Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество4 сентября 2006 22:00

Можно ли избавить столицу от пробок?

После летней передышки на дорогах Москвы опять невозможно проехать. Специалисты уверены - дальше будет только хуже!
Источник:kp.ru
Сломаться в пробке - самое страшное для водителя. Надежды на помощь почти нет. И каждая авария одновременно увеличивает пробку...

Сломаться в пробке - самое страшное для водителя. Надежды на помощь почти нет. И каждая авария одновременно увеличивает пробку...

Фото: Рамиль ГАЛИ

После летней передышки на дорогах Москвы опять невозможно проехать. Специалисты уверены - дальше будет только хуже!

Москвичи знают: пробки в утренние и вечерние часы пик летом хоть немного, но меньше, чем в другое время года. Автолюбители улетают на моря и оставляют «железных коней» на привязи. Но с началом осени дорожный кошмар возвращается. Специалисты мрачно обещают, что в этом году заторы побьют все рекорды. Уже сейчас на каждую тысячу жителей приходится более 300 автомобилей. Много это или мало?

- Когда в советские годы в Москве создавали улично-дорожную сеть, на 1000 жителей приходилось всего 10 автомобилей, - говорит заведующий отделом транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Михаил КРЕСТМЕЙН. - Лишь к концу века планку подняли до 100. Значит, сейчас по дорогам ездит машин в три раза больше, чем город может вместить!

Между тем Москва не самый автомобильный мегаполис. В большинстве европейских столиц автовладельцем является каждый второй житель, а в мегаполисах США практически каждый первый! Но пробок там нет.

Столице нужны внеуличные магистрали...

- В США о будущих проблемах на дорогах стали думать еще в 60-е годы, в Европе - в 70-е, - объясняет вице-президент Российской Академии транспорта, профессор Евгений ЛОБАНОВ. - Уже тогда там строили внеуличные скоростные магистрали, которые проходили либо под землей, либо над ней. Ни лишних поворотов, ни светофоров, машины гоняют со скоростью 90 - 120 км/час., между встречными потоками прочная бетонная перегородка.

В крупных городах такая дорожная сеть оттягивает на себя до 80% движения. Денег и времени на ее создание нужно очень много, но профессор Лобанов уверен: по-другому транспортную проблему Москвы не решить.

...современные развязки...

- В одночасье с пробками не расправиться, даже если на это бросить все силы, - продолжает профессор. - На борьбу с ними уйдет по меньшей мере два десятка лет. Необходима корректировка генплана города. Нужно не только строить скоростные магистрали, но и переделывать все развязки, в том числе недавно открытые на Сущевском Валу и Ленинградском проспекте. Это развязки вчерашнего дня. В Европе такие давно не строят. Вы заметили - пробок на третьем транспортном кольце меньше не стало. Посмотрите, как забита Беговая! Денег вбухали немерено, а толку никакого: съезды узкие, неудобные, машины на поворотах толпятся, наезжают друг на друга, аварий стало даже больше. Вот увидите - через несколько лет эти развязки будут перестраивать. А это снова наши с вами деньги!

...развитый общественный транспорт...

Сейчас в Москве на каждый квадратный метр городского транспорта приходится более 5 человек, а на отдельных маршрутах - до 7. Европейские автодорожники подсчитали, что общественный транспорт теряет привлекательность при наполнении автобуса более 1,5 человека на 1 кв. м, а больше 3 человек на метре пола там вообще не бывает! В мегаполисах США пассажиры не должны стоять во время движения. Автобус считается полностью заполненным, если заняты все сидячие места.

Предлагать нашим автомобилистам пересесть в общественный транспорт сейчас бесполезно. В Москве официально зарегистрировано 3,5 миллиона авто, на самом деле их в полтора раза больше. Трамваи, автобусы и троллейбусы перевозят ежедневно до пяти миллионов пассажиров, метро - восемь-девять. Если в эту армию переметнется хотя бы один миллион водителей, общественный транспорт задохнется!

- В Софии, Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе на проезжей части выделяются специальные полосы для общественного транспорта, - приводит в пример заморский опыт Евгений Лобанов. - Частник стоит в пробке и видит, что его один за другим по этой полосе обгоняют автобусы. В следующий раз он уже не сядет за руль сам. У нас нужно делать то же самое. А если кто из водителей самовольно заедет на «автобусную» полосу - надо нещадно штрафовать. Причем штрафы должны быть намного больше, чем есть сейчас. Тогда человек десять раз подумает, прежде чем нарушить правила.

...полноценные перехватывающие парковки...

Машинам в Москве негде не только ездить, но и стоять. Они заполонили все дворы, переулки, тротуары и, что самое печальное, проезжую часть. Из-за этого и так небольшая пропускная способность магистралей становится еще меньше.

