Премия Рунета-2020
Воронеж
+8°
Boom metrics
Общество28 августа 2008 22:00

Воронежский десантник погиб в Грузии

За три часа до ранения Артем Хромов позвонил родным: «Тут так хорошо: обстрелов уже нет...»

Пять дней ада в Южной Осетии растянутся горем на целые жизни - для тысяч людей. 21 августа трагедия пришла в Воронеж. На блок-посту наших миротворцев в Гори погиб 21-летний Артем Хромов. Десантник умер в госпитале от огнестрельной раны живота.

...Мы пришли к Хромовым на другой день после похорон. Нас даже не спросили, кто мы: молча усадили за поминальный стол.

Артем всегда хотел в армию. Окончил школу, отучился в ПТУ на штукатура и - вот он, призыв. В декабре 2005-го розовый от счастья и холода парень влетел на кухню: «Мамка, я в десантники иду!»

- Отслужил год срочки и подписал контракт. Мы его уговаривали: хватит, возвращайся, на работу устроишься. Он хотел продлевать контракт еще на пять лет и остаться военным насовсем. В декабре собирался жениться, квартиру купить по ипотеке. Вот и нашел себе квартиру... - младшая сестра Маша прижимает к груди мать. От слез уже не истерика - судороги.

Рядовой Хромов служил в Иваново. 98-я воздушно-десантная дивизия, 247-й парашютный полк. Контрактников оттуда поставляют в горячие точки.

- Говорили, отправят в Абхазию. Мы были наготове, но дали отбой, - рассказывает сослуживец Артема Саша Смирнов. - А когда началась война в Осетии, в тот же день начали формировать батальон для отправки. Артем пошел добровольцем.

Он позвонил сестре. Попытался успокоить: «Не говори маме. Скажи, на учения в Новгород послали...» Маша побледнела, отключила телефон и - сказала.

- Господи, да я бы и так догадалась! По телевизору ведь передали: отправили Ивановскую дивизию, - задыхается от горя мать.

Когда батальон доехал до Беслана, Артем позвонил: «Мама, тут такие горы!» После 13 дней мать и сестра не могли ему дозвониться. А 21 августа он отозвался сам.

- Да не волнуйтесь: обстрелов уже нет, все спокойно. Зато куча персиков и винограда! - заливался родной голос. И добавил: «Мы еще на месяц задержимся...»

У Хромовых отлегло. Главное - там спокойно. И персики... Обрадовали двоюродного брата Темы, Алексея. Двухметровый мужик опустился на колени перед иконой и перекрестился.

А на следующее утро, 22-го, в пятницу, снова звонок: «...погиб при исполнении...» Кто погиб? Там же не стреляют!

...Потом им рассказывали: около шести вечера, через три часа после разговора с родными, Артем получил огнестрельное ранение в живот. Его привезли в госпиталь, но спасти не удалось, в 11 ночи парень умер. «Неосторожное обращение с оружием», - объяснили военные. Я пыталась выбить из них хоть что-то, но все боятся подвести следствие и покуситься на его интересы. Наконец один из них немного растолковал: вроде кто-то потянулся к автомату, а тот не стоял на предохранителе и патрон был загнан в патронник. Пальцы соскользнули на спуск... Но кто потянулся: Артем или кто-то другой?

- Героизма там не было, - замечали третьи. Мол, медаль за такое не положена.Да бог с ней, медалью. А героизма ТАМ - так ли уж не было?

Кстати

«Груз-200» придет через неделю?

Смерть близкого человека не только горе, но и большая бюрократическая проблема. Хромовы всерьез боялись, как бы не пришлось хоронить Тему аж на девятый день! Маша говорит: в военкомате обещали доставить тело брата не раньше 28-го.

- Через сутки после гибели Артема привезли в Ростов-на-Дону. И там он... застрял. У нас нет машины и нет денег нанять ее! Мы обращались в военкомат. Там ответили: у нас тоже нет машины.

- Транспорт нашли ребята-ивановцы, сопровождавшие «Груз-200», - хмуро поясняет двоюродный брат Алексей Бублик. - Заплатили деньги, которые собрали в дивизии для родственников. И 25-го в 22.10 гроб стоял у подъезда.

В областном военкомате все объяснили очень просто и - по закону.

- За доставку таких грузов отвечает командир части, а мы - только за захоронение, - говорит Юрий АЛЯБЬЕВ, начальник четвертого отдела. - С Артемом возникла заминка из-за того, что ждали проведения экспертизы. Тело планировали отправить в Воронеж либо 25-го, либо 27-го - в зависимости от того, когда она закончится.

...На кладбище стало плохо отцу Темы Юрию Алексеевичу. Его увезли в больницу прямо с могилы сына. Родные говорят, «Скорую» ждали полчаса.