Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика9 августа 2006 22:00

Почему растут цены на бензин

Дрожжи так не растут, как цена на бензин в нашей стране. Судя по опросам, автомобили вот-вот начнут снова превращаться из средства передвижения в роскошь.
Корреспонденты «КП»: - Совести у олигархов нет: нагло лезут в наш бюджет!

Корреспонденты «КП»: - Совести у олигархов нет: нагло лезут в наш бюджет!

Фото: Андрей КАРА

Дрожжи так не растут, как цена на бензин в нашей стране. Судя по опросам, автомобили вот-вот начнут снова превращаться из средства передвижения в роскошь. Только за прошлую неделю стоимость «горючки» на московских АЗС подскочила в среднем на 30 копеек. Но нефтяники на этом не успокаиваются и вовсю дают прогнозы о том, что к концу августа стоимость бензина может перевалить за психологическую отметку в 20 рублей за литр. Почему же дорожает топливо? До каких пор будут расти цены? Корреспонденты пытаются выяснить, кого народ должен «благодарить» за космическую стоимость топлива.

Причина № 1. Дефицит горючки?

Рыночный закон неумолим. Из него следует, что цена на товар растет в первую очередь тогда, когда его не хватает. Вспомните дефицит алкоголя хотя бы. Может, и с бензином то же самое произошло? Но эту версию на днях опроверг глава Московской топливной ассоциации Евгений АРКУША:

- Количество АЗС и нефтепродуктов остается прежним. Для панических настроений оснований нет, сейчас все достаточно стабильно, никакого кризиса не будет.

На всякий случай мы обратились к последним данным Росстата. Прав был руководитель МТА: запасов топлива, словно денег в Стабфонде, хватит всем. Что же тогда происходит?

Причина № 2. Может, мы переплачиваем за качество?

Повышение цен производители нередко оправдывают качеством товара. А за него, как известно, надо платить. Увы, жизнь не подтверждает и этот аргумент - по опросам около 70 процентов автолюбителей когда-либо сталкивались с плохим бензином.

- Конкретных цифр, к сожалению, по стране нет, - констатирует председатель правления Конфедерации обществ потребителей России Дмитрий ЯНИН. - Одно только решение финских защитников прав потребителей говорит о многом: они сняли с сервисных центров обязательства ремонтировать двигатели тех машин, которые часто заправлялись в России. Дело в том, что наш бензин все же дешевле, чем у них, поэтому финны приноровились заправляться у нас. Экспертизы доказали - двигатель, потребляющий российский бензин, «живет» существенно меньше.

Причина № 3. На нас навариваются «короли бензоколонок»?

Следовательно, искать виновника надо там, откуда это топливо и попадает в наши баки на автозаправках. Андрей - главный бухгалтер одной из московских АЗС. О ценах на бензин он знает не понаслышке. Это его хлеб, масло и икра.

- Бывало ценники меняли утром, в обед и вечером, - рассказывает он. - А вот ворчание возмущенных клиентов выслушивали круглые сутки. Их можно понять, но работники заправки стоимость бензина не регулируют.

По словам Андрея, сливки с продаж, естественно, снимают «короли автозаправок» - их владельцы. А сливки - чистая прибыль - 50 тысяч рублей в день. И это уже с вычетом зарплат работникам, налогов и аренды.

Заправки - дело выгодное. За день в среднем продают 14 тысяч литров. У оптовиков заправщики покупают бензин за 15 - 16 рублей за литр. Накручивают 2 - 3 рубля.

- Вот смотрите, заправщик подписывает договор с поставщиком, предположим, на полгода по фиксированной цене, - объясняет бухгалтер. - Через месяц оптовая стоимость вырастает, и остальные заправки поднимают цену на бензин. Наш владелец тоже поднимает цены, но покупал-то он бензин по старым оптовым ценам. И вот его навар увеличивается!

Существуют схемы, по которым заправщики навариваются чисто за счет автомобилистов:

- Периодически на АЗС возвращаются злые клиенты, которым в бак налили бензин вперемешку с водой, - продолжает наш знакомый. - Это самый простой способ обмануть клиента. Потом схема зима - лето - классика жанра, подкопаться сложно. Дело в том, что зимой бензин сжимается, а летом наоборот. В результате летом клиент недополучает бензина, за который заплатил. Есть еще одно, даже если счетчик отсчитал вам верное количество литров, в длинном шланге остается миллилитров 100 - 130. Курочка по зернышку клюет, а даже миллилитры в общем учете дают заправщику дополнительную прибыль. Но это все мелочи. Очень много уходит на взятки.