- Городу катастрофически не хватает нормальных парковок. Те, что есть, неудобны, а «за охрану» парковщики дерут бешеные деньги. Скажем, едет человек с периферии в центр, попадает в пробку - он бы и рад пересесть на автобус, да машину оставить негде. На каждой автостоянке отвечают: «Мест нет». Во дворах напротив «забронированных» мест на бордюрах написаны номера «хозяйских» авто. Заедешь - могут и шины проткнуть. Про позор на Крестьянской заставе не хочется даже говорить. Разве это парковка? Добраться до нее можно только через гигантские пробки. И что тебя ждет? Асфальт под открытым небом и пятнадцатиминутная прогулка до метро. Широко разрекламированный паркинг на площади Гагарина до сих пор не открылся, нет даже указателей, а на въездных воротах висит замок. Остается ехать в центр «на своих четырех», пусть даже черепашьими темпами.

...и платный въезд в центр?

Евгений Лобанов считает, что справиться с пробками можно, только «ударив по всем фронтам» - строить одновременно внеуличные магистрали, развязки и парковки и, конечно, развивать общественный транспорт. Если просто увеличивать количество дорог и их протяженность (что делают власти), заторов станет меньше. Но ненадолго. Построим больше дорог - больше людей сядет за руль. И все повторится сначала.

Но воплощение в жизнь грандиозных планов займет годы. И только одна мера способна разгрузить столицу уже сегодня. Это платный въезд в центр. С помощью этого, например, покончил с заторами Нью-Йорк. Плату берут в Лондоне, Стокгольме, Сингапуре и других европейских городах. О пробках там давно забыли. Но бизнесмены жалуются, что вести дела в центре стало невыгодно. В Лондоне даже BMW собирается сократить количество офисов.

- Тем лучше! - говорит профессор МАДИ. - Бизнес сместится на периферию, в центре станет легче дышать. Главное, решиться! Разбить город на три платные зоны - от третьего транспортного до Садового кольца, от Садового до Бульварного и внутри Бульварного. Установить шлагбаумы и брать плату, как это делается при въезде на автостоянку. Очереди перед шлагбаумами тоже отпугнут часть автолюбителей. И тогда люди сами сделают выбор в пользу общественного транспорта!

Наталья БОРИСЮК

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Москве официально зарегистрировано 3,5 миллиона авто, на самом деле их в полтора раза больше.

Каждый день на дорогах Москвы становится на 400 машин больше, чем накануне.

К концу этого года автомобиль будет у каждого третьего москвича.

ЧТО ПЕРЕКРЫТО НА ЛЕНИНГРАДКЕ СЕЙЧАС

Закрыто движение в направлении центра от улицы Константина Симонова до Театральной аллеи.

При движении в центр отменены левые повороты с Ленинградского проспекта на Дворцовую (у Академии Жуковского) и Театральную (у станции метро «Динамо») аллеи. Разворот - по эстакаде на пересечении с третьим транспортным кольцом и на развязке в районе станции метро «Сокол».

При движении в область отменены левый поворот и разворот у Дворцовой аллеи (гостиница «Аэростар»), а также левый поворот на пересечении с улицей Пилота Нестерова (подъезд к Аэровокзалу).

Рекомендуется использовать развороты на площади Тельмана и у станции метро «Сокол» (над тоннелем).

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Наши развязки не способны «разрулить» движение

Комментирует вице-президент Российской академии транспорта, профессор Московского автодорожного института Евгений ЛОБАНОВ:

- Развязки - это едва ли не главный компонент уличной дорожной сети. Именно они обеспечивают пропускную способность улиц, и именно здесь образуются самые большие пробки. Когда строят новые развязки (к примеру, на Сущевском валу и Ленинградском проспекте), не обращают внимания на прилегающие дороги. Пропускная способность третьего транспортного кольца (ТТК) благодаря этим развязкам увеличилась на 1000 машин в час. Но прилегающие дороги при этом остались прежними - узкими, одно-двухполосными. Вот и получается, что при съезде на узкие прилегающие дороги с ТТК образуются заторы. Если развязки рассматривать отдельно - они всем хороши. Но своей главной функции - «разруливать» движение - не выполняют.

