Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ23 января 2008 22:00

Пленные немцы отстраивали Рязань по образу родных городов?

Историки делают выводы о сходстве рязанских построек с образцами немецкой довоенной архитектуры
Рязанский кинотеатр "Родина" выполнен в "Большом стиле", любимом вождями третьего рейха

Рязанский кинотеатр "Родина" выполнен в "Большом стиле", любимом вождями третьего рейха

Фото: Николай МАЛЬЦЕВ

Лагерь для себя немцы строили сами

По мнению историка Андрея Блинушова, председателя рязанской историко-правозащитной организации «Мемориал», через Рязанскую область прошло не менее 10 тысяч немецких военнопленных. Первый поток хлынул уже в 1941-м – после боев на южном фланге обороны столицы, затронувших Ряжск, Михайлов, Скопин.

Первый крупный лагерь для военнопленных был организован на территории поселка Ворошиловка – там, где в наши дни расположена колония строгого режима. Строили бараки сами немцы, в чистом поле, огороженном колючей проволокой. Второй лагерь, ставший центральным, находился в квадрате между поселками Дягилево, Недостоево и микрорайоном Канищево, на месте современной промзоны. Лагерь быстро «оброс» лесопилкой, кирпичным заводиком, бетонорастворным узлом, где трудились пленные. Впоследствии тут же образовалось и самое крупное кладбище военнопленных.

Лагерь имел 14 отделений на территории Рязанской области. Торфяные разработки на месте нынешнего Касимовского и Клепиковского районов, строительство ватной фабрики в Туме, возведение оборонных объектов на территориях, сопредельных с Мордовией, добыча бурого угля на скопинских шахтах…Прибывших немцев распределяли по отделениям, либо оставляли в центральном лагере.

В Германии видели здания-близнецы рязанских построек

Не так сильно, как некоторые другие российские города, но все же Рязань пострадала от войны: в 1941 году на город было совершено 18 налетов, сброшено 320 бомб. Часть была направлена на Дягилевскую железнодорожную станцию; несколько бомб было взорвались в Мервине. Немецкие военнопленные «заглаживали вину», восстанавливая разрушенные при бомбежке дома и строя новые. Это было одним из условий их «контрибуции».

В Приокском поселке, по улице Октябрьской, тянутся двухэтажные домики с необычной формой крыши, которые смотрятся «чужеземцами» среди прочих построек. Они спроектированы и возведены руками немецких архитекторов, инженеров, строителей. Пленные создавали их, вспоминая архитектуру родных городов.

Часть «немецких» домиков сохранилась и на проезде Щедрина, ведущем от Рязанского Государственного университета вниз, к улице Грибоедова. Минуя перекресток с улицей Вознесенского, такие дома можно увидеть и по левой, и по правой стороне проезда.

Есть в Рязани здание с интересной историей – кинотеатр «Родина». Решение о его строительстве было принято в 1938 году, но фактически работы были начаты в 1945-м, а закончены – в 1947-м. Поскольку в строительстве также принимали участие военнопленные, долгое время считалось, что «Родина» была спроектирована немецким архитектором. Эту версию подтверждает и тот факт, что в довоенной Германии, в больших городах, и в самом деле строили похожие здания – этот архитектурный стиль называется «Большим», его очень любили вожди третьего рейха. По словам историка и краеведа Игоря Канаева, дом - точная копия кинотеатра - и сейчас сохранился в пригороде Бремена. Андрей Блинушов также рассказывает, что, путешествуя по Германии, он неоднократно встречал очень похожие на «Родину» строения в самых разных уголках страны.

Однако исследователю Владимиру Лапицкому, в ходе серьезных поисковых работ, удалось выяснить, что стиль, на самом деле, зародился в России – в 20-х годах прошлого столетия, и уже оттуда пришел в мировую архитектуру. По его версии получается, что германские здания строились «по образу и подобию» русских, а не наоборот.

Немало промышленных предприятий Рязани также было построено руками военнопленных. Они же устанавливали в цехах трофейное оборудование, которое в конце войны и в послевоенные годы приходило прямиком из Германии. Так был построен завод ТКПО и Станкостроительный завод, у которого своя интересная история. Игорь Канаев рассказывает, что, якобы, по некоторым данным, в 44-м году было принято решение о строительстве в Рязани танкостроительного завода. Специально для этого в Рязань прибыла крупная партия военнопленных, которые рыли огромные котлованы, забивали сваи... Но позже «наверху» решили, что танкостроительный завод в Рязани не нужен: большой опыт по созданию танков уже накоплен на Урале. Поэтому к названию нового завода прибавили одну букву – «с», и предприятие стало выпускать станки.

Конвоиров доставляли в целости и сохранности

На каких бы объектах ни трудились немецкие военнопленные, они всегда работали качественно, на совесть: это признавали потом и наши архитекторы. Недаром все их постройки дошли до наших дней в сносном состоянии.

