Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика2 августа 2007 22:00

Вице-премьер Сергей Нарышкин: Я не готовлю себя к иной работе

Журналисты «Комсомолки» выпили чаю с руководителем аппарата правительства России в «Белом доме»

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Сергей Нарышкин родился 27 октября 1954 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский механический институт по специальности «инженер-радиомеханик». Работал советником посольства СССР в Бельгии, в мэрии Петербурга при Собчаке, Промстройбанке, в правительстве Ленинградской области. В 2004 году назначен заместителем начальника Экономического управления Президента РФ, а в марте 2004 г. - заместителем руководителя аппарата правительства РФ. С сентября 2004 года - глава аппарата правительства, 15 февраля 2007 года назначен вице-премьером.

Как заместитель председателя правительства отвечает за внешнеэкономическую деятельность,таможню, административную реформу, управление федеральной собственностью, культуру, туризм, спецпредставитель президента по интеграционному сотрудничеству стран СНГ, координатор строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

Награжден орденом Почета, а также медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Женат, имеет двоих детей. Владеет английским и французским языками.

Чаевничать пришлось, однако, не в вице-премьерском кабинете, а в «желтой» гостиной Дома правительства, специально предназначенной для встреч с прессой. Поэтому в правдивости одной из легенд о Нарышкине, гуляющих по Интернету, лично убедиться не удалось. Говорят, только у двоих сотрудников питерской мэрии времен Собчака всегда были абсолютно чистые - ни одной бумажки - рабочие столы: у Владимира Путина и Сергея Нарышкина. Но журналистское любопытство взяло верх, и, уже прощаясь, мы все-таки спросили у Сергея Евгеньевича, правда ли это. Он лишь улыбнулся: разумеется, это миф, в Смольном, а уж тем более в «Белом доме» такой порядок на столе абсолютно невозможен.

«Мой принцип - опираться на лучшие качества в людях»

- В Москве почти невозможно найти ведомство, где бы не было «питерских». Признайтесь, Сергей Евгеньевич, у вас в аппарате правительства сколько выходцев с берегов Невы «прописалось»?

- Я специально никого из Питера не приглашал. Есть несколько человек - выходцев из Санкт-Петербурга, но они работают в Москве достаточно давно. Это вообще мой принцип - опираться на лучшие качества и профессиональные знания тех, с кем работаешь.

- А не идет ли сейчас очередная волна «питерских»?

- Страна у нас большая и, разумеется, одной Москвой или Питером не следует ограничиваться. Для госуправления, конечно, нужен более широкий поиск специалистов. Но самое главное - не место рождения, а профессиональные качества человека, его знания, умения.

- Молодежь сейчас охотнее идет на госслужбу?

- То, что на госслужбу наконец пошли молодые, образованные люди, это хорошо. Госслужба и должна быть престижной, с более высоким, чем в среднем, уровнем подготовки. Соответственно и с более высокой зарплатой. Вы говорите, много работы - но это же хорошо, когда много работы. Мне такой режим нравится, я только так чувствую, что живу.

- Довольны ли вы тем, как проходит административная реформа? Многие эксперты считают, что она провалилась?

- В представлении людей административная реформа - это лишь сокращение количества органов госуправления, слияние или разделение отдельных ведомств, уменьшение числа сотрудников. На самом деле административная реформа - это и сокращение сети госучреждений, государственных унитарных предприятий, исключение дублирующих функций в деятельности органов власти, снижение административных барьеров, мешающих развитию предпринимательства.

Это и масштабная работа по наведению порядка в сфере платных госуслуг. И внедрение административных регламентов исполнения министерствами и ведомствами госфункций и предоставления госуслуг. Именно регламенты должны стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Госслужащий имеет право делать не то, что ему хочется, а то, что положено по регламенту. Об этом наборе действий должны знать граждане при получении госуслуг.

- А если этот регламент не отражает всей правды жизни?

- Должен быть механизм оспаривания действий чиновника. В прошлом году мы подготовили около 170 административных регламентов. За два ближайших года надо подготовить еще около 500. У каждого министерства есть свой план по упрощению общения чиновников с гражданами в рамках так называемого «одного окна». Речь идет о том, чтобы в одном центре сосредоточить вместе Роснедвижимость, Росрегистрацию, всевозможные службы, которые оказывают услуги на общей информационной базе.

- А вы не думаете, что чиновники, которые должны работать в этом «окне», все равно будут сопротивляться вашей идее. Ведь они потеряют возможность «кормиться».