- Много - это сколько? - попытались узнать мы.

- Прям так и сказал, - смеется Андрей. - Сами считайте: СЭС, пожарные, экологи, чиновники. И взять их сложно. Префект одного из округов Москвы, например, не только сам бесплатно заправляется, но и друзей своих к этой кормушке направляет. При этом жить с ними надо дружно. Та же префектура однажды потребовала, чтобы 5 человек от нашей заправки вступили в партию «Единая Россия». Иначе замучили бы проверками.

Причина № 4. Все из-за взяток и налогов?

Выяснить, сколько же «короли бензоколонок» кладут в карман чиновников, нам помогли эксперты. В конечном итоге это тоже влияет на стоимость «горючки».

- Дожили до того, что нефтяники завышают цены для себя, чтобы иметь возможность платить взятки, - утверждает руководитель Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. - Сумма взяток порой доходит до 20 процентов от оборота компании.

Ни фига себе. Получается, что благодаря чиновникам бензин обходится нам дороже на те же 20 процентов - более чем на 3 рубля.

- Верно думаете! - похвалил нас Делягин. - Но основная причина - в алчности производителей бензина.

- Как так? - удивились мы. - Ведь они все время жалуются на непосильные налоги и нелегкую жизнь.

- Если вы найдете коммерсанта, который не плакался бы на эту тему, смело ведите его в зоопарк как редкость, - парировал Делягин. - Для этой отрасли это нормальные налоги. Государство должно начать бороться с монополиями и наказывать жестоко. Но это опасно. Это все равно что приходить на рынок и объяснять продавцу, что баклажан должен стоить в полтора раза меньше. Есть риск не вернуться с того рынка.

Мы снова ударились в подсчеты. В конце 90-х годов мировая цена на нефть была в три раза ниже нынешней и бензин был дешевле. И налоги тогда платили и на производство, и на транспортировку, и на зарплаты. Но тем не менее прибыль нефтяники загребали лопатами и не плакались. Естественно, за эти годы себестоимость добычи и переработки нефти тоже не дешевела, но с учетом того, что нефть стала в три раза дороже, прибыль выросла в разы. Прибавьте еще увеличение объема потребления бензина в стране, ведь автомобилистов стало гораздо больше.

- Бороться с монополиями трудно и потому, что большинство заправок входит в состав нефтяных компаний. И здесь они творят что хотят.

Причина № 5. Под себя все подмяли олигархи?

Только в нашей стране нефтедобытчикам было позволено создавать вертикально интегрированные компании. Когда один и тот же холдинг добывает нефть, перегоняет бензин и потом продает его. В Европе такую проблему решили быстро: запретили «нефтяным королям» владеть нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и заправками.

У нас же все наоборот. Абсолютное большинство из 28 крупных российских НПЗ принадлежат тем же людям, что и добывают нефть. Они же скупают АЗС. И если два года назад олигархические холдинги имели на своем балансе 55 процентов всех заправок страны, то в этом цифра уже приближается к 70%.

Но казалось бы, что плохого в том, что целой отраслью, начиная от добычи и заканчивая продажей бензина россиянам, руководит одна группа?! Тут вам и оптимизация процессов, и согласованность действий... Снова приведем цифры. «Своим» НПЗ нефтедобытчики продают сырье по цене что-то около 2000 рублей за тонну. «Чужаки» получают то же самое в 3 - 4 раза дороже. То же самое и с заправками - «дочки» в июне получали литр 92-го по 8 рублей 78 копеек. Помните рассказ Андрея, главбуха независимой АЗС? Им топливо достается по 15 - 16 рублей. Вот вам и «здоровая конкуренция»...

ИТОГО: Цены вырастут, но не сильно

Настало время с помощью экспертов посчитать, кому и сколько мы платим за дорогой бензин (см. схему). Итак, допустим, что чистый навар после уплаты всех налогов и издержек на производство и вправду составляет 3 рубля 78 копеек с каждого проданного литра 92-го. Мелочь вроде. Старушкам возле станций метро больше подают. Так и хочется всплакнуть над бедной судьбой олигархов, копейки подбирающих, о нас радеющих. Но так ли это? Возьмите калькулятор. В первом полугодии, по данным Росстата, было произведено и продано 16,1 миллиона тонн автомобильного бензина. Не забудьте о том, что бензин легче воды, а потому в тонне его примерно 1240 литров. Вот здесь впору схватиться за голову: получается, что в день наши «нефтяные короли» имеют 412 миллионов рублей чистой прибыли! Или 15,5 миллиона долларов по нынешнему курсу. А вы говорите, государство вас зажало...