Ни разу не возникло и серьезных беспорядков в лагерях немецких военнопленных, несмотря на тяжелые условия проживания. Даже наоборот. Известен, например, такой забавный случай. Группа военнопленных работала на ликероводочном заводе, что на улице Павлова. Сопровождающих их конвойные из НКВД не упускали возможности «согреться» местной продукцией, и однажды перебрали так, что просто не держались на ногах. Однако немцы не воспользовались шансом на побег: они собрали рассыпанные по полу автоматы, подхватили под руки своих конвоиров, провели их через весь город и сдали лагерным охранникам целыми и невредимыми. Те даже не сразу поняли, что происходит. Увидев группу немцев, окружившую конвой, они подняли в ружье целый взвод, решив, что пленные взяли заложников. К счастью, все закончилось благополучно. Правда, несколько побегов за всю историю существования Дягилевского лагеря все-таки произошло.

Чтобы спастись от голода, муку выносили в ватниках

Главным испытанием для военнопленных был, конечно, голод. Каждый день колонны изможденных людей в сопровождении конвойных шествовали через город на рабочие объекты. Старожилы Приокского поселка вспоминают: мальчишки сопровождали движение этих колонн свистом, выкриками. Но почти всегда находились и такие люди, которые кидали в толпу военнопленных…куски хлеба. Даже в ту пору, когда никто не ел досыта, вид истощенных до предела «врагов» вызывал у рязанцев жалость.Пленные по-разному старались спастись от голода. Те, кто работал на мукомольне, выпарывали из ватников ватин и набивали вместо него муку: чтобы потом, в лагере, приготовить самодельные лепешки.

Военнопленные, которые монтировали промышленное оборудование на предприятиях, старались сберечь каждый бесхозный брусочек металла. Среди них было немало умельцев, которые изготавливали различные ножички, зажигалки. Эти «сувениры» потом выменивались у местного населения на хлеб. Посредниками служили дети, которые шныряли везде, тогда как взрослых людей охрана старалась к зоне не подпускать. В некоторых рязанских семьях – в особенности бывших чекистов – эти немецкие зажигалки хранятся до сих пор, и притом, говорят, находятся в рабочем состоянии.

В 46-47 годах, когда содержание военнопленных заметно улучшилось, случалось, что и немцы делились своим пайком с теми рязанцами, которые голодали в послевоенные годы. Вообще, отношения у пленных с местным населением в ту пору складывались уже вполне лояльно. Известно даже несколько случаев, когда немцы после окончания срока пленения женились на рязанских девушках. Слегка изменив фамилии и имена – придав им «русское» звучание, они получали советское гражданство и оставались жить в Рязани.

Кстати

Традиции российско-немецкого сотрудничества в сфере строительства были продолжены спустя десятилетия. Например, известное каждому рязанцу здание «Барса» на Московском шоссе было построено в 1984 году по совместному проекту советских и германских архитекторов. Его облик копирует один из универмагов в восточной Германии.

Уважаемые читатели!

Может, у вас есть своя история, связанная с пребыванием немецких военнопленных в Рязани? Воспоминания членов семьи, заставших то время, старые фотоснимки, или сувениры, изготовленные руками пленных солдат вермахта? Мы будем рады услышать вашу историю. Звоните: (4912) 21-83-88

Не все немецкие заключенные вынесли тяготы плена. Многие навсегда остались в рязанской земле. Недавно корреспондент «КП» побывал на кладбище бывшего лагеря НКВД-МВД № 178-454, где покоится прах 400 немецких военнопленных времен Второй мировой. Кто были эти люди, что похоронены здесь? Мы решили связаться с их родными в Германии. Возможно, нам удастся получить рассказ о судьбе одного из пленных солдат или офицеров вермахта, жизнь которых оборвалась в рязанских лагерях. По результатам нашего расследования мы обязательно подготовим статью.

Мнение специалиста

Председатель рязанского отделения Русского географического общества, краевед Игорь Канаев:- Дома, которые в большом количестве строились немецкими военнопленными в Приокском поселке, возводились по типовым проектам, которые, на мой взгляд, характерны именно для юга Германии, где мягкий климат. Мы видим много открытых веранд, эркеров под зимние сады. Эти дома отличают и многоуровневые крыши с башенками, большие открытые балконы – где можно посидеть, выпить чашечку чая…

Приокский поселок стал в своем роде «экспериментальной площадкой» для застройки домами такого стиля. Но, к сожалению, стилевые особенности германской архитектуры оказалось не совместимы с суровыми русскими зимами. Люди, заселившиеся в «немецкие» дома, в первые же годы активно утепляли веранды, обкладывали их кирпичом, обшивали досками: иначе квартиры промерзали насквозь. Вот почему многие из этих строений утратили изначально изящные очертания. Тем не менее, по многим признакам эти дома узнаваемы и сегодня.

А еще был случай

Андрей Блинушов приводит реальную историю, имена героев которой, к сожалению, не дошли до нас. Один из военнопленных первого потока, в 1941-м бежал из-под охраны. Ему удалось добраться до Клепиковского района. Здесь одна из местных женщин спрятала его у себя в доме.

Трудно представить, но немец скрывался у нее…вплоть до 50-х годов. Они жили как муж и жена, и соседи, даже если и подозревали что-то, не донесли на них. Потом, с наступлением «оттепели», немец легализовался. Местные власти, пребывая в легком шоке, решили замять эту историю: выдали беглецу паспорт на русскую фамилию, позволили паре заключить настоящий брак.

Они жили в Клепиковском районе до 70-х годов: здесь их однажды разыскал корреспондент радио «Свобода»… Потом они переехали, скорее всего - в Германию. В любом случае, след этой пары затерялся.