- Несмотря на сопротивление, мы будем внедрять эту систему, она оставляет меньше лазеек для коррупции.

- Но во многих законах разделы как бы специально написаны для того, чтобы процветало мздоимство. Хоть создавай отдельное ведомство для контроля.

- На мой взгляд, еще один специальный антикоррупционный орган создавать вряд ли имеет смысл. У нас действует правительственная комиссия по законопроектной деятельности, она и должна заранее «просвечивать» предлагаемые проекты на предмет коррупционности. Наверное, лучше должна работать и комиссия по административной реформе, которую ваш покорный слуга возглавляет, поскольку нормативные акты, относящиеся к этой тематике, проходят через ее «сито». В конце концов эффективнее надо трудиться нашим законодателям. Все вместе должны бороться.

«Структура правительства не заморожена»

- Часто, когда на заседаниях правительства обсуждают проблемы, ощущение такое, что министры впервые видят друг друга: и это не согласовано, и то не выяснено.

- Все-таки в основном вопросы на заседание правительства выносятся в согласованном виде - это одно из требований нашего регламента. Но при этом каждый член правительства имеет право высказать свое мнение, особенно к проблеме, которая относится к компетенции возглавляемого им министерства. Дело в том, что согласно новой концепции административной реформы у министерств больше самостоятельности, чем было раньше. Зачастую это и рождает споры. Бывает, что главы министерств и агентств расходятся во взглядах, играет роль и личностный фактор. Приходится искать компромиссы или из двух точек зрения определять правильную. Идет живое обсуждение. Да, перехлестывает иногда. Я в этом не вижу ничего плохого. Было бы хуже, если бы правительство работало как машина для печатания, штамповки ранее где-то кем-то принятых решений.

- А как вам удается отражать в протоколе такую метафоричную, образную речь премьера?

- По итогам заседания правительства готовятся два документа: стенограмма, где все, что произносилось в зале, записывается дословно, и протокольное решение, где отражена суть принимаемых решений, даются поручения органам исполнительной власти.

- Кстати, именно при нынешнем правительстве журналисты получили возможность воочию наблюдать прямые трансляции заседаний Кабинета министров. Говорят, некоторые члены правительства хотят прикрыть эту «лавочку» свободы?

- Никаких решений на этот счет аппарат правительства не готовит, трансляции заседаний будут продолжаться.

- А чего еще ждать от административной реформы? Ходят слухи, что Минэкономики и торговли разделят на два министерства.

- Структура федеральных органов исполнительной власти, конечно, не догма, она будет корректироваться. Разумеется, сейчас она не идеальна. Посмотрите, в любой стране нет какой-то навечно замороженной структуры исполнительных органов власти. Новый французский президент Николя Саркози, к примеру, существенно перекроил правительство.

У нас этот процесс идет в течение последних трех лет. Помните, отрасль связи оказалась под началом Минтранса. Получалась очень громоздкая структура. Образовали отдельное ведомство - Мининформсвязи. Существовало Агентство сельского хозяйства. Сочли это нецелесообразным, и функции передали министерству. Таких точечных изменений было достаточно.

- Слияние Минтруда и Минздрава в одно министерство многие считают неудачным.

- Конечно, ситуация сложная, отрасль требует самого глубокого реформирования. В этом смысле я отдаю должное смелости Михаила Зурабова: в определенном смысле он принял на себя удар, зная, какова будет реакция. При этом, как никто другой, он понимает, что придется реформировать самую болезненную для граждан сферу. И знает, как это следует делать.

- Вы читали книжку, которая стала бестселлером в узком кругу, - откровения одного из чиновников аппарата «Белого дома»?

- Да.

- Там много мифов?

- Что-то от правды там есть. Но это ваш прием, журналистский - вкрапить мозаикой правду в неправду, и получится картинка, казалось бы, убедительная.

«Объем реальной работы и политические амбиции - разные вещи»

- У вас есть какое-то понятие о вашем «дембеле»: вот кончится моя служба в марте 2008-го - и куда потом?

- Безусловно, когда человек знает о завершении своей работы на том или другом месте, он себя внутренне готовит к уходу, прикидывая, чем дальше будет заниматься. Что касается меня, честно говорю, я себя пока не готовлю к какой-либо иной работе. Еще и потому, что время есть подумать, что я буду делать через год, через два, через три.

- Вас уже записали в преемники Путина. Как вы себя чувствуете в этой роли?