Поэтому развязки морально устаревают еще во время их проектировки. Чтобы они работали, надо полностью менять уличную сеть Москвы. Основные магистрали - Ленинградский, Кутузовский проспекты, Варшавское, Каширское шоссе, проспект Мира и другие - необходимо расширять до уровня третьего кольца. Или строить их дублеры.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Заторы на Ленинградке исчезнут не раньше следующего года

Ленинградский проспект, переходящий в Ленинградское шоссе и считающийся главной трассой страны, - острый нож в незаживающей ране автолюбительского сердца. Заторы прочно прижились на магистрали за последнее десятилетие и вдруг резко увеличились около месяца назад. Все дело в том, что столичные власти решили покончить с пробками на Ленинградке. Но вот ведь печальный парадокс: чтобы одолеть пробки, нужно их сперва искусственно... увеличить. Поскольку новые тоннели и развязки облегчат автомобилистам жизнь лишь потом, когда будут построены. А в процессе строительства даже и без того нелегкую водительскую жизнь затрудняют.

Редкий московский автолюбитель в эти дни в здравом уме сунется на Ленинградку. С началом сентября особенно. Потому что к привыкшим было ездить в новых условиях водителям с конца лета добавились все те, кто вернулся из отпусков в город. И жуткая железная каша началась по новой...

Напоминаем, что нынешний этап реконструкции Ленинградки продлится до конца этого года. А в дальней перспективе трассу расширят до 18 полос, сделают практически бессветофорной, перекинут эстакады и выроют тоннели. Наверное, ездить станет легче. Если, конечно, за время строительства количество машин в городе вновь не перегонит расчетные мощности развязок и они не устареют еще до открытия...

Андрей РОДКИН

ПЕРВЫЙ ОТКЛИК

В День города стояли даже велосипеды

В субботнем номере «КП» мы обратились к читателям с просьбой поделиться впечатлениями о Дне города. Выяснилось, что в целом москвичи праздником остались довольны. Но и без накладок и разочарований, как водится, не обошлось. Самым лаконичным ответом на вопрос: «Как вы провели День города?» - стала реплика читателя по имени Сергей Николаевич:

- Простоял в пробках на МКАД.

И верно. Опытные столичные водители, зная, что центр наглухо перекрыт, принялись объезжать по «большому кругу». Вот МКАД и встал.

Впрочем, проблемы коснулись даже двухколесных транспортных средств.

Филипп:

- Утром и днем милиция действительно пропускала с велосипедом, а в 8 вечера отдельные посты перестали пропускать! В результате я не попал на вечерние мероприятия. И на утренние, кстати, тоже не попал - никого вообще не пускали без аккредитации. Плохо, что, когда анонсировали программу праздника, не упомянули одну «мелкую» подробность - увидеть ту праздничную программу, которая до 14.00, смогут лишь аккредитованные лица.

Самую удачную тактику избрал москвич Сергей:

- С вечера в пятницу запер машину в гараже, а в субботу, как только вышел из дома, выпил пивка. Чтобы за руль точно не тянуло. Всей семьей отправились гулять в центр пешком. И отлично погуляли!

КСТАТИ

Гагаринский паркинг до сих пор не открыт

Впервые о гигантской перехватывающей парковке на Гагаринской площади москвичи услышали в начале мая («КП» подробно рассказывала о проекте 14 июня с. г.). Тогда первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин КОРОЛЕВСКИЙ сказал:

- На площади Гагарина поставят эксперимент: сможет ли паркинг решить проблему пробок в столице? Если сможет - такие парковки «растиражируют» по всей Москве.

Схема работы новинки очень проста: днем стоянка работает как перехватывающая для едущих на авто в центр города, а вечером и ночью там смогут разместить свои машины жители близлежащих домов. Рассчитана она на 638 машиномест.

Сначала открытие Гагаринского паркинга было запланировано на 30 июня. Но торжественный момент сорвался.

Как нам сообщили в Департаменте градостроительства Москвы, «паркинг построили в срок, и сейчас он полностью готов к эксплуатации. Но все еще не провели конкурс на управляющую компанию».

Теперь Гагаринский паркинг планируют открыть только в октябре. Точное число пока неизвестно.

Впрочем, открыть перехватывающую парковку - еще полдела. Надо еще создать все условия для того, чтобы водители ею пользовались. Увы, печальный опыт у столичных властей уже имеется. Первую в Москве перехватывающую парковку открыли на Волгоградке еще в 2003 году. Но желающих там парковаться не нашлось из-за неудобного расположения.

Антон ВЕДЕНЬКИН

Дорогие автолюбители! По пути на работу вы теряете время из-за неправильной работы светофора? Или вы знаете тайный маршрут объезда забитой улицы? А может, у вас есть идеи, как решить проблему пробок в Москве? Поделитесь с нами! Все предложения мы передадим ответственным чиновникам.

Звоните сегодня, 5 сентября, с 18.00 до 19.00, по телефону (495) 777-02-84, доб. 525, или пишите на электронный адрес: borisuk@kp.ru.

Решим проблему пробок вместе!