), соавтор учебника «Отечествоведение» (Москва, 2004 г.).