- Сейчас уже проще перечислить, кого журналисты не считают кандидатом в президенты. Работать в руководстве правительства, администрации или в парламенте и при этом не слыть «преемником» стало просто неприлично. Как без брюк на работу прийти. Так что ко всей этой «пикейной» аналитике я отношусь спокойно.

- Но вы же не будете отрицать, что все больше становитесь политическим тяжеловесом?

- Объем реальной ежедневной работы и политические амбиции - это разные вещи.

СНГ как зона свободной торговли

- Вы - спецпредставитель президента по интеграции стран СНГ. Содружество можно еще реанимировать?

- По поручению Президента России была создана рабочая группа для подготовки проекта новой концепции интеграции стран Содружества. Этот документ выражает желание стран-участниц сохранить СНГ как интеграционное объединение, стремление не растерять позитивный заряд, наработанный за 15 лет.

Явным приоритетом СНГ являются экономическое сотрудничество, взаимодействие. Цель такого сотрудничества - создание полноценной зоны свободной торговли без ограничений.

- А то, что часть стран СНГ создала альтернативный союз - ГУАМ, - это не мешает?

- Факт вхождения любого государства в интеграционное объединение - не препятствие для того, чтобы это государство вошло одновременно и во второе, и в третье объединение. Во всем мире это так.

- Попытки реанимировать СНГ предпринимаются не впервые. Но, к сожалению, многое остается просто на уровне благих намерений.

- Сейчас делается акцент на то, чтобы в рамках СНГ решалось реально возможное количество проблем. Чтобы СНГ даже в части экономического взаимодействия бралось не за все по максимуму, а был выбран тот оптимальный объем проектов, которые Содружество в состоянии воплотить в жизнь. Вот на экономическом форуме в Санкт-Петербурге прозвучало предложение, чтобы каждый год СНГ рассматривало какую-то одну тему. Впрочем, я думаю, что слишком жесткое ограничение будет сдерживать интеграцию СНГ.

- У вас нет ощущения пассивности соседей в отношении проектов возрождения СНГ?

- Давайте вспомним ситуацию 15-летней давности, когда бывшие советские республики пошли по непроторенной дорожке. В России тогда считали, что далеко они не уйдут. И вектор внешней политики начала 90-х был смещен в другом, западном, направлении. Со временем руководители новых государств стали понимать, что никакие сигналы из Москвы, «как жить дальше», не приходят и на ноги надо вставать самостоятельно. Кто-то встал сам, кто-то - при помощи чужого дяди. Вот мы и пожинаем плоды собственной недальновидной политики. А теперь авторитет приходится заново завоевывать.

- Порой возникает ощущение, что России никто не нужен - то с этими разругались, то с теми. Где прагматизм в отношениях?

- Он в том, что нам не нужна интеграция любой ценой. В рамках СНГ стали появляться новые образования, такие, например, как Евразийское экономическое сообщество, Организация договора о коллективной безопасности. Они достаточно эффективны. Может быть, отчасти сама миссия СНГ состоит в том, чтобы появлялись интеграционные образования по более конкретным проблемам, а СНГ стало некой зонтичной структурой, площадкой для дискуссий и принятия нужных решений.

- Вы - глава межправительственной российско-туркменской комиссии. Что-то меняется в наших отношениях?

- С приходом нового руководства Туркменистана комиссия свою работу наконец возобновила. Уже подписано два больших соглашения. Во время визита президента Путина в Ашхабад прилетели около 30 руководителей российских компаний. Туркмения хочет закупать у нас сельхозтехнику - прежде всего зерноуборочные комбайны. Западная техника плохо переносит жару.

- На Востоке принято высоких гостей принимать с размахом, потчуя фирменными блюдами. Вареным бараньим глазом вас не пытались угощать?

- Не пытались, но если придется, съем и бараний глаз. Это же часть работы. Да и хозяев обижать нельзя. Впрочем, если в Москве есть возможность пропустить званое мероприятие, я предпочитаю остаться у себя и поработать.

- То есть это правда, что вы даже в официальных поездках стараетесь избежать непомерного «гостеприимства»?

- Я просто не люблю большого внимания к себе. Недавно был с визитом в стране, где, несмотря на мое сопротивление, ко мне приставили охрану. Чувствовал я себя при этом очень неловко.

«Сын не просит у меня помощи ...»

- Ваш сын признался как-то, что о ваших перемещениях по работе узнает из теленовостей.

