Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Политика21 декабря 2006 22:00

Туркменбаши умер в день рождения Сталина

Кому достанется наследство Сапармурата Ниязова - Москве или Вашингтону?
Оставшись без Отца всех туркмен, его подданные теперь, похоже, действительно осиротели.

Оставшись без Отца всех туркмен, его подданные теперь, похоже, действительно осиротели.

Вчера ночью Отец всех Туркмен, он же Президент-солнце, он же Туркменбаши, а если по-человечески, - Сапармурат Ниязов - умер. По злой иронии судьбы его не стало в день рождения другого отца народа - Иосифа Сталина. Если верить официальным источникам, Ниязов скончался от внезапной остановки сердца. В Туркмении объявлен недельный траур - новогодние гирлянды на елках спешно меняют на черные ленточки, на родине Ниязова в селе Кипчак готовят к церемонии похорон (они пройдут в воскресенье, 24 декабря) мавзолей, у стен специальной Мечети духовности, а весь остальной мир мучительно гадает - куда пойдет Туркмения без Туркменбаши?

И зря надрывают свой интеллект российские и западные политологи, предсказывающие этому ханству то «оранжевую» революцию, то «застой», а то и вовсе гражданскую войну. Невозможно предсказать, как поведет себя абсолютная монархия без всесильного монарха (почти Бога!), который мог одинаково легко повелеть не только сбрить всем туркменам бороды и вырвать золотые зубы, но при желании в четные дни скакать на одной ноге. А если учесть, что Президент-солнце не оставил очевидного наследника, а свое окружение в страхе измен почистил так тщательно, что в живых остались заурядные льстецы, - будущее страны становится уж вовсе непредсказуемым.

Поэтому остается только вспоминать времена Брежнева - Андропова - Черненко и терпеливо ждать, кто выиграет ожесточенную схватку, которая сейчас бушует под ашхабадским ковром. Именно она решит, кому достанется богатая газом и нефтью Туркмения, доселе хранящая «суверенный нейтралитет», - Москве или Вашингтону.

Если ее выиграет сын Ниязова - газовый бизнесмен Мурад (что не очевидно - Туркменбаши не принадлежал ни к одному местному клану и был «тираном-одиночкой»), то это скорее будет на руку Москве. Сын, скорее всего, постарается сохранить преемственность власти, бархатно освобождая страну от культа своего отца (по примеру сына азербайджанского президента Гейдара Алиева). Золотые скульптуры вождя если и останутся на улицах, но их станет меньше...

Неторопливость Мурада, конечно, вызовет дикое раздражение Запада и молчаливое понимание Москвы, заинтересованной в газовых контрактах с этой страной.

Если победит кто-то из туркменских чиновников (как признак - назначение руководителем похорон некоего вице-премьера Бердымухамедова), то надо готовиться к сюрпризам. Один из них, например, - возможное появление на днях в траурном Ашхабаде лидеров оппозиции. Противники Ниязова смело объявили, что скоро прилетят в Ашхабад (при Туркменбаши они бы наверняка бесследно исчезли еще в аэропорту). И если это случится, то в Туркмении вполне может грянуть крутая перестройка. На Востоке это синоним войны. Сначала полетят с постаментов бюсты вождя, запылают дворцы, ну а потом...

Россия, похоже, собирается спокойно переждать туркменскую смуту и налаживать контакты уже с очевидным победителем. Возможно, по этой причине, как сообщил вчера «КП» источник в Кремле, Владимир Путин пока не планирует лететь на похороны Туркменбаши. Диктатора, без которого туркменам поначалу так трудно будет жить.

Владимир ВОЛОШИН

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: Он пропалывал всех, даже сына

- Мою семью многое связывает с Туркменистаном. Мой отец 15 лет прослужил там в советское время на границе. И обидно было видеть, как Туркмения при Ниязове вернулась в средневековье. Туркменбаши построил не просто одиозный режим, а до смешного одиозный. До того, что никто представить не мог, что вождь когда-то умрет. В том числе и сам вождь.

От наследования трона были отрешены все, даже сын Ниязова, 39-летний Мурад, больше пребывал в европах, где торговал сигаретами и газом. И, похоже, был рад этому. Потому что Туркменбаши репрессировал всех, кто хоть как-то вырастал на политическом поле и колол ему глаз. Не остановился бы и перед сыном.

В Туркменистане даже элиты как таковой сейчас нет. Ниязов ее ежегодно пропалывал. Он занимал все мыслимые посты, кроме председателя парламента - меджлиса. Но и спикер меджлиса в результате, чтобы выжить, был не спикером, а молчуном.

Туркменистан сейчас - это замороженный дикобраз. И, оттаивая, он может своими иглами поранить любого. Слишком многие привязаны к туркменскому газу.