Кстати, эксперты развенчивают популярный миф, что после роста цен на бензин дико увеличивается стоимость продуктов и товаров.

- Конечно, зависимость здесь есть, - говорит директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь НИКОЛАЕВ. - Ведь расходы на транспорт в любом случае заложены в стоимость любого товара. Если бензин действительно скакнет на рубль, то цены в среднем вырастут на 0,1 - 0,2 процента. Сказать, на сколько конкретно подорожает тот или иной товар, сейчас невозможно - это очень длинная цепочка.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ФАС подозревает нефтяников в сговоре

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), призванная следить за произволом монополистов, вчера заинтересовалась любопытным прогнозом главы МТА Евгения Аркуши.

- Такие заявления направлены на то, чтобы подготовить общественное мнение к повышению цен на бензин, - заявил глава ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ. - В связи с новым законом «О защите конкуренции», который вступает в силу 26 октября 2006 г., подобное влияние на рынок незаконно. Мы обязательно это проверим.

Также он рекомендовал местным властям больше не выделять участки для АЗС тем компаниям, доля которых в регионах составляет более 50% объема рынка.

- Можно заявлять все, что угодно, - прокомментировал для «КП» заместитель главы ФАС Анатолий ГОЛОМОЛЗИН. - Но повышение каждый раз должно быть обоснованно. Когда производители начинают говорить о том, что все это происходит из-за высоких налогов, это не так. Государство в следующем году не намерено поднимать акцизы, введены налоговые послабления. У нас есть механизм, позволяющий защищать внутренний рынок от повышения цен - это высокие экспортные пошлины. Таким образом, мы оставляем нефть в стране и не даем создавать дефицит на ГСМ. Повышение цен на 20 процентов можно объяснить высоким уровнем монополизации и картельных сговоров. В прошлом году нами было выявлено 10 таких случаев сговора. Необоснованно полученный доход - порядка 100 миллионов рублей - мы вернули в казну. Еще несколько дел на 150 миллионов рублей находятся в судах. Но загвоздка еще в том, что штрафы за подобные игры с государством смешны - до 500 тысяч рублей. Мы очень надеемся, что в этом году Дума примет поправки в КоАПП, позволяющие начислять сумму штрафа не в МРОТах, а в процентах от оборота компании. Суммы резко увеличатся. Речь пойдет о сотнях миллионах долларов..

КСТАТИ

Все, что делало правительство, оказалось бесполезным

Мы еще со школы знаем: наша страна по запасам нефти одна из самых богатейших в мире. И при этом нам приходится платить бешеные деньги за бензин.

Король Саудовской Аравии, например, может позволить себе устанавливать низкую цену для своих граждан. В пересчете на наши деньги - 5 рублей за литр. Почему же мы так не можем? Ведь у руководства нашей страны есть рычаги, которые позволят сдержать цены на бензин. Главное из них - это ввод заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтяных продуктов. Тогда горючее будет невыгодно вывозить за рубеж, на внутреннем рынке его станет много, естественно, цены снизятся.

- Вряд ли правительство пойдет на такие меры, - комментирует аналитик Русского топливного агентства Максим НАЗАРОВ. - В этом случае снизятся доходы бюджета от продажи нефти за границу.

Год назад правительство сумело заключить с нефтяниками мораторий: на время компании заморозили цену на бензин.

- Лучше бы правительство ничего тогда не делало, - комментирует аналитик ИК «АТОН» Дмитрий ЛУКАШЕВ. - Цены заморозили, когда они были на самом пике. То есть произошел абсурд: вместо того чтобы падать после резкого подъема, цена на бензин осталась на максимальном уровне.

Нефтяники тогда пошли на уступки из-за того, что правительство обещало отвязать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от мировых цен на нефть. Но правительство не сдержало обещания.

- Получается, что чем выше цена за баррель на мировых рынках, тем больше приходится платить налогов, и нефтяники вынуждены повышать цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке, - прокомментировал «КП» один из топливных аналитиков. - Хотя если сейчас правительство настойчиво «попросит» нефтяные компании опять заморозить цены на бензин, они никуда не денутся и цены остановят. Но это тоже не панацея, потому что после долгого сдерживания цен наступает резкий скачок, который гораздо губительнее медленного повышения. Рост цен в начале августа обусловлен еще и тем, что за месяц (июль - август) объем экспорта российского бензина увеличился на 14 процентов - такого еще не было.