- Я действительно делюсь с ним подобными служебными новостями только после того, как они станут публичными. Тем более что он остался в Питере, у него своя семья.

- Часто дети чиновников, не успело молоко обсохнуть, а уже в руководстве крупных фирм...

- Прежде всего я не думаю, что, если в семье высокопоставленного чиновника растет ребенок, он должен подвергаться дискриминации из-за должности, которую занимает кто-то из родителей. Так мы далеко зайдем.

Что же касается моего сына, то, еще учась в университете, он пытался заниматься с приятелем малым бизнесом. Какие-то бочки металлические покупали и продавали. Я помню, у нас даже в питерской квартире эти бочки стояли. Сейчас он работает наемным сотрудником на одном из предприятий Петербурга. А еще несколько лет назад вдвоем с приятелем Андрей создал маленькую, 6 человек, компанию по производству пластиковой тары. Часть этого малого бизнеса за ним осталась.

- Помощи у папы не просит?

- Однажды (я тогда работал в правительстве Ленинградской области) он попросил меня представить его руководству одного крупного предприятия. Хотел участвовать в сбыте его продукции. Я спрашиваю: а что ты можешь этой компании предложить, какие идеи, проекты? У них же есть развитая дилерская сеть с оборотными средствами, а у тебя этого нет, и в этом смысле ты вряд ли предприятию интересен. Вот если бы ты смог предложить какую-нибудь новацию в сбытовой политике - тогда другой разговор. Он понял, что надо работать самостоятельно, не уповая на мой административный ресурс. И я уверен, что он уже не потеряется в жизни, знает, как создавать и вести собственное дело.

- На нерадивых чиновников жалуется?

- Жалуется, конечно.

- А как вы ему советуете бороться с ними?

- Вы же знаете, бороться с нерадивыми чиновниками входит в круг моих служебных обязанностей.

«А я еду за туманом...»

- Фамилия Нарышкин в России особая. Но вы нигде внятно не отвечаете на вопрос о своей родословной.

- Конечно, меня, как любого нормального человека, интересует история моей семьи. Но интересует в пределах разумного, я никогда не предпринимал каких-то специальных усилий, чтобы навести какие-то справки, что-то выяснить. Есть, конечно, семейные легенды, но правда это или вымысел - не знаю.

- Во Франции живет прямой потомок князей Нарышкиных - Наталья.

- Я ее знаю, в один из ее первых приездов в Россию нас представил друг другу общий знакомый. Кстати, есть одно странное совпадение. В нашей семье рассказывают историю, что мой прадед в честь рождения моего деда, Михаила Нарышкина, построил часовню где-то под Костромой. А в семье Натальи Нарышкиной передается из поколение в поколения картина, на которой изображена часовня в честь Михаила Нарышкина в Костромской губернии.

- Говорят, что вы любите в компании петь блатные песни?

- Не «блатные», бардовские. Знаете, как это бывает в юности - походы, костер, гитара... Мне кажется, бардовские песни очень умные, откровенные, наполнены глубокими человеческими чувствами и переживаниями. Я Визбора люблю, Высоцкого, Городницкого, Кима. Вот такие вещи мне по духу очень близки. Митяева очень люблю. Умные, душевные песни.

- А любимая песня есть?

- Их несколько. «За туманом» Юрия Кукина. Помните? Песни о войне и о нашей памяти. «Журавли» Расула Гамзатова, «Бери шинель, пошли домой» Окуджавы...

- Как физическую форму поддерживаете, если приходится без конца сидеть в кабинетах?

- Я возглавляю Федерацию плавания. Как говорится, по статусу положено плавать.

- Каждый день?

- Стараюсь каждый день. Если у меня утром не назначено совещание раньше 9.30, то я успеваю поплавать метров 300 - 500.

- В элитном спорткомплексе?

- Да нет, я живу рядом с поликлиникой, при ней бассейн. Очень удобно.

- А горные лыжи?

- Я катаюсь давно, еще со студенческих времен.

- Любимые места есть?

- За всю жизнь был в горах три раза. В далекой юности, в студенческие годы, в Карпаты с женой однажды ездил. И последние две зимы с приятелями выбираюсь. А так - Сорочаны, Дмитровский район Подмосковья.

- А с Путиным катались?

- Нет.

- В августе обычно мертвый сезон: политики, чиновники отбывают на отдых. Но в этом предвыборном году будет по-другому?

- Не знаю кто как, но я лично хочу отпроситься у премьера на недельку, на две в отпуск.