Туркменбаши и не ездил ни на какие заседания СНГ лишь потому, что не видел там своих портретов. Он заперся у себя, и все ездили на поклон к нему, за его газом. А он перепродавал один и тот же газ по нескольку раз разным странам.

«Цветная» революция в Туркменистане сегодня невозможна. Если только дворцовая резня. Но и то не сразу. Для нее нужны страсти, а туркмены сейчас подавлены, они в шоке, никто ведь такого не ждал...

Кто теперь будет претендовать на влияние в этой стране? Да многие. Иран будет потому, что близко. США и Европа потому, что туркменский газ - единственная серьезная альтернатива российскому. И Россия будет. И из-за газа, и потому, что там до сих пор живут от 100 до 200 тысяч наших русскоязычных соотечественников.

Но все государства сейчас скорее затаятся и будут следить, чтобы кто-то другой не сделал резких шагов, чтобы прибрать наследство Ниязова. Ближайшие дни и недели все будут выжидать.

Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России: Его убили американцы

- У меня нет сомнений, что за смертью Ниязова стоят американцы. И данные моих источников, которых много в Ашхабаде, лишь подтверждают эту версию. Туркменбаши отказывался сотрудничать с Вашингтоном - и когда США начали операцию в Афганистане, а он не дал разместить на своей территории их военные базы, и когда продолжал сотрудничать с Тегераном. А американцам как воздух нужен «северный» плацдарм, то есть Туркменистан, для удара по Ирану. Я не говорю уже о газе.

Теперь США разыграют сценарий «цветных» революций. Выборы выиграет сын Ниязова, и найдутся силы, которые не признают их итоги. В результате Туркменистан погрузится в хаос, а на сцену поднимется некое лицо, пользующееся поддержкой Запада.

ЗВОНОК В ТУРКМЕНИСТАН

Отца нации похоронят в мавзолее с родителями

Вчера дозвониться в Туркмению было непросто. Номер своего знакомого, туркменского предпринимателя, я набирал минут сорок. Автоматика постоянно выдавала сообщение, что это направление перегружено. Когда наконец нас соединили, голос моего собеседника был вежлив, но напряжен - видимо, он подозревал, что нас, возможно, прослушивают.

- Как у вас там сейчас в Ашхабаде, все спокойно?

- Да, все хорошо. Беспорядков нет. На улицах на государственные флаги повесили черные ленточки.

- А по телевизору что показывают?

- То же самое, когда Брежнев умер, помнишь? Показывают струящуюся воду ашхабадских фонтанов, и играет печальная классическая музыка. Хочешь послушать?

- Давай...

В трубке действительно зазвучала медленная музыка, причем явно солировала домбра.

- Самое странное знаешь что? - вернулся к разговору мой знакомый. - Как раз накануне его смерти по всем каналам Сапармурата-баши поздравляли с годовщиной прихода во власть. Как раз 20 декабря 1985 года его избрали первым секретарем Компартии Туркменской ССР!

- Ходят слухи, что Ниязов умер давно...

- Последний раз заседание с его участием показывали в прошлую среду.

- Где и когда его похоронят?

- Объявили, что 24 декабря. Где - пока не сказали. Но думаю, похоронят по мусульманским обычаям. Сам Сапармурат-баши недавно построил мечеть с мавзолеем под Ашхабадом в селе Гынджак. Там он перезахоронил прах матери и братьев, погибших во время землетрясения 1948 года, и перенес землю с могилы отца, погибшего в Великую Отечественную на Кавказе. Может, и его там похоронят.

- Что говорят в народе о том, кто станет преемником? Может, сын?

- Сын вряд ли. Его не видно и не слышно в отличие от того же сына президента Азербайджана Алиева. Пока исполняющим обязанности назначили председателя меджлиса. По мусульманским обычаям объявили траур на 7 дней, но празднование Нового года отменять не стали...

А вот что вчера рассказали нам по телефону две жительницы туркменского города Чарджоу.

Света, 22 года:

- Я ходила сегодня на базар, все люди очень печальные, многие плачут. Непривычно тихо - нигде не играет музыка. Мне тоже стало очень печально: первый президент все-таки, хороший человек был. В порядок город привел.

Гузель Ачиловна, 52 года, домохозяйка:

- Я плачу уже несколько часов! Позвонил знакомый, говорит, включи телевизор - у нашего Туркменбаши сердце остановилось. У меня у самой чуть сердце не остановилось! Ноги подкосились, я на диван так и рухнула...

Сейчас многие говорят, что люди плачут, как после смерти Сталина. Нам читали в институте про культ личности Сталина. Я могу честно сказать, что с Туркменбаши все было совсем по-другому. Мы его очень любили, действительно любили.

САМЫЕ ЭКСТРАВАГАНТНЫЕ РЕФОРМЫ НИЯЗОВА

Ниязов написал книгу «Рухнама», которая изучается как отдельный предмет в школах и вузах страны. Знание этой книги требуется при аттестации во всех учреждениях Туркмении. Сам Ниязов так сказал: «Я попросил Аллаха, чтобы тот, кто эту книгу прочтет трижды в день, попадал в рай».

По распоряжению Ниязова январь называется «туркменбаши», апрель - «гурбансолтан-едже» (так зовут мать президента), сентябрь - «рухнама» (книга Туркменбаши)...

Ниязов распорядился разделить жизнь на 12-годичные циклы. Старость по этой системе начинается в 85, «возраст мудрости» - в 73.

Заявил о намерении построить зоопарк в пустыне Каракумы, где температура достигает 40 градусов. При этом постановил, что в зоопарке обязательно должны быть пингвины.

Ниязов объявил конкурс для журналистов под названием «Кто меньше хвалит Туркменбаши». «От хвалебных од я готов сквозь землю провалиться. Каждая песня - обо мне. От стыда глаза некуда девать».

Приказал построить ледяной дворец в самом центре своей богатой пустынями страны, считающейся одной из самых жарких на планете.

Заменил названия улиц в Ашхабаде номерами.

Заставил своих министров принимать участие в 36-километровом забеге для здоровья.

Объявил вне закона все инфекционные заболевания, включая холеру и СПИД, и запретил любое упоминание о них.

В 2002 году приурочил к своему дню рождения специальный указ, согласно которому каждый гражданин страны, достигший 62-летнего возраста, имеет право на выходной день и денежное пособие на покупку жертвенного барана.

Упразднил балет, а заодно оперу, цирк и Национальный ансамбль народного танца.

Объявил недействительными все дипломы иностранных вузов, полученные за последние 10 лет.

Запретил включать магнитолы в автомобилях.

Учредил Министерство Справедливости.

Запретил золотые зубы.

Подчинил Госавтоинспекцию Министерству обороны.

Туркменбаши читал «Комсомолку»?

Почта Туркменистана до последнего момента запрашивала всего два экземпляра «Комсомольской правды». Если учесть, что официальная подписка на «Комсомолку» в этой стране запрещена, газету нашу штудировали, скорее всего, только два человека. Один - из спецслужб, ему по роду деятельности положено. И второй - с большой долей вероятности, сам Туркменбаши.

ВОПРОС ДНЯ

Что теперь будет с Туркменией?

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):

- Режим Ниязова был уникальным - он не опирался ни на ислам, ни на какую-то партию, ни на правоохранительные органы. Туркменбаши опирался только сам на себя. Сейчас Туркмения - чистый лист. А все прогнозы - блеф. Никто не знает, что там будет...

Валерия НОВОДВОРСКАЯ, лидер «Демсоюза»:

- Боюсь, что найдут нового. Хотелось бы, конечно, надеяться, что там появится свой Хрущев и у них все же начнется перестройка. Хотя ведь и Берия тоже готовил «перестройку»...

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

- Теперь Туркмения станет центром борьбы Китая, США, стран Европы, исламского мира и, разумеется, России за влияние на этот политический и энергетический плацдарм. Кто победит? Сильнейший и умнейший.

Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»:

- Внутренняя борьба, которая там развернулась, пока не вселяет оптимизма в то, что там может что-то измениться. Какое-то влияние на развитие событий может оказывать только коалиция нескольких стран - к примеру, США, Турции, Азербайджана и России.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:

- В Туркмении что-то может измениться, если на события будет влиять оппозиция. Она в Туркмении есть, но нет сплачивающей фигуры. А правящая элита уже установила свои правила игры и контролирует процесс. Поэтому влияние других стран здесь будет пока что несущественным.

Сергей ГАБРИЕЛЯН, депутат Мурманского горсовета, уроженец Ашхабада:

- Политика Туркмении изменится. Возможно, в сторону большего сближения с Россией. Главное - чтобы преемники Туркменбаши сохранили его отношение к народу. Хоть его часто называли диктатором, но при нем вода, свет, газ и соль для населения были бесплатны. А свою страну из сырьевой он успешно превращал в индустриальную.

Александр ДРУЗЬ, магистр игры «Что? Где? Когда?»:

- Будет новый Туркменбаши. В этой стране попытаются сохранить существующий режим. Но если вдруг там будут сделаны какие-то шаги в сторону демократии, это вызовет народные волнения.

Николай, читатель сайта WWW.KP.RU, Новосибирск:

- Базар будет - по Ходже Насреддину, а статуи